рейтинг блогов

Тяжелый груз смерти

топ 100 блогов vikond6523.03.2019 Тяжелый груз смерти

Ровно 45 лет назад, 22 марта 1974 года, у юго-восточного побережья Японии внезапно затонул теплоход "Тикси" - крупнейшее сухогрузное судно Дальневосточного морского пароходства. Из 45 человек команды, среди которых было семь женщин, спастись не удалось никому. В 19.55 "Тикси" отправил последнюю радиограмму на аварийной частоте, сообщив, что при развороте судна возник опасный крен в 25 градусов, который не удается парировать затоплением противоположных отсеков. После этого связь прервалась.

На следующий день место гибели судна обнаружил японский поисково-спасательный вертолет. С него доложили, что внизу видны плавающие обломки и тела членов экипажа, вокруг которых буквально кишат акулы, а вода - красная от крови. Еще через несколько часов к месту трагедии подошли советские теплоходы "Минусинск" и "Пестово". На них удалось поднять 14 тел, изуродованных акульими зубами настолько, что впоследствии ни одно не смогли опознать.

"Тикси" осуществлял регулярные коммерческие перевозки между иностранными тихоокеанскими портами, нарабатывая валюту для советского государства. В последнем рейсе он вез тальковую руду из Австралии в Японию. При этом в его трюмы загрузили на тысячу тонн больше предельной грузоподъемности. Это закономерно привело к критическому снижению боковой устойчивости. Наиболее вероятная причина катастрофы - смещение груза во время разворота из-за центробежной силы, к которой, возможно, добавилась боковая волна.

Из-за сползания груза судно накренилось, а потом - опрокинулось, причем произошло это так быстро, что экипаж не успел спустить спасательные шлюпки. Если бы "Тикси" был загружен по нормативу, скорее всего, это бы не случилось, но капитан, желая заработать побольше, очевидно, решил рискнуть.

Как было принято в СССР, катастрофу немедленно засекретили, о ней ничего не сообщалось ни в печатных, ни в электронных СМИ. Похороны членов экипажа прошли во Владивостоке открыто и при большом стечении народа, но даже местные газеты и радиостанции, получив соответствующее указание, хранили на эту тему гробовое молчание.

В то же время в других странах гибель "Тикси" широко освещалась в прессе, а советские люди узнали о ней из "вражеских радиоголосов", либо - от родственников и знакомых, живших в столице Приморья. Но, разумеется, узнали далеко не все. Рассекретили эту информацию только спустя полтора десятилетия, во времена перестройки и гласности.

Тяжелый груз смерти
Экипаж "Тикси" и маршрут его последнего рейса.

Тяжелый груз смерти
Любительский фотоснимок похорон погибших моряков.

Интересно, что ровно через 5 лет, 22 марта 1979 года на другом конце Союза, в Латвии, произошла еще одна засекреченная катастрофа, тоже вызванная грубым нарушением правил грузоперевозок, но произошла она не на море, а в воздухе. При заходе на посадку в аэропорту Лиепаи разбился авиалайнер Ту-134. Хотя это был чисто пассажирский самолет, в последнем рейсе его использовали в качестве грузового, разместив в салоне восемь тонн радиодеталей для местного радиозавода "Коммутатор".

Неизвестно, чем была вызвана такая спешка, вынудившая везти "железки" реактивным самолетом, да еще и задействовать для этого пассажирский борт. Во всяком случае, документы на сей счет до сих пор не обнародованы. Однако известно, что самолет был перегружен более чем на 750 кг, кроме того, укладка груза производилась без учета центровки, из за чего все самые тяжелые ящики оказались в носу. К тому же, груз не был закреплен, так как на пассажирской машине никаких крепежных средств не предусмотрено.

При снижении перед посадкой, ящики, вероятно, еще больше сместились вперед, отчего управляемость самолета резко ухудшилось и он начал "клевать носом". Посадка проходила в сложных метеоусловиях, при плохой видимости, поэтому экипаж слишком поздно заметил, что лайнер промахивается мимо полосы. Летчики попытались вновь набрать высоту, чтобы зайти на второй круг, но машина не слушалась. На высоте 10-12 метров самолет врезался в деревья и развалился на куски. Погибли четверо из пяти членов экипажа, выжил только бортмеханик.

Тяжелый груз смерти

Об этом инциденте советские граждане (кроме тех, кого он непосредственно затронул) тоже узнали лишь спустя много лет, поскольку заботливое партийное руководство тщательно оберегало их от любой негативной информации, а советские СМИ широко и подробно освещали лишь те катастрофы, которые происходили в "загнивающем мире чистогана".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну вот я и в эвакуации. Мы проехали 950 километров на юг, и теперь я где-то в 1300 км от адской Фукусимы и сильно на юго-западе от нее. Хайвей совершенно пуст, ну то есть не более наполнен чем в обычный будний день. Я увидела одну машину из Сендая и две из ...
В одном дружественном журнале у меня произошла беседа, в ходе которой выяснилось, что обладательнице чудесного голоса Дивне Любоевич непременно нужен наставник (а-ля Чаплин), который бы придал ей православный внешний вид. Я ...
ВНИМАНИЕ! Уведомляем вас о формировании особой бригады, приглашаются люди ТОЛЬКО с опытом боевых действий. Создаётся 1 ИНТЕРБРИГАДА ЮГО-ВОСТОКА Для экономии нашего и вашего времени, а также для эффективного взаимодействия — пишите строго по форме. Форма: 1. Ваш город (Формирование ...
Познакомились мы друг с другом ( anna_koshka  ) 10 апреля и вот скоро будет уже пол года как во Вселенной зажглась еще одна звезда - звезда любви. Мы многое успели за это время - столько было волшебных дней и... ночей))) за это время, столько радости и ...
Я объясню, какая именно мерзость до сих пор выводит меня из себя -- лицемерие. Возьмём любого человека -- если у него есть свои убеждения, жизненные принципы, я спокойно могу с ним спорить. Более того, я способна даже его уважать -- за то, что он, хоть и имеет отличные от моих взгляды, ...