Песнь цикад
olnud — 08.09.2024Сентябрь в Приморье традиционно считается «четвертым летним месяцем» и служит компенсацией за совсем нелетний июнь (и нередко – и первую половину июля). О том, что это лето-лето, в жаркий полдень кричат певчие цикады. В Приморье обитает всего 5 видов из семейства певчих цикад, но и их достаточно, чтобы чувствовать себя частью «цикадного мира». На фото Auritibicen bihamatus, которую я нашел мертвой на берегу моря. Представляете, как орет эта «махина» с W и X на щитке?! Впрочем, если это самка, то она молчит – издают звуки самцы. Кстати, три таких цикады – и готовый WWW.
Звук, издаваемый цикадами, римляне считали отвратительным – возможно, поэтому в европейской литературе цикада не стала таким культовым персонажем, как на Дальнем Востоке. Собственно, «Стрекоза и муравей» Крылова – это переложение сюжета цикады и муравья из басней Эзопа и Лафонтена, но Иван Андреевич использовал «стрекозу» - так в те времена называли стрекочущих насекомых, в том числе кузнечика. Вот вам и Цикада – бездельница. В греческой мифологии богиня Эос превратила в цикаду своего бывшего и состарившегося возлюбленного Титона, который слишком много ворчал. Цикада – ворчунья, выносящая своей визгливой монотонностью мозг.
У американцев культовыми стали периодические певчие цикады. Все певчие цикады имеют подземную личиночную стадию, которая обычно проводит в подземном царстве 3-5 лет. Но в США обитает 7 видов цикад, которые проводят под землей 13 или 17 лет! И потом внезапно появляются в большом количестве, поют, спариваются, откладывают яйца и умирают. В зависимости от года появления выделяют так называемые «выводки» - всего известно 23 выводка. Например, в 2024 массово вышел из земли выводок 13, а в 2025 ожидают выводок 14. Каждый выводок приурочен к определенным штатам и имеет соответствующее название. Выводок 13, например, называют «Northern Illinois brood». То есть, фактически, эти цикады стали своеобразными кометами, смотреть на которые фанаты съезжаются то в один штат, то в другой. Два выводка, 11 и 21, вымерли, поэтому не факт, что в следующий раз та или иная «комета-цикада» вернется. А если вернется, то, значит, «я прожил еще 17 лет – как быстро летит время!!».
В азиатских странах самый-самый культ цикад царит в Японии. Им посвящают хайку, которые наши переводчики доблестно пытаются перевести каждый на свой лад. Вот в этом хайку Басё переводчики пытаются совместить тишину и громкое пение цикады:
Что за тишина!
Так пронзительны средь скал
Голоса цикад...
(Н. Фельдман)
Тишина кругом
проникает в сердце скал
лёгкий звон цикад.
(В. Маркова)
Тишина
Насквозь пронизаны скалы
Звоном цикад
(Т. Соколова-Делюсина)
Тишина вокруг
только звоном пронизаны камни
поют цикады...
(А. Долин)
На мой неискушенный взгляд зоолога, самый удачный перевод сделала Анна Семида, заменив «тишину» на замершую в жаркий полдень жизнь:
Замерло все!
Монотонно сверлят скалы
Голоса цикад
Она же сделала перевод замечательного фрагмента из «Кокоро» Нацумэ Сосэки, где также речь идет о певчих цикадах. Фрагмент примечателен тем, что автор видит принципиальную разницу в пении двух видов цикад, что меняет не только его настроение, но и дает пищу для философских размышлений:
«Я постарался как мог утешить отца, а затем вернулся к
своему столу. Сидя среди разбросанных книг, я мысленно все
возвращался к его малодушному поведению и словам. И вот тогда я
снова услышал цикад. Звучали они иначе, чем несколько дней раньше.
Это были цикады «цуку-цуку боси».
Всякий раз, когда я приезжал летом домой, вот так сидел среди
цикад, чьи голоса напоминали звук скворчащей кастрюли, на меня
странным образом наваливалась меланхолия. Печаль, казалось,
неизменно просачивалась до самого дна моего сердца вместе с
неистовым стрекотанием этих насекомых. В такие моменты я всегда
замирал и сидя в полном одиночестве вглядывался в самого себя.
Однако этим летом, у моей печали, которую я испытал после
возвращений домой, постепенно изменился оттенок. Я осознал, что
подобно тому как голоса «абурасэми» сменяются на голоса
«цуку-цуку-боси», так и жизни окружающих меня людей неуклонно
сменяют друг друга в великом круговороте человеческого
существования».