Турне в Абхазию. Новый Афон. Музей. 4
cand_orel — 15.10.202306.06.2023
На днях я не завершил рассказ о посещении музея Абхазского царства и, собственно, про историю этого царства. Продолжаю...
Царица Тамара (1184-1213). Унаследовала титул отца: «абхазов, картлов, ранов, кахов и армян царица шарванша и шаканша и всего Востока и Запада самодержица». В единоличное царствование Тамары на монетных легендах упомянута «царица цариц, величие мира и религии Тамара, дочь Гиоргия, поклонница Мессии». При ней территория государства достигла максимальных размеров и мощи, что характеризует продолжение инерционной фазы в этногенезе абхазского суперэтноса. Царица дважды была замужем: первый раз - за русского князя Юрия Боголюбского (1178), второй -за осетинского царевича Давида Сослана (1193). Пять лет ушло на подавление внутренних смут, еще 20 лет войска под началомцаря Давида Сослана вели кровопролитные завоевания окрестных областей и стран, одерживая победы над иранскими, армянскими, византийскими феодальными владыками. В 1208 году, после смерти Сослана, Тамара сделала своим соправителем сына Георгия, которому при рождении дали второе имя Лаша. Это имя, как отмечает летописец, «с языка апсаров переводится как просветитель вселенной».
Георгий VI (Лаша) Сосланид (1213-1222).
Унаследовал титул «абхазов, картвелов, ранов, кахов и армян царь,
шарванша и шапанша, и всего Запада и Востока самодержец». На
монетах чеканится: «Царь царей, величие мира и религии, Гиоргий,
сын Тамары, меч Мессии». Георгий много лет потратил на усмирение
периодически восстававших Ганджи, Нахичевани, Эрзерума и других
центров. Весть о победах Георгия дошла до римского папы Гонория
III, который предложил ему участвовать в очередном крестовом
походе. Однако в 1220 году у восточных границ царства (империи)
появилось 20-тысячнное войско монголов, посланных Чингисханом.
Первое сражение монголы выиграли, от второго уклонились.
Георгий перед смертью завещает престол малолетнему сыну Давиду при
регенстве сестры Русудан.
Русудан Сосланид (1222-1245). На монетах представлена как «царица царей и цариц, величие мира, царства и религии, дочь Тамары, поклонница Мессии, да возвеличит Бог победы его». В 1225 году восточные области царства были опустошены хорезмийским шахом Джелал-эд-Дином, после Болнисского сражения полностью отторгнувшим эту территорию от западных районов государства.
Русудан вынуждена была бежать в Кутатис, где как сообщает летопись, «призвала все войска свои — абхазов, Дадиано-Бедианов, рачинского воеводу и католикоса Абхазии, и провозгласили (они) царем Давида, сына Русудан, благословили на царство в Кутаиси и возложили ему на голову корону». Произошло это в 1230 году, когда Давиду было пять лет. Коронация «на царство в Кутаиси» сына Русудан и сельджукского принца в обход основного претендента и упоминание в этой связи только «Абхазского католикоса» является показателем начала распада «царства абхазов и картвелов» — суперсистемы, объединившей разнородное население Закавказья.
В 1243 году Русудан признала верховную власть хана Батыя. Монгольские войска разместились в Восточном Закавказье, Русудан была обязана ежегодно выплачивать 50 тыс. золотых, выставлять войско, а ее сына Давида отправили к великому хану монголов для утверждения на престоле. Царство-империя была разделена монголами на восемь думенов (провинций), в один из которых наряду с собственно Абхазией вошли Мегрелия, Гурия, Аджария и Сванетия (основное ядро Абхазского царства). Интересно, что когда в 1243 году объединенная грузино-монгольская армия Русудан вторглась в Малую Азию, то сопротивление ей оказал Эрзинкский султанат, войско которого возглавлял «прославленный абхазец» Дардын Шервашис-дзе. Судя по всему, представители феодальной верхушки Абхазского воеводства в тот период вышли из повиновения Русудан.
После смерти Русудан монголы утвердили в качестве ее преемников двух царей - двоюродных братьев: Давида Улу, сына Георгия (1245-1270) и Давида Нарин, сына Русудан (1245-1293). Давид-Нарин обосновался в Кутатисе, а Улу-Давид в подчинении у хана укрепился в Тифлисе.
Давид Нарин (1245-1293). В грамоте, рассчитанной на подданных, упоминается «Давид Багратуниан, сын Русудан, божьей милостью абхазов, картлов, ранов, кахов и сомехов царь, ширваншах и шаханшах и всей Грузии и севера повелитель». Монетная же легенда отражает подчинение царя монгольскому каану: «Силою Бога власти Гуюк-каана слуга, Давид царь».
(1245-1270). Монетная легенда на серебряных диргемах, чекан которых контролировала монгольская администрация, гласит: «Силою Бога, счастьем падишаха вселенной Менгу-каана..., царь Давид, сын Гиоргия Багратида».85 На меди, рассчитанной на внутренний оборот значится: «царь царей, сын Гиоргия, меч Миссии». Оставил приемником малолетнего сына Дмитрия.
Невозможно обойти вниманием, что оба Давида для легитимности владения Абхазским престолом презентуют себя в качестве Багратидов, что является искажением их истинной генеалогии. Давид Улу, незаконорожденный сын Георгия Сосланида, выбирает родовое имя бабки, так же поступает Давид Нарин - сын Русудан Сосланид и сельджукского принца. С одной стороны, оба правителя стремятся сохранить за собой титулатуру «царя царей», а с другой - получить санкцию на правление и чекан монет от монгольских правителей Закавказья. При этом важно отметить, что границы восточной части царства (Карталинии) были размыты. Пределы распространения власти двух царей, их суверенность зависели от внутренней стабильности в империи.
Важный момент политического распада Абхазского царства зафиксировал армянский историк Хетум (XIII в.) в своем труде «История монголов». «Это царство, - писал Хетум, - разделяется на две части. Одна часть называется Грузия (Иверия, а другая — Апвас (Абхазия)). Там всего было два царя, один из которых, т. е. грузинский царь (иверский ), подчиняется самодержцу Азии, а абхазский царь силен народами и неприступными твердынями, поэтому ни самодержец Азии, ни монголы не могли взять его под свое иго...».
В Тифлисе, как и в других крупных центрах Закавказья, чеканится в основном ханская монета. В конце XIII в. вновь на короткое время возрождается чеканка национальной монеты. «Этот период начинается чеканкой фельсов царя Дмитрия, сына Давида Улу, относимый к 70-80 гг. XIII в. Оканчивается, для серебра, реформой Газана-Махмуда (около 699 г. хиджры), а для меди - фельсами Вахтанга III, битыми при Олдженту султане, в первых годах XIV столетия».
С 1245 г. по 60-е г.г. XV в. вмещается период полного распада
Абхазского царства.
Данный процесс происходил на фоне внутриполитической борьбы в
монгольской империи. В различных источниках, дипломатических
документах упоминается традиционное название для западной части
страны - Абхазия. В тоже время в картвелоязычных источниках в
качестве синонима ей встречается географическое наименование
«Имерети». Церковная организация по-прежнему представлена Абхазским
каталикосатом, размещенным в Гелати, вблизи царского двора. В это
же время на территории Абхазского каталикосата по-прежнему остается
главенствующим кафедральный храм в Пицунде, где осуществляется
рукоположение предстоятелей церкви.
Восточная часть царства с центром в Тифлисе именуется Карталинией, Иверией, Георгией. Здесь политические процессы контролируются ханской администрацией.
Дальнейшее дробление царства на крупные феодальные владения и постоянная междоусобная война между ними знаменует фазу обскурации в этногенезе абхазской суперсистемы. Фаза надлома, пережитая этносом в XI в., была снивелирована политическими успехами XII, нач. XIII в.в., которые имеют свое объяснение. В основе трансформации царства в империю лежало множество причин, одна из которых - более высокая пассионарность населения царства и ее правителей, в отличие от существовавших по соседству этнополитических систем Закавказья.
При этом главный соперник - Византия - была вытеснена из региона турками-сельджуками еще в конце XI в. Армянские царства и княжества, длительное время соперничавшие с Абхазским царством за приграничные территории, оказались неспособными противостоять притязаниям Византии, мусульманских и монгольских правителей.
Похоже, что идея независимого существования для армянской аристократии была заменена на поиски удобного покровителя, и неслучайно, что ими на время оказались единоверные Абхазские цари. Однако приход монголов ознаменовал переформатирование международных отношений в мировом масштабе. Большая часть политических систем Евразии была уничтожена либо подчинена власти монгольского каана, а затем других могущественных правителей Азии, возникших после распада их империи. Завоеванные территории они делили не по этническому принципу, а по географическим рубежам, для удобства функционирования их административной системы.
В 1386—1403 гг. Закавказье пережило восемь вторжений Тамерлана, что привело к окончательному распаду царства к 1460-м гг. на независимые друг от друга Картлийское царство, Кахетинскоецарство,ИмеретииСамцхе-Джавахети. Церковным институтом царства Имерети по-прежнему оставался Абхазский каталикосат. В это же время от Имеретинского царства отложились княжества Одиши, Абхазия, Гурия, Сванетия.
С XV в. начинается новый этап в развитии государственности абхазского этноса.
К сожалению опять материал не помещается, сделаем небольшую остановочку...
Продолжение следует