Тузы, дамы, валеты
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Вспоминая Аркадия Ипполитова
О небольших выставочных проектах Аркадия Ипполитова вспоминают редко. Жаль, поскольку они, как и его эссе, не менее драгоценны, чем его большие выставки и книги. Мне посчастливилось работать с Аркадием над несколькими состоявшимися проектами, а о нескольких, может быть, самых прекрасных, лишь вместе мечтать.
Как только весной 2015 года в Царицыне открылся «Палладио в России», он предложил мне сделать выставку карикатур Ивана Александровича Всеволожского — директора императорских театров при Александре III. В Петербург я приехала в командировку в конце мая, но с Аркадием повидаться не удалось — он неожиданно оказался в больнице. Впрочем, царицынские планы его волновали, и он, поручив Павлу Гершензону меня опекать и образовывать, организовал встречу с владелицей коллекции Н.Ю. Духавиной Работа над выставкой шла во второй половине 2015 - начале 2016 года, параллельно с этим Аркадий занимался ватиканским проектом Третьяковки.
Для меня выставки подобны театральным спектаклям: после окончания они живут только в памяти. Занавес опущен, и ни каталоги и фотографии, ни «бродилки» или специальные сайты, которыми ещё недавно так увлекались, не передают их очарования. Улетучивается и обычная информация. Вот и о нашей выставке мало что можно сейчас найти в интернете. Чудесно, что удалось вместе с издательством «Кучково поле» выпустить в свет изящный двухтомник «Тузы, дамы, валеты. Двор и театр в карикатурах И.А. Всеволожского из собрания В.П. Погожева», поскольку вступительный текст Аркадия «Как тошно жить на белом свете» превращает концепцию выставки в самостоятельное литературное произведение, а иллюстративная часть альбома сопровождена теми же текстами, которые использовались на выставке в качестве этикеток. Воспоминания В.П. Погожева, статьи Вадима Гаевского и Ольги Барковец во втором томике — материал для тех, кто захочет узнать больше о «золотом веке русского императорского театра» — тех восемнадцати годах, когда И.А. Всеволожской был директором.
![Тузы, дамы, валеты Тузы, дамы, валеты](/images/main/tuzi-dami-valeti-d6ca2e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/71893/71893_800.jpg)
Моей задачей было найти дизайнера, который смог бы создать в залах Хлебного дома образ сна, болота и одновременно театральной роскоши, работая в основном с материалом графики. В моё сознание Аркадий сразу же внедрил тот образ эпохи, который создал Александр Блок в поэме «Возмездие»:
И встретившись лицом с прохожим,
Ему бы в рожу наплевал,
Когда б желания того же
В его глазах не прочитал…
Дизайнером выставки выступил Евгений Корнеев. С Аркадием до этого они знакомы не были. Наталья Юрьевна Духавина, передавая в музей вещи и интересуясь, кто с ними будет работать, на мой рассказ о Корнееве отреагировала неожиданно: «Лишь бы они с Аркадием не передрались!». А услышав о том, что Евгений, прекрасный книжный дизайнер, только что выпустивший каталог выставки А.И Солженицына, хочет попробовать себя в роли дизайнера выставочного Наталия Дмитриевна Солженицына попросила меня: «Вы, уж, поберегите Корнеева — он ведь как тростиночка». Опасения поклонниц таланта «тростиночек» были напрасны: звёзды были друг к другу крайне предупредительны, вели себя как два гранда. Это хорошо чувствуется на фотографии с вернисажа выставки.
![Тузы, дамы, валеты Тузы, дамы, валеты](/images/main/tuzi-dami-valeti-81bafa.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/71991/71991_800.jpg)
На экспозицию посетители попадали из-за кулис, за занавесом их ждали фотографии Всеволожского и его коллег, артистов в костюмах, выполненных по эскизам директора, а впереди было изображение театрального зала и роскошно одетой публики — главных персонажей первого раздела выставки.
![Тузы, дамы, валеты Тузы, дамы, валеты](/images/main/tuzi-dami-valeti-0da0a4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/72329/72329_800.jpg)
![Тузы, дамы, валеты Тузы, дамы, валеты](/images/main/tuzi-dami-valeti-4d3275.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/72568/72568_800.jpg)
![Тузы, дамы, валеты Тузы, дамы, валеты](/images/main/tuzi-dami-valeti-551f95.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/72858/72858_original.jpg)
Для обрамления листов карикатур Корнеев предложил использовать техническую ткань, с чем Аркадий легко согласился. Серый цвет напоминал ещё и о шинелях, сами паспарту были сродни подушкам, тексты были набраны крупно и хорошо читались. Последнее для куратора было очень существенно. Аркадий уверял меня, что на выставках посетители любят больше читать, а не смотреть. И хотя согласиться с ним я не могла, но хорошо читаемые этикетки — достоинство любой выставки.
![Тузы, дамы, валеты Тузы, дамы, валеты](/images/main/tuzi-dami-valeti-ac0eee.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/73040/73040_800.jpg)
![Тузы, дамы, валеты Тузы, дамы, валеты](/images/main/tuzi-dami-valeti-1dafd7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/73251/73251_800.jpg)
![Тузы, дамы, валеты Тузы, дамы, валеты](/images/main/tuzi-dami-valeti-632551.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/73718/73718_800.jpg)
Аркадий предварил открытие выставки статьей в «Снобе» под названием «Ночной столик спящей красавицы», акцентировав внимание на одной из ключевых карикатур Всеволожского: «Нет вроде бы ничего более далекого от политики, чем балет «Спящая красавица». А вот поди ж ты, у Ивана Александровича Всеволожского, директора императорских театров, который в 1890 году выпустил «Спящую красавицу» на сцену Мариинского и создал костюмы к этому балету, есть рисунок La table de nuit de la belle au bois dormant, «Ночной столик спящей красавицы». С точки зрения политической цензуры рисунок был абсолютно непроходим. На серо-коричневом фоне составлены непрезентабельные предметы, снабженные головами. Лица, известные всей России: Победоносцев, Катков, Толстой, Делянов – главные советники Александра III, определившие дух эпохи, именующейся «эпохой контрреформ». Тощий Победоносцев со своей остренькой мордочкой – закладка в книге, Толстой – склянка с морфием, Катков – колокольчик для вызова прислуги, Делянов – свечной гасильник. Рисунок – острая карикатура, изображающая общее состояние России, которая и подразумевается под la belle au bois dormant, «спящей красавицей леса». Всеволожской использует образ сказки Шарля Перро, но никакого Версаля, никакого праздника – сплошная унылость, сборище зомби. Рисунок читается как аллегория беспросветности русской жизни и парадоксальным образом связывает «Спящую красавицу» Перро-Чайковского со «Скучной историей» Чехова, замечательно передающей настроение времени».
![ÐоÑной ÑÑолик ÑпÑÑей кÑаÑавиÑÑ ÐоÑной ÑÑолик ÑпÑÑей кÑаÑавиÑÑ](/images/main/tuzi-dami-valeti-ae626e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/73853/73853_original.jpg)
«Корневильские колокола» с изображением десяти министров начала царствования Александра III, продолжали тему «ночного столика». Замолкшие колокола над Невой, империя, которая погружается во мрак.
![ÐоÑневилÑÑкие колокола ÐоÑневилÑÑкие колокола](/images/main/tuzi-dami-valeti-ba10f8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/74017/74017_800.jpg)
Далее шла галерея наиболее влиятельных представителей высшего света, царедворцев, министров, хозяек светских салонов, известных красавцев и красавиц. Среди карикатур были и автопортреты Всеволожского. Заканчивался этот раздел инсталляцией из вееров, расписанных директором и преподнесенных императрице Марии Федоровне.
![ÐнÑÐ·Ñ Ð¤.Ð. ÐолиÑÑн ÐнÑÐ·Ñ Ð¤.Ð. ÐолиÑÑн](/images/main/tuzi-dami-valeti-f93bfc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/74479/74479_2000.jpg)
![ÐÑаÑÐ¸Ð½Ñ Ð.Ð. ÐогаÑне ÐÑаÑÐ¸Ð½Ñ Ð.Ð. ÐогаÑне](/images/main/tuzi-dami-valeti-06bc46.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/74522/74522_original.jpg)
![ÐÑкÑÑение ÑвÑÑого ÐнÑониÑ. Ð.Ð. ÐобедоноÑÑев ÐÑкÑÑение ÑвÑÑого ÐнÑониÑ. Ð.Ð. ÐобедоноÑÑев](/images/main/tuzi-dami-valeti-273f8a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/74820/74820_original.jpg)
![Ð.Ð. ÐÑеволожÑкой Ð.Ð. ÐÑеволожÑкой](/images/main/tuzi-dami-valeti-c146d1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/75102/75102_original.jpg)
![Тузы, дамы, валеты Тузы, дамы, валеты](/images/main/tuzi-dami-valeti-e7165c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/75266/75266_800.jpg)
![Тузы, дамы, валеты Тузы, дамы, валеты](/images/main/tuzi-dami-valeti-a9daca.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/75544/75544_800.jpg)
Не менее впечатляющей была и галерея знаменитых драматургов и балетмейстеров, русских актеров и актеров французской труппы, оперных певцов и балерин. Среди самых запоминающихся образов — царившие на сцене драматического театра Мария Савина и Пелагея Стрепетова. Заканчивался этот раздел выставки костюмом, выполненным по эскизу Всеволожского.
![Тузы, дамы, валеты Тузы, дамы, валеты](/images/main/tuzi-dami-valeti-160a6d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/75937/75937_800.jpg)
![Ð.Ð. ÐÑÑÑовÑкий Ð.Ð. ÐÑÑÑовÑкий](/images/main/tuzi-dami-valeti-509585.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/76285/76285_original.jpg)
![ÐÑи ÐÐ°Ð»Ð°Ð±ÐµÐ»Ñ ÐÑи ÐалабелÑ](/images/main/tuzi-dami-valeti-2d77d5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/76482/76482_2000.jpg)
![Ð.Ð. ÐиÑ
айлов Ð.Ð. ÐиÑ
айлов](/images/main/tuzi-dami-valeti-d16dd0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/76738/76738_original.jpg)
![Ð.Ð. Савина Ð.Ð. Савина](/images/main/tuzi-dami-valeti-d12bc1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/76911/76911_original.jpg)
![Ð.Ð. СÑÑепеÑова Ð.Ð. СÑÑепеÑова](/images/main/tuzi-dami-valeti-c65064.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/77289/77289_original.jpg)
![Тузы, дамы, валеты Тузы, дамы, валеты](/images/main/tuzi-dami-valeti-1dd5d4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/78262/78262_800.jpg)
Вторым героем нашего проекта был Владимир Петрович Погожев, управляющий Петербургской конторой императорских театров, преданный сподвижник Всеволожского. Карикатуры, впервые показанные в Царицыне, сохранил именно он. Директор, уставая от административных забот, уезжал в своё имение Алёшню в Рязанской губернии, оставляя дела на Погожева, а возвращаясь дарил ему эти карикатуры, которые вряд ли предназначались для широкого показа. Погожев, переживший Всеволожского, их сохранил. Находясь в 1930-х годах в ссылке, их подписал, что очень помогло Аркадию в работе. Там же, в Казахстане, им были написаны воспоминания, опубликованные благодаря нашему проекту.
![Ð.Ð. Ðогожев Ð.Ð. Ðогожев](/images/main/tuzi-dami-valeti-1f8d3c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/77497/77497_2000.jpg)
Кстати, Всеволожской после отставки с поста директора императорских театров стал директором Эрмитажа. Летом выставку посмотрел М.Б. Пиотровский. Я ему не преминула показать портреты двух его предшественников. Покидая залы, Михаил Борисович поинтересовался почему эта выставка проходит не в Эрмитаже, а в Царицыно. Я ответила, что предложение Эрмитажу делалось с условием издать мемуары Погожева. Тему назвали интересной, но издать предложили лет через десять. После царицынской выставки эту коллекцию Эрмитаж приобрел.
![Тузы, дамы, валеты Тузы, дамы, валеты](/images/main/tuzi-dami-valeti-fb308b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/77780/77780_800.jpg)
![ÐнÑÐ·Ñ Ð.Ð. ÐаÑилÑÑиков, диÑекÑÐ¾Ñ ÐÑмиÑажа ÐнÑÐ·Ñ Ð.Ð. ÐаÑилÑÑиков, диÑекÑÐ¾Ñ ÐÑмиÑажа](/images/main/tuzi-dami-valeti-731503.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/78014/78014_2000.jpg)
Название выставки мы поддержали сувенирной продукцией, выпустив колоду карт. А плакат выставки можно увидеть на фотографии, сделанной на Интермузее-2016.
![Тузы, дамы, валеты Тузы, дамы, валеты](/images/main/tuzi-dami-valeti-ddec78.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cicerone2007/16101172/78523/78523_original.jpg)
Аркадий был идеальным куратором. Сотрудники музея работали с удовольствием, поскольку их предложения он тоже готов был поддержать. Так родилась прекрасная образовательная программа к выставке. Меня же, знающую над чем он параллельно работал, поражала его обязательность и пунктуальность. Тем паче, что, как он меня уверял, работа над текстами к этой выставке оказалась сложнее, чем к выставке произведений из Пинакотеки Ватикана.
|
</> |