Тузы, дамы, валеты

топ 100 блогов cicerone200720.11.2023


Вспоминая Аркадия Ипполитова

О небольших выставочных проектах Аркадия Ипполитова вспоминают редко. Жаль, поскольку они, как и его эссе, не менее драгоценны, чем его большие выставки и книги. Мне посчастливилось работать с Аркадием над несколькими состоявшимися проектами, а о нескольких, может быть, самых прекрасных, лишь вместе мечтать. 

Как только весной 2015 года в Царицыне открылся «Палладио в России», он предложил мне сделать выставку карикатур Ивана Александровича Всеволожского — директора императорских театров при Александре III. В Петербург я приехала в командировку в конце мая, но с Аркадием повидаться не удалось — он неожиданно оказался в больнице. Впрочем, царицынские планы его волновали, и он, поручив Павлу Гершензону меня опекать и образовывать, организовал встречу с владелицей коллекции Н.Ю. Духавиной  Работа над выставкой шла во второй половине 2015 - начале 2016 года, параллельно с этим Аркадий занимался ватиканским проектом Третьяковки. 

Для меня выставки подобны театральным спектаклям: после окончания они живут только в памяти. Занавес опущен, и ни каталоги и фотографии, ни «бродилки» или специальные сайты, которыми ещё недавно так увлекались, не передают их очарования. Улетучивается и обычная информация. Вот и о нашей выставке мало что можно сейчас найти в интернете. Чудесно, что удалось вместе с издательством «Кучково поле» выпустить в свет изящный двухтомник «Тузы, дамы, валеты. Двор и театр в карикатурах И.А. Всеволожского из собрания В.П. Погожева», поскольку вступительный текст Аркадия «Как тошно жить на белом свете» превращает концепцию выставки в самостоятельное литературное произведение, а иллюстративная часть альбома сопровождена теми же текстами, которые использовались на выставке в качестве этикеток. Воспоминания В.П. Погожева, статьи Вадима Гаевского и Ольги Барковец во втором томике — материал для тех, кто захочет узнать больше о «золотом веке русского императорского театра» — тех восемнадцати годах, когда И.А. Всеволожской был директором. 

Тузы, дамы, валеты

Моей задачей было найти дизайнера, который смог бы создать в залах Хлебного дома образ сна, болота и одновременно театральной роскоши, работая в основном с материалом графики. В моё сознание Аркадий сразу же внедрил тот образ эпохи, который создал Александр Блок в поэме «Возмездие»:

И встретившись лицом с прохожим,

Ему бы в рожу наплевал,

Когда б желания того же

В его глазах не прочитал…

Дизайнером выставки выступил Евгений Корнеев. С Аркадием до этого они знакомы не были.   Наталья Юрьевна Духавина, передавая в музей вещи и интересуясь, кто с ними будет работать, на мой рассказ о Корнееве отреагировала неожиданно: «Лишь бы они с Аркадием не передрались!». А услышав о том, что Евгений, прекрасный книжный дизайнер, только что выпустивший каталог выставки А.И Солженицына, хочет попробовать себя в роли дизайнера выставочного  Наталия Дмитриевна Солженицына попросила меня: «Вы, уж, поберегите Корнеева — он ведь как тростиночка». Опасения поклонниц таланта «тростиночек» были напрасны: звёзды были друг к другу крайне предупредительны, вели себя как два гранда. Это хорошо чувствуется на фотографии с вернисажа выставки. 

Тузы, дамы, валеты

На экспозицию посетители попадали из-за кулис, за занавесом их ждали фотографии Всеволожского и его коллег, артистов в костюмах, выполненных по эскизам директора, а впереди было изображение театрального зала и роскошно одетой публики — главных персонажей первого раздела выставки. 

Тузы, дамы, валеты
Тузы, дамы, валеты
Тузы, дамы, валеты

Для обрамления листов карикатур Корнеев предложил использовать техническую ткань, с чем Аркадий легко согласился. Серый цвет напоминал ещё и о шинелях, сами паспарту были сродни подушкам, тексты были набраны крупно и хорошо читались. Последнее для куратора было очень существенно. Аркадий уверял меня, что на выставках посетители любят больше читать, а не смотреть. И хотя согласиться с ним я не могла, но хорошо читаемые этикетки —  достоинство любой выставки. 

Тузы, дамы, валеты
Тузы, дамы, валеты
Тузы, дамы, валеты

Аркадий предварил открытие выставки статьей в «Снобе» под названием «Ночной столик спящей красавицы», акцентировав внимание на одной из ключевых карикатур Всеволожского: «Нет вроде бы ничего более далекого от политики, чем балет «Спящая красавица». А вот поди ж ты, у Ивана Александровича Всеволожского, директора императорских театров, который в 1890 году выпустил «Спящую красавицу» на сцену Мариинского и создал костюмы к этому балету, есть рисунок La table de nuit de la belle au bois dormant, «Ночной столик спящей красавицы». С точки зрения политической цензуры рисунок был абсолютно непроходим. На серо-коричневом фоне составлены непрезентабельные предметы, снабженные головами. Лица, известные всей России: Победоносцев, Катков, Толстой, Делянов – главные советники Александра III, определившие дух эпохи, именующейся «эпохой контрреформ». Тощий Победоносцев со своей остренькой мордочкой – закладка в книге, Толстой – склянка с морфием, Катков – колокольчик для вызова прислуги, Делянов – свечной гасильник. Рисунок – острая карикатура, изображающая общее состояние России, которая и подразумевается под la belle au bois dormant, «спящей красавицей леса». Всеволожской использует образ сказки Шарля Перро, но никакого Версаля, никакого праздника – сплошная унылость, сборище зомби. Рисунок читается как аллегория беспросветности русской жизни и парадоксальным образом связывает «Спящую красавицу» Перро-Чайковского со «Скучной историей» Чехова, замечательно передающей настроение времени».

Ночной столик спящей красавицы
Ночной столик спящей красавицы

«Корневильские колокола» с изображением десяти министров начала царствования Александра III, продолжали тему «ночного столика». Замолкшие колокола над Невой, империя, которая погружается во мрак. 

Корневильские колокола
Корневильские колокола

Далее шла галерея наиболее влиятельных представителей высшего света, царедворцев, министров, хозяек светских салонов, известных красавцев и красавиц. Среди карикатур были и автопортреты Всеволожского. Заканчивался этот раздел инсталляцией из вееров, расписанных директором и преподнесенных императрице Марии Федоровне. 

Князь Ф.П. Голицын
Князь Ф.П. Голицын
Графиня З.Д. Богарне
Графиня З.Д. Богарне
Искушение святого Антония. К.П. Победоносцев
Искушение святого Антония. К.П. Победоносцев
И.А. Всеволожской
И.А. Всеволожской
Тузы, дамы, валеты
Тузы, дамы, валеты

Не менее впечатляющей была и галерея знаменитых драматургов и  балетмейстеров, русских актеров и актеров  французской труппы, оперных певцов и балерин.  Среди самых запоминающихся образов — царившие на сцене драматического театра Мария Савина и Пелагея Стрепетова. Заканчивался этот раздел выставки костюмом, выполненным по эскизу Всеволожского. 

Тузы, дамы, валеты
А.Н. Островский
А.Н. Островский
Луи Валабель
Луи Валабель
М.И. Михайлов
М.И. Михайлов
М.Г. Савина
М.Г. Савина
П.А. Стрепетова
П.А. Стрепетова
Тузы, дамы, валеты

Вторым героем нашего проекта был Владимир Петрович Погожев, управляющий Петербургской конторой императорских театров, преданный сподвижник Всеволожского. Карикатуры, впервые показанные в Царицыне, сохранил именно он. Директор, уставая от административных забот, уезжал в своё имение Алёшню в Рязанской губернии, оставляя дела на Погожева, а возвращаясь дарил ему эти карикатуры, которые вряд ли предназначались для широкого показа. Погожев, переживший Всеволожского, их сохранил. Находясь в 1930-х годах в ссылке, их подписал, что очень помогло Аркадию в работе.  Там же, в Казахстане, им были написаны воспоминания, опубликованные благодаря нашему проекту. 

В.П. Погожев
В.П. Погожев

Кстати, Всеволожской после отставки с поста директора императорских театров стал директором Эрмитажа. Летом выставку посмотрел М.Б. Пиотровский. Я ему не преминула показать портреты двух его предшественников. Покидая залы, Михаил Борисович поинтересовался почему эта выставка проходит не в Эрмитаже, а в Царицыно. Я ответила, что предложение Эрмитажу делалось с условием издать мемуары Погожева. Тему назвали интересной, но издать предложили лет через десять. После царицынской выставки эту коллекцию Эрмитаж приобрел. 

Тузы, дамы, валеты
Князь А.А. Васильчиков, директор Эрмитажа
Князь А.А. Васильчиков, директор Эрмитажа

Название выставки мы поддержали сувенирной продукцией, выпустив колоду карт. А плакат выставки можно увидеть на фотографии, сделанной на Интермузее-2016. 

Тузы, дамы, валеты

Аркадий был идеальным куратором. Сотрудники музея работали с удовольствием, поскольку их предложения он тоже готов был поддержать. Так родилась прекрасная образовательная программа к выставке. Меня же, знающую над чем он параллельно работал, поражала его обязательность и пунктуальность. Тем паче, что, как он меня уверял, работа над текстами к этой выставке оказалась сложнее, чем к выставке произведений из Пинакотеки Ватикана. 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
https://www.rline.tv/news/2021-02-24-gennadiy-zyuganov-my-dolzhny-splotitsya-dlya-novykh-pobed/ 23 февраля, несмотря на антикоронавирусные ограничения и морозную погоду, в Москве коммунисты, союзники и сторонники партии возложили цветы к Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. ...
Еще пополнение в тему коробочек своими руками. Ведь что, как не коробочка создает дополнительную интригу, загадку. И конечно радость от открытия : ) Ее, кстати можно дополнить положив что-то вкусненькое или просто красивый камешек вовнутрь к ...
Статья с таким заголовком сейчас на главной CNN. Это мнение политолога Дэниела Трейсмана, на которого даже наши Ведомости раньше ссылались не раз. Так что источник хоть и не политик/военный, а просто политолог, но видимо уважаемый. Всю статью приводить не буду, она по ссылке ...
    Да, матом! И что с того?! А как ЭТО ещё назвать? Самый Великий Клуб играет дома вничью с каким-то там БАТЭ! Ну не пиздец ли? Ну и гифка в тему ...