Турецкое время (Проторетрокнига - 2)
qebedo — 26.03.2022 «Одному европейцу, побывавшему в империи в XVI веке, чрезвычайно докучала манера янычар из его эскорта будить его за несколько часов до того, как отправиться в путь, пока он не понял, что всё дело в том, что они просто не умеют точно определять время. Тогда он показал им свои часы и попросил их спокойно отдыхать. Сначала им непросто было выполнять его просьбу, и по утрам они спали вполглаза. Однако через несколько дней они начали доверять европейскому гостю и пришли к общему мнению, что часы – замечательная штука, позволяющая хорошенько выспаться».Это из прекрасной книги Джейсона Гудвина «Величие и крах Османской империи. Властители бескрайних горизонтов», написанной в редком и любопытном жанре исторического эссе. (Помимо прочего, автор известен серий книг об уникальном персонаже – детективов об османском сыщике, переведенных на 40 языков, в число которых русский, понятное дело, до сих пор не входит, ибо, естественно, не любовные романы, и наша публика без них не умрет.) По-моему (или, как теперь принято выражаться, чтобы «быть в тренде», ИМХО), одно из наиболее ярких описаний того, для чего нужен технический прогресс, одновременно с объяснением действия, которое он производит на девственно чистые умы.
А вспомнился мне этот эпизод буквально на днях, в одной редакции, когда кое-кто из сотрудников (а если быть точнее, сотрудниц – «не в интересах правды, а в интересах истины») пожаловался на кого-то из своих контактов по электронной почте. Он (а если точнее, она – и пусть феминисты и феминистки обидятся, но из песни слов не выкинешь) имеет странную привычку – весь текст сообщения, каковое желает довести до сведения, забивает в строку названия письма…
Самое же, наверное, смешное (оно же и любопытное) в этой истории, что такие люди – ну, тех, кто не по часам живет, может, и нет уже нигде, но такие, которые компьютер считают калькулятором, на котором можно буквы печатать, еще остались в пребольших количествах – вот эти самые люди на школьных уроках истории (сомневаться, что они учились, всё же не приходится, ибо образование у нас в стране до сих пор всеобщее), я уверен, очень смеялись над рассказами о бусах, зеркалах, одеялах и прочей бижутерийно-бакалейной туфте, за которую аборигены не смущались продавать абсолютно всё, вплоть до родной матери (земли, конечно). Хотя сами сии «умельцы», получается, недалеко ушли, в том числе, если покопаться пристальнее, и в смысле продажи матери…
Но тут уже начинаются опасные намеки на политику, и позвольте мне засим откланяться.
|
</> |