Турне в Абхазию. Новый Афон. Храм Симона Кананита
uctopuockon_pyc — 23.09.202306.06.2023
В прошлый раз мы остановились на выходе из Новоафонского монастыря (Турне в Абхазию. Новый Афон. Новоафонский монастырь) и собрались идти в храм Симона Кананита...
И я Вам скажу — дорога красивая, и путь не долгий, так что я предложу Вам снимки по дороге.
Такая красивая балюстрада рядом с Новоафонскоим монастырем, тень и аромат магнолий, удобные скамеечки — самое то место, где можно приятно отдохнуть и предаться думам и воспоминаниям.
Черное море до горизонта —
Южные растения и заросли —
На горе — Крепость Анакопия:
Анакопийская крепость (абх. Анаҟәаԥиа; груз. ანაკოფია) — оборонительное сооружение, расположенное в городе Новый Афон на Иверской горе, наиболее полно сохранившееся древнее укрепление Восточного Причерноморья.
Дорога к храму —
Вот такие — гостевые дома:
Очень мне нравятся крутые зеленые горы —
Спускаемся вниз —
Оливовые сады — —
Иверская гора видна из любой точки города —
Вот и храм завиднелся —
Дорога к храму —
Улица Эшба и река Псырдзха —
Река Псырцха – не очень большая, но достаточно красивая и живописная достопримечательность Нового Афона. Протекает река практически по всем горным склонам Нового Афона, простираясь буквально по всей территории города. Свои истоки река берет высоко в горах, а затем уже, извилистыми и ветвистыми расхождениями прокладывает свой путь, и бурным течением впадает в Черное море.
А вот и храм за мостиком —
Интересным архитектурным и культовым сооружением раннего средневековья в г. Новый Афон (древняя Анакопия) является храм во имя святого апостола Симона Кананита, сооруженный в период расцвета Абхазского царства (IX-X в.в.). Он является уникальным памятником абхазской школы церковного зодчества, сформировавшегося под византийским влиянием.
В середине VIII в. Абазгская епархия, находившаяся на тот момент в подчинении Константино-польского патриархата, становится автокефальной Абхазской Православной Церковью. На Соборе Антиохийской Церкви, возглавляемой патриархом Феофилактом, был рукоположен первый Абхазский каталикос Иоанн и первый епископ. Своей кафедрой католикос избирает Пицунду, а не Себастополис. Сей акт произошел в обход Константинопольского патриархата, но не имел для Абхазской церкви отрицательных последствий, если не иметь в виду, что еще несколько веков Константинополь не признавал этот факт.
С тех пор начинается расцвет православия и церковного строительства в Абхазском царстве. С каждым именем абхазского царя связано строительство и богатое украшение соборов и храмов, выдающихся архитектурных памятников Кавказа и всего Восточного Причерноморья. Основная часть этих крестово-купольных сооружений (вписанный крест): Бзыбский храм, храм Симона Кананита, храм Алахадзы, Лыхненский храм, Моквский собор и храм в Нижнем Архызе - представляют абхазскую школу церковного строительства. В XI в. абхазские мастера принимали участие в строительстве Софийского собора в Киеве.
В середине 1-го века апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, пройдя вместе с сопровождавшими их учениками малоазийские города, Трапезунт и Неокесарию, страну лазов, вступили в Апсилию. Какое-то время они вели христианскую проповедь Себастополисе.
Андрей Первозванный отправился далее на север, а Симон Кананит обосновался в каменной пещере недалеко от р. Псырдзха. Слухи о проповеднической деятельности ап. Симона Кананита в Анакопии дошли до римских префектов. Возобновились гонения на святого апостола, впоследствии его постигла мученическая смерть. Обращенные в христианство местные жители, их могло быть немного, видимо, погребли тело ап. Симона Кананита и передали своим потомкам память о месте его погребения. На этом месте позднее, после утверждения христианства в Абхазии, был возведен храм, который некоторое время был центром Анакопийской и Себастопольской епархий.
Храм неоднократно разрушался и перестраивался. Он реставрировался в эпоху Византийского императора Комнина, в царствование Абхазо-Имеретинского царя Давида Возобновителя (XII в.), был украшен внутри уникальной фресковой росписью в XIV в.
Расположенный в одном из живописнейших мест города (у Новоафонского водопада) храм Симона Кананита представляет собой церковь средних размеров, выстроенную из тесаного белого камня. По словам паломника Муравьева А. Н. в его сочинении «Грузия и Армения» (изд. 1848 г.): «устройство храма совершенно греческое с тройным разделением алтаря ... и полукружием горняго места; поразительна тонкость стен, выложенных из дикого тесаного камня и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы. Живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны: Успение Богоматери и два мученика».
27 ноября 1875 г. распоряжением Российского императора Александра III развалины храма Симона Кананита были переданы Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю, и иноки вскоре приступили к его восстановлению. При этом храм претерпел некоторые изменения: большая часть стен была забелена, изменены высоты стен, появился профилированный карниз, барабан стал круглым, купол приобрел луковичную форму. Над западным притвором монахи надстроили колокольню, западный и южный портики над входами не были восстановлены.
Восстановление храма было закончено в начале 1882 г. и 10 мая этого же года храм был освящен. Он становится действующим.
К югу от храма с конца XIX в. находилось монастырское кладбище, где были захоронены в 1889 г. епископ Сухумский Геннадий, в 1912 г. настоятель Новоафонской обители архимандрит Иерон. В советское время кладбище было разрушено, храм закрыт, долгое время в нем находилась библиотека.
Архитектурные особенности храма. Четыре свободно стоящие в середине здания квадратные столбы, соединены арками, держат барабан, перекрытый куполом; переходом от арок к барабану служат паруса. Между опорами по осям храма крестообразно рас¬ходятся к внешним стенам сводчатые проходы (вписанный крест), в результате, образующиеся угловые помещения также покрываются небольшими сводами. Эта устойчивая система взаимосвязанных пространств, ячеек обуслов-ливает стройную композицию храма. Главную роль в ней играет центральный купол, высоко поднятый на барабане.
Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже - угловые помещения. Наряду с организацией пространства большую роль в создании архитектурного образа играет пластическая выразительность стен в сочетании с изящными опорами, арками и сводами.
Эпиграфические памятники храма. Храм сохранил две раннесредневековые греческие надписи. Одна из них, датируемая IX-X в.в., имеется над южным входом храма вместе с изображением круга и креста внутри его. Вот один из вариантов ее прочтения: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита». Вторая надпись высечена на одном из камней восточного фасада храма. Она состояла из четырех или пяти строк, значительно повреждена и читается только частично: «Христос господь, спаси раба (своего)... являются ...и сын твой и ...Христос господь... Христос».
В настоящее время храм св. an. Симона Кананита принадлежит Абхазской Православной Церкви и является действующим (но я и во второй раз не смог попасть в него).
Православная церковь празднует день памяти Святого апостола Симона Кананита 23 мая. В этот день в храме проводится божественная литургия с крестным ходом. Тысячи верующих Абхазии и России идут поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучии.
Так, сегодня мы посмотрели храм, хотя бы снаружи. Но мы ещё покрутимся в следующих постах на этой площадке — здесь очень много интересных вещей...
Продолжение следует