Турне в Абхазию. Драндский собор

топ 100 блогов cand_orel04.06.2024

08.06.2023

В прошлый раз мы побывали в Илорском храме — Турне в Абхазию. Илорский храм... А в этот раз мы посетим Драндский собор.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Успенский собор Драндского монастыря (Нанҳәа иазку Дранда-ныха; — собор в Абхазии, в Гулрыпшском районе Республики Абхазия, расположенный на северной окраине села Дранда.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Драндский собор (Успенский собор села Дранда) является одним из первых христианских соборов, возведенных на территории Абхазии.
Храм является действующим. В нем регулярно проходят службы: утрени, литургии и вечерни. В определенные дни проводятся таинства крещения и отмечаются православные праздники. Расписание служб на 2–3 дня вперед вывешивается на дверях храма. При Драндском соборе работает крупнейшая в Абхазии церковная лавка. Здесь очень большой выбор религиозной литературы, образов. Есть и сувенирная продукция — от открыток до натуральной косметики.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Историки предполагают, что сооружение было построено в период процветания Византии, когда ею правил император Юстиниан, в VI веке. То есть храм является современником одного из главных христианских соборов — константинопольской Святой Софии. В Средневековый период на территории Драндского собора была обустроена резиденция епископов. Храм сильно пострадал от турецкого вторжения, но впоследствии был восстановлен.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Собор действительно поражает своим убранством, несмотря на то, что за годы своего существования, он много раз подвергался разграблению и разрушению, однако основные элементы декора остались нетронутыми временем. Сейчас на месте храмового комплекса вовсю развернуты работы по его восстановлению, это произошло благодаря тому, что пять лет назад абхазское правительство передало Драндский собор под юрисдикцию православной церкви. Храм представляет собой настоящий образец церковной архитектуры, панорамные окна в готическом стиле дарят зданию много света и визуально расширяют пространство.

Турне в Абхазию. Драндский собор

На территории храмового комплекса находится недавно восстановленная трапезная, из окон которой можно полюбоваться живописной кипарисовой рощей, здесь же можно набрать воды из святого источника. Совсем недавно под храмом были обнаружены пещеры с многочисленными коридорами и ответвлениями, которые при желании можно исследовать.

Святой источник в честь святого великомученика, воина Никиты Бесогона; глубина 58 метров
Святой источник в честь святого великомученика, воина Никиты Бесогона; глубина 58 метров

Никита Бесогон — раннехристианский святой, апокрифический великомученик, подвергшийся пыткам и принявший смерть за Христа в Константинополе; вымышленный сын римского императора Максимиана. Широко известен в христианской иконографии в мотиве побивания им беса-дьявола, соблазнявшего его принять язычество.
В русских списках отреченных книг житие носит название «Никитино мучение, нарицающее его сына Максимьянова царёва». Сохранившиеся списки восходят к концу XV века.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Мученика Никиту в народе называли «бесогоном». В народном представлении восточных славян апокрифический образ религиозного предания о Никите сливается с народными легендами о Никите Кожемяке — богатыре, одолевшем злого дракона.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Иоанн Кронштадтский (настоящее имя — Иоанн Ильич Сергиев; 19 (31) октября 1829, село Сура, Пинежский уезд, Архангельская губерния — 20 декабря 1908 (2 января 1909), Кронштадт, Санкт-Петербургская губерния) — священник Русской православной церкви, митрофорный протоиерей; настоятель Андреевского собора в Кронштадте; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года (от участия в заседаниях уклонился); «вдохновитель создания и почётный член» Союза русского народа. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель правоконсервативных и монархических взглядов. Почётный член Императорского православного палестинского общества.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Историки предполагают, что первоначальный храм был построен в период процветания Византии, когда ею правил император Юстиниан, в VI веке. То есть храм является современником одного из главных христианских соборов — константинопольской Святой Софии. В Средневековый период на территории Драндского собора была обустроена резиденция епископов. Храм сильно пострадал от турецкого вторжения, но впоследствии был восстановлен.

Драндский собор (Успенский собор села Дранда)
Драндский собор (Успенский собор села Дранда)

И чуть поцитирую церковную брошюрку...

Памятник этот относится к крестовокупольным четырехстолпным храмам, имевшим в Византии наибольшее распространение в VI-VII веках. Восточный его фасад оформлен тремя пятигранными снаружи выступами-апсидами, заключающими в себе алтарь и соединенные с ним проходами боковые помещения —   диаконник и жертвенник. Последним в западной части храма соответ ствуют два круглых помещения с глубокими полукруглыми нишами. 

Больничный комплекс с храмом в честь Феодосия Черниговского. Ныне там расположена тюрьма
Больничный комплекс с храмом в честь Феодосия Черниговского. Ныне там расположена тюрьма

С запада к ним примыкает обширное продольное помещение - нартекс с хорами во втором этаже. Храм увенчан куполом, покоящимся на низком шестнадцатигранном (снаружи) барабане. Стены, свод и купол храма сложены из красного кирпича, изнутри когда-то покрытого мрамором и фресками.

Турне в Абхазию. Драндский собор

В середине XVIII века Вахушти писал: "К западу от Моквы течет Кодор, на котором в горах, в Дранде, стоит большой и изящный храм с куполом. Там сидел епископ, заведовавший страною между Кодором и Анакопиею; ныне там нет больше епископа..."

Турне в Абхазию. Драндский собор

Известны имена четырех драндских епископов - Федора, жившего в первой половине XV века, Сабы (Саввы), отмеченного в надписи на одной из икон, найденных в Сванетии, Филиппа, который в первой половине XVI века принимал участие в соборе, созванном по случаю падения нравственности в Имеретин, и Гавриила, вынужденного покинуть Дранду в результате включения этой территории в состав Абхазского княжества в третьей четверти XVII века и скончавшегося в Иерусалиме.

Турне в Абхазию. Драндский собор

C. Саблин, посетивший Дранду в 1846 году, описывает храм следующим образом: Невольно удивляешься прочности его кирпичных стен и сводов, на которых выросли и состарились фиговые и другие деревья; плющ обвил его совершенно, но он стоит нерушимо... Купол освещен... окнами большой величины; в них прежде были разноцветные и вызолоченные стекла, судя по множеству их обломков, находимых теперь между камнями, окружающими храм. Окна снаружи обделаны мрамором с рельефами и украшениями изящной работы. Внутренность храма была расписана фресковыми картинами из св. истории и образами святых, частью до сих пор уцелевшими. Лучше прочих сохранился образ Спасителя в куполе, образ архангела Михаила подле западных дверей, образ св. Нила на северной стене и на южной -картина Благовещения, где Матерь Божия изображена на коленях. Видны еще остатки многих других картин, но их трудно различить по многим стершимся и обвалившимся частям; краски вообще сохранились с удивительной свежестью...
Окрестные жители-абхазцы, не только христиане и магометане, но даже не исповедующие никакой религии (а в Абхазии весьма много таких), имеют особенное уважение к храму и во всех важных случаях прибегают к нему".

Турне в Абхазию. Драндский собор

В 1869-1871 годах Драндский собор ремонтировался: были настланы кирпичные полы, заделаны южная и северная двери, установлен деревянный иконостас.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов в храме произошел пожар, разрушивший части кровли и свода, уничтоживший фрески.

Турне в Абхазию. Драндский собор

При восстановлении собора в нем были произведены новые переделки: кое-где древние стены разобрали, в других местах их достроили, пол залили цементом, изменили форму купола, вокруг храма построили различные монастырские здания.
В 1881 году был учрежден Успенско-Драндский монастырь.

Турне в Абхазию. Драндский собор

В 1880 году русские насельники афонского монастыря Ивирон иеромонахи Модест и Варлаам обратились к российскому правительству с просьбой об устройстве монастыря на развалинах находившейся в запустении церкви в селе Дранда. Просьбу поддержал главный управляющий Кавказским регионом князь А. М. Дондуков-Корсаков, лично разработавший порядок устройства общежительного монастыря.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Руководствуясь Высочайшим повелением от 9 мая 1881 г., Святейший Синод определил учредить монастырь с условием основания при нем учебного и благотворительного заведения. 9 мая 1883 г. доклад Синода получил Высочайшее утверждение.

Турне в Абхазию. Драндский собор

В том же году с Афона прибыли иеромонахи Модест и Варлаам и 10 человек братии и приступили к восстановительным работам. Из Иверского монастыря они привезли с собой копию чудотворной Иверской иконы Божией Матери, часть Древа Животворящего Креста Господня, частицы мощей вмч. Пантелеймона, сщмч. Харалампия, мучениц Веры, Надежды, Любови, св. равноап. Марии Магдалины.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Согласно местному монастырскому преданию, в 1885 г. при расчистке храма в земле был обретен список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которую датируют восьмидесятыми годами XIX века.
На иконе была изображена Богоматерь в окружении облаков, без Младенца и страждущих.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Восстановительные работы в монастыре были завершены в 1886 г. При епископе Агафодоре в Москве был заказан и изготовлен иконостас. Богослужение в обители, где в разное время числилось от 50 до 150 насельников, совершалось ежедневно по уставу Афонской Горы.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Монастырь постепенно обзавелся обширным хозяйством: в указе Святейшего Синода (№ 1919 от 7 мая 1886) говорилось об окончательном утверждении за Драндским монастырем земельного надела в размере 219 десятин, 19 из которых располагались непосредственно вокруг монастыря, 200 - в 3 верстах от него.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Николай Чудотворец; Николай Угодник; Николай Мирликийский; Святитель Николай (Άγιος Νικόλαος — святой Николай; около 270 года, Патара, Ликия — около 345 года, Миры, Ликия) — святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей.

Турне в Абхазию. Драндский собор

В нач. 90-х гг. XIX в. монастырю были отведены еще 50 десятин земли в Цебельде. Участки обрабатывались братией и сдавались в аренду, на них монастырь устроил хутор, пасеку, огород, виноградник, сеял хлеб, на цебельдинском участке косили траву и пасли скот.

Турне в Абхазию. Драндский собор

К монастырю были приписаны 2 скита. В 1892 г. в 2 верстах от монастыря, в селе Эстонка, житель Екатеринодара (ныне Краснодар) Ф. И. Даниленко возобновил каменную церковь XIII века, которую 4 августа 1893 г. епископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор (Преображенский) освятил во имя великомучеников Пантелеймона и Феодора Стратилата и при которой учредил скит. В начале XX в. здесь проживало до 20 человек братии.

Турне в Абхазию. Драндский собор

В 1889 г. в 8 верстах от Дранды был освящен храм во имя Всех святых, построенный в XIII-XIV веках (первоначальное посвящение храма неизвестно); при нем также был учрежден скит. Драндский монастырь имел подворья в Сухуме и поселке Дубинка на окраине Екатеринодара.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Илия Печерский (преподобный Илия Муромец) — инок Киево-Печерского монастыря. Святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных, память совершается 28 сентября (11 октября) в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и 19 декабря (1 января). Считается возможным прототипом былинного Ильи Муромца.

Турне в Абхазию. Драндский собор

С 1889 г. при монастыре было открыто училище, где на содержании монастыря 40-50 детей получали общее и духовное образование, обучались ремеслу, садоводству, пчеловодству и др. Монастырь имел библиотеку, больницу, аптеку; здесь же была расположена и епархиальная типография.

Турне в Абхазию. Драндский собор

После установления советской власти Драндский монастырь постепенно пришел в упадок и был окончательно закрыт в 1928 году.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Среди насельников монастыря - глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцев), подвизавшийся в Дранде с 1922 года, после закрытия Глинской пустыни, принявший здесь постриг и рукоположенный в иеромонаха в 1926 г.

Турне в Абхазию. Драндский собор

31 января 1888 года монастырь возглавил также бывший афонский насельник игумен Харалампий, утвержденный в должности настоятеля Святейшим Синодом 21 марта 1890 года. 

Турне в Абхазию. Драндский собор

Димитрий Солунский, или Димитрий Фессалоникийский (Δημήτριος της Θεσσαλονίκης), известен также как Димитрий Мироточец (Δημήτριος ο Μυροβλύτης; ум. 306 год) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Пострадал во время правления императора Максимиана. Память совершается в Православной церкви 26 октября (8 ноября), в Католической церкви — 9 апреля.

Турне в Абхазию. Драндский собор

В старинных русских стихах великомученик Димитрий представляется помощником русских в борьбе с Мамаем. У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времён особенное чествование святого Димитрия, была даже предпринята попытка доказать, что святой Димитрий по своему происхождению — славянин. Сербы и болгары чтут его как патрона славянской народности, называют «отечестволюбцем» славянских народов. В русских летописях имя Димитрия встречается на первых же страницах, прежде чем было упомянуто имя какого-либо другого святого: о нём упоминает преподобный Нестор в рассказе о взятии великим князем Олегом Константинополя. По словам русского летописца, своё поражение греки приписывали не храбрости славян, а заступлению за них святого Димитрия, их покровителя.

Турне в Абхазию. Драндский собор

С 4 сентября 1891 года монастырем управляли Сухумские епископы: Агафодор (Преображенский), Петр (Другов; с 19 сент. 1893), Арсений (Изотов; со 2 февр. 1895), Серафим (Чичагов; с 10 апр. 1905), сщмч. Кирион Ш (Садзаглишвили; с 3 февр. 1906, впоследствии Католикос-Патриарх Грузии), Димитрий (Сперовский; с 25 янв. 1907), Андрей (Ухтомский; с 25 июля 1911), Сергий (Петров; 22 дек. 1913 -1 сент. 1919).

Турне в Абхазию. Драндский собор

Согласно декрету Комиссариата автономной Абхазии от 1 сентября 1919 года, объявившего Сухумскую кафедру (вошедшую в состав восстановленной Грузинской автокефальной Православной Церкви) вакантной, право на управление Драндским монастырем предоставлялось временно управляющему епархией: с 3 по 11 сентября 1919 года должность управляющего занимал архимандрит Иоанн (Маргишвили), затем — исповедник Амвросий (Хелая), с 7 октября 1919 года митрополит Сухумско-Абхазский. 

Турне в Абхазию. Драндский собор

Зиновий (Мажуга) и Серафим (Ромашов) были рукоположены в иеромонахи в Драндском храме и служили здесь до закрытия монастыря. Преподобный Серафим (Романцов) был похоронен на кладбище в Сухуми, а в 2009 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мощи преподобного Серафима были обретены и перенесены в Глинскую пустынь.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Митрополит Серафим (Чичагов) написал житие преподобного Серафима Саровского «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Прославлен в лике святых священномучеников Русской православной церковью в 1997 году. Память совершается в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе Дивеевских святых.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Василиск Команский (Βασιλίσκος) — христианский святой, мученик. Был племянником святого мученика Феодора Тирона; пострадал с братьями Клеоником и Евтропием во время гонения императора Максимиана Галерия (305—311) на христиан.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Внутреннее убранство храма поражает: на стенах еще сохранились древнейшие фрески, которые датируются годами возведения храма. Когда-то собор был полностью расписан, однако время и разрушения оставили немного от первозданного интерьера. Самым неутешительным фактом является то, что реставрировать древние фрески вряд ли будут, слишком это дорогостоящая работа, поэтому будущие поколения уже не смогут наладиться живописью древних времен. С голыми стенами собора необычно смотрится шикарное ковровое покрытие пола. Икон в храме немного, однако здесь находится настоящая церковная реликвия — это мироточивый лик святого мученика Димитрия Солунского, этот образ многие годы привлекает к себе тысячи православных паломников. Считается, что данная икона исцеляет от многих недугов.

Турне в Абхазию. Драндский собор

Также интересны две мраморные гробницы. Кто захоронен в них — неизвестно, что еще больше добавляет тайны здешним местам. В одном из углов храма выставлены археологические находки: черепки, обломки мрамора.

Турне в Абхазию. Драндский собор

На территории храмового комплекса находится недавно восстановленная трапезная, из окон которой можно полюбоваться живописной кипарисовой рощей, здесь же можно набрать воды из святого источника. Совсем недавно под храмом были обнаружены пещеры с многочисленными коридорами и ответвлениями, которые при желании можно исследовать.

Турне в Абхазию. Драндский собор

И ещё несколько фотографий окружающих мест и пространств...

Турне в Абхазию. Драндский собор
Турне в Абхазию. Драндский собор
Турне в Абхазию. Драндский собор
Турне в Абхазию. Драндский собор

На сегодня всё. В следующий раз ещё по Гудауте прогуляемся...

Продолжение следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"Штрафная". В 4-5 в. до н.э. древнегреческий пир становится своеобразным культом. Количество яств и напитков не регламентировалось, но существовали правила этикета, запрещающие опаздывать к совместному пиру. До нас дошли уставы, где говорится о том, что опоздавший к столь важному ...
В Москве я посетила скромную обитель garry_71 Использовала его станок по прямому назначению, и это не то, что вы подумали, мои маленькие развратные друзья. Вот таких Майсиков он мне нарезал на лазерном станке из оргстекла. Еще я пила кофе и из под тишка фотала Гарри, ...
Чешский журналист Ярослав Башта в своей статье «Турецкий поток» опубликованной в издании Prvnizravy . cz   нарисовал весьма нерадужные Европейские перспективы. Чешский журналист сокрушается по поводу того, что целью европейских журналистов и политиков является желание как можно больше ...
Друзья,  рады представить вам новую функциональность Живого Журнала.  Иногда комментарии к постам содержат не менее ценную информацию, чем сами посты и очень хочется как-то сохранить собственный комментарий, а может быть даже привлечь к дискуссии внимание друзей и ...
Согласно 5-й и 13-й Гаагским конвенциям 1907 г. нейтральное государство, принявшее на свою территорию войска, принадлежащие к воюющим армиям, обязано интернировать их. Позднее это положение было подтверждено Женевской конвенцией 1929 г. То, что происходящее на Украине – вооружённый конф ...