Тяжелый воздух


Вчера посмотрел-таки новый военный блокбастер Германа-джуниора и, в общем, мало что могу добавить к развернутой рецензии Григория Пернавского. Конечно, можно было бы указать на "ляпы", которые он упустил, либо не счел нужным о них упоминать (например, при полном отсутствии снега советские самолеты в первой половине картины летают белом зимнем камуфляже, что выглядит довольно нелепо), но это, в общем-то, мелочь.
А не мелочь - то, что фильм сильно затянут, крайне уныл и в целом оставляет тяжелое, гнетущее впечатление, несмотря на "оптимистичный" финал, выглядящий на общем фоне весьма чужеродно. Впрочем, если автор поставил перед собой цель показать, что война это беспросветный ужас, кошмар и грязюка, посвятив ее достижению 2,5 часа экранного времени, то, можно сказать, что он своего добился.
Наверное, во многом так оно и было, но фильм, все же, должен заинтересовать зрителя, а не вызывать желание нажать на перемотку. А при посмотре "Воздуха" оно возникает постоянно, особенно, в наземных сценах заполненных длинными и псевдоглубокомысленными диалогами рефлексирующих персонажей. Хочется, чтобы эти персонажи поскорее взлетели и вступили в бой, но тут нас ждут новые разочарования.
Несмотря на какие-то новейшие супер-пупер технологии, которыми хвалятся создатели фильма, воздушно-батальные съемки выглядят на удивление скучно, убого и невыразительно, даже на фоне фильмов полувековой давности, вроде "Битвы за Британию". Впрочем, Пернавский в своей рецензии уже отметил этот момент.
Однако пару раз картина сумела меня удивить. В первый - когда бравый воздушный ас и командир истребительного авиаполка в исполнении Безрукова, которому по роли - порядка сороковника, в разгар боевых действий совершенно внезапно и непредсказуемо умирает прямо на аэродроме от инфаркта. Такого я в наших, да и ненаших фильмах про войну не припомню. Хотя, с другой стороны, вполне реалистичный эпизод.

Второй момент - еще круче. Главная героиня - летчица, которую другой летчик ее полка вдруг пытается изнасиловать, хладнокровно убивает его, стреляя из "нагана" ему в рот. А потом соглашается с тем, что ее вину берет на себя механик, которого увозят особисты. Держу пари: ничего подобного в советских и постсоветских военных фильмах вы еще не видели. Однако для чего на это смотреть?

В общем, в очередной раз убеждаюсь в справедливости своего предположения, высказанного в предыдущей заметке, относительно жестокого проклятия, гнетущего наш военно-авиационный синематограф. Интересно, что надо сделать, чтобы его (в смысле - проклятие) убрать, да и возможно ли это вообще?
|
</> |