Творец и Создатель

топ 100 блогов wampus_99902.01.2022 Вот тут в старом посте у Творец и Создатель jackclubs2 обнаружил высказывание о преимуществе латинского перевода Символа Веры перед церковно-славянским, которое меня весьма задело и заставило вернуться к моим прежним размышлениям. Причем, дело не в каких-то там схоластических богословских тонкостях, а скорее в понимании сути таких важнейших понятий как "сотворение" и "создание".

Собственно, цитата:

//Per quem omnia facta sunt (посредством которого всё сделано) мне нравится больше, чем "имже вся быша". Ну и factorem caeli et terrae - "творец неба и земли" - по-латыни это "делатель".//

Не буду придираться к самой постановке вопроса – "нравится"/"не нравится", перейду сразу к сути. На мой взгляд, у латинян (и не только у них) происходит катастрофическое снижение смысла понятий, обрезается главное. Творец – это, прежде всего, тот, кто "придумал" то, чего до этого никогда не было, а не тот, кто только сделал. Сотворение, как порождение идеи буквально "из ничего", и создание, то есть "делание" из чего-то, – совершенно разные понятия, первое требует прежде всего умственного и духовного труда, второе происходит с использованием уже готовой идеи, чертежа или проекта, и является физическим действием. Любой, хоть в какой-то степени имеющий отношение к творчеству или изобретательству, полагаю, поймет, что я имею в виду.

Вот ведь и у пророка сказано: "Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его" (Ис.27:11) – намеренно отдельно упоминается Бог как Творец и Бог как Создатель, пусть это и один Бог. Он сначала, на первом этапе, замыслил создать жизнь на Земле, "придумал" живых существ и разумного человека, а потом уже создал всё это. Кстати, когда говорится, что Бог сотворил всё словом ("сказал Бог ... и стало так"), речь идет именно о рождении идеи, замысла, проекта (собственно, "сказал" и "слово" – это уже антропоморфизмы, необходимые для понимания людьми передаваемой пророком мысли, такие же, как упоминание рук и ног у Бога). А вот вторым этапом следует реализация замысла, созидание, воплощение проекта в жизнь.

Такое свое понимание этой дихотомии я несколько лет назад изложил в исследовании "Сотворение из ничего", которое разместил в этом блоге. Впоследствии для меня было весьма утешительно обнаружить подобную мысль у Филона Александрийского. Он именно так и представлял сотворение мира Богом, хотя прямо и не связывал этот первый этап с первой главой книги Бытия:

"Пожелав сотворить сей видимый мир, прежде Он стал создавать умопостигаемый, чтобы, воспользовавшись им как бестелесным и боговиднейшим образцом, создать [затем] телесный, юнейшее изображение старшего, долженствующий охватить в себе столько чувственных родов, сколько в том умопостигаемых.

Утверждать же или подразумевать, что мир, составленный из идей, [пребывает] в каком-то месте, — нельзя. А как он образовался, мы сможем уразуметь, рассмотрев один пример из доступных нам. Когда строится город по великой любви к почестям царя или какого-то правителя, ... обычно бывает так, что приходит сведущий человек, обученный зодческому искусству, и, рассмотрев, какие преимущества [для строительства] предоставляет климат и рельеф, вначале в уме рисует едва ли не все части того города, который собирается строить: святилища, гимнасии, пританеи, места собраний, порты, верфи, улицы, укрепления, основания домов и общественных зданий. Затем, запечатлев, словно на воске, в своей душе образ каждой из частей, он воздвигает умопостигаемый город. Посредством присущего ему воображения воссоздав его очертания и еще отчетливее представив детали, он, подобно хорошему ремесленнику, взирая на образец, начинает затем возводить город из камня и дерева, соотнося каждую из чувственных сущностей с умными идеями. Подобно тому следует полагать и о Боге, Который, задумав основать Свой великий град вначале замыслил его прообразы, из которых составив умопостигаемый мир, Он и стал создавать затем чувственный, пользуясь первым как образцом."
(Филон Александрийский. О сотворении мира согласно Моисею, гл. IV)

Именно такое понимание сотворения и созидания (кстати, не требующее обращения к религиозной мистике, эзотерике и сверхъестественному) помогло мне совершенно по-новому взглянуть на первую главу книги Бытия, где, по моему мнению, описывается не создание, а именно "сотворение", то есть "придумывание", проектирование биологической жизни на одной из планет во Вселенной.

Характерно, что сведение сотворения к созиданию присуще не только латинскому тексту (creatio – созидание), но и греческому, где используется слово ἐποίησεν (от ποιέω – делать, производить, строить). А вот в еврейском оригинале мы видим совсем другое. В первом же стихе "В начале сотворил Бог небо и землю" использовано слово ברא (бара – творить), в данном контексте означающее придумывание, изобретение чего-то совершенно нового, небывалого. Далее, для обозначения использования уже имеющихся объектов, от которых будет порождено нечто производное, используется слово עשה (аса – делать; производить; создавать; совершать).

Самое поразительное – это описание сотворения человека. Творец сначала говорит "создадим (аса) человека" – по телу он лишь продолжение животных, а затем в следующем стихе слово бара употребляется уже целых три раза – ведь это сотворение небывалого существа, "образа Божия", плотского человека, соединяющего в себе душу, разум и дух.

Заметим, что между идеей и ее воплощением лежит почти непреодолимая пропасть. Ведь даже великий замысел Творца, показанный в первой главе книги Бытия, и получившаяся в результате многомиллиардолетнего созидания реальность, которая впоследствии так охарактеризована словами Бога: "и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт.6:6), – это далеко не одно и то же, что уж говорить о замыслах человеческих. И смотря на бедственное положение человечества в последние времена, поневоле сочувствуешь Творцу, стоящему перед дилеммой, продолжать ли эксперимент дальше или закончить его, отправив последнюю "тварь" (в прямом и переносном смысле) на утилизацию.

Тысячи лет Творец не опускал руки, вкладывая в сердца и души человеческие всё новые и новые идеи, которые помогли бы "образить" недоделанный "образ Божий". Пока без особого успеха. Остается только надеяться, что у него всё получится, и ему не потребуется сдавать нас в переплавку.

* * *

P.S. Прошу прощения у людей религиозных, которым подобная трактовка покажется недопустимым снижением традиционно понимаемого образа Бога и его деяний. В данном случае речь идет не о духовной сути священных текстов, вполне однозначно толкуемых различными религиями (правда, каждой по-своему), а больше о попытке философского и даже в каком-то смысле научного их понимания.

В этом смысле мне запала в душу мысль, высказанная на Петербургской конференции в 2010 году знаменитым ученым, математиком, филдсовским лауреатом В.Воеводским: "То, что мы сейчас называем кризисом российской науки, не есть кризис только российской науки. Присутствует кризис мировой науки. Реальный прогресс будет состоять в очень серьезной драке науки с религией, которая закончится их объединением".

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
29.12.2021 Наезд
26.12.2021 О! Микрон!
25.12.2021 Печать
Архив записей в блогах:
Биография Абрама Архипова типична для многих русских художников конца 19 - начала 20 века. Крестьянский мальчик из глухого села сумел подняться к вершинам художественного Олимпа России. Но отдельные факты его биографии известны не так хорошо - Архипов был человеком одиноким, ни жены, ни ...
Кто-нибудь в курсе, в чем причина отключения электричества в около 17.20 в районе ул Революционной, Дзержинского, Мориса Тореза, Аэродромной. Вырубился свет в офисных зданиях, выключились все светофоры. Где-то в 17.40 светофоры ...
Неожиданно обнаружил что у Юнны Мориц хоть и нет ныне самого популярного в РФ лозунга, но есть программа строительства социального жилья  и распределения продуктов 2-ё свежести Не Генрих-4 (с воскресной курицей у крестьян), но вполне актуально   "Когда у собаки есть будка и ...
Предыдущий пост сквозь годы Явно перехвалил. Кристофер Пламмер, который играл в нём одну из главных ролей, относился к картине весьма иронически. Про Джули Эндрюс, главную звезду фильма, ничего такого не знаю. Песенки там хорошие, конечно, но все-таки это пустячок, а не шедевр. Но что я ...
В последнее время очень много слышно о "Сколково" и это, как ни странно, результат очень плохой работы пресс-службы этой структуры... Ну ведь все же знают теперь, что Пономарев получил от фонда 750 тысяч долларов, что это было не вполне законно. Все знают, что Следственный комитет ...