Турецкие дневники (сентябрь 2021 года). Стамбул. Мечеть Чамлыджа. 2
nash_dvor — 02.03.2022Зима в погодном плане всё ещё продолжается, а воспоминания о Стамбуле, похоже, так и останутся воспоминаниями. И всё-таки будем оптимистами — будем стараться #ДОТЯНУТЬДОВЕСНЫ...
В прошлый раз начал разговор о Мечети Чамлыджа, ограничившись некоторыми её внешними архитектурными особенностями и историческим деталями — https://cand-orel.livejournal.com/1364268.html. Там же и выложил часть своих фотографий.
В этом рассказе хотел представить на фотографиях внутреннее убранство мечети, а так же ознакомиться с внутренними архитектурными особенностями и их назначением.
По сложившейся традиции, мечеть представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор. Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от 1 до 9 (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам).
В чисто теоретическом плане мечеть реализуется по следующей схеме:
С некоторыми уточнениями внутри —
Данные схемы можно сопоставить с реальной мечетью Чамлыджа:
В нашем случае насчитывается шесть минаретов.
Купол, как и положено — один.
Арочная галерея и внутренний двор также присутствуют.
Фонтан также в наличии.
Входной портал также имеется —
Заходим!
Мечеть (место поклонения) — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.
Общепринятая этимология слова «мечеть» производит его от «масджид», в свою очередь происходящего от арабского корня с-дж-д" — падать ниц — в значении места, и означает «место поклонения», «место совершения земного поклона». Оно указывает на место, где верующий может поклониться Богу во время молитвы, и не предполагает ничего, кроме ритуально чистого пространства. Другое возможное происхождение слова от аль-масджид аль-джами — «пятничное, или соборное, моление».
Мечеть служит местом сбора мусульман для совершения коллективных молитв. Кроме этого, мечети могут являться местами собрания народа, обучения основам исламской религии и т. д.
Первой мечетью была Кааба. По словам Мухаммада, после Каабы была построена мечеть аль-Акса в аль-Кудсе (Иерусалиме). Эти две мечети, а также мечеть Пророка в Медине являются местами паломничества мусульман.
Этикет посещения мечети:
— если одежда посетителя не соответствует предписаниям ислама, мужчине могут предложить надеть халат, а женщине — хиджаб;
— перед входом в молитвенный зал снимают обувь;
— перед намазом надо обязательно совершить ритуальное омовение;
— перед тем как присесть, мусульманам рекомендуется совершить намаз молитву приветствия мечети (тахият аль-масджид) или любой другой намаз.
Дикка — специальные платформы, стоя на которых, муэдзины повторяют движения имама и тем самым направляют движения верующих.
Молитвенный зал лишён изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском.
Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы.
У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта — они ориентированы строго на Каабу в Мекке. Это направление на Каабу называется кибла (с ар. — «то, что находится напротив»). Стена любого молитвенного здания, обращённая к Каабе, тоже называется кибла.
Кибла — точно установленное из любой точки земного шара направление в сторону священной Каабы в г. Мекке в Аравии, соблюдаемое всеми мусульманами во время совершения пятикратных ежедневных молитв и отправления ряда ритуалов. Кибла имеет важное значение при строительстве мечетей и других исламских культовых сооружений, а также в повседневной жизни мусульман, служит символом их духовного единства, где бы они ни проживали или ни находились.
Полёт в космос представляет для мусульман целый ряд сложностей, связанных с выполнением предписаний ислама. Космическая станция за сутки совершает 16 витков вокруг Земли и находится в постоянном движении. Смена месторасположения космической станции делает выбор правильного направления киблы весьма затруднительным. Для решения проблем, которые могли возникнуть у малайзийского космонавта Шейха Мушафара Шукора, 25 апреля 2007 года под эгидой Малайзийского национального космического агентства был проведён двухдневный семинар на тему: «Ислам и жизнь в условиях космического пространства». В семинаре приняло участие около 150 человек, среди которых были учёные, специалисты, священнослужители и приглашённые в качестве консультантов испанские космонавты. По итогам семинара малайзийскому космонавту дали рекомендацию выбирать направление молитвы «в соответствии с возможностями».
Минбар — кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь (хутбу). Расположена справа от михраба.
Первым минбаром, с которого читалась проповедь, был отрубленный ствол финикового дерева в мединской мечети. В 628—629 годах пророком Мухаммадом был установлен новый минбар, сделанный из дерева и состоящий из двух ступенек и места для сидения. Этим минбаром также пользовались три первых праведных халифа. С IX века минбар стал приобретать форму высокой трибуны с деревянным навесом. К такому минбару ведет лестница с перилами и порталом либо дверцами.
Форма минбара происходит от формы трона правителя и судейского кресла в античных базиликах. Часто минбары представляют собой красивые расписные сооружения из дерева или камня. Их декорируют резьбой, инкрустацией из драгоценных камней, мрамора или ценных породам дерева, украшают позолотой, цветным фаянсом или стеклом. Некоторые минбары представляют ценность в качестве произведений искусства. Они имеют вид высокого трона, на который ведет лестница с перилами, состоящая из пяти, семи, девяти и более ступенек.
Михраб (направление молитвы) — ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку (киблу). Обычно имеет арочную форму, украшается орнаментом, резьбой. Упоминается в Коране (3:37). В верхней части михраба помещают коранические аяты (стихотворные фразы из Корана). Во времена Пророка Мухаммада для указания киблы в мечетях устанавливали камни с отличительными знаками, или каким-либо образом помечали стену киблы.
Михраб чаще всего расположен в середине стены. Предназначен для того, чтобы в нём молился лицом к михрабу имам мечети, стоящий во главе намаза) и руководящий им, поскольку во время молитвы имам должен быть впереди всех остальных молящихся. Михраб иногда сравнивают с апсидой христианского храма, но он не имеет ничего общего с алтарём.
Михрабы появились в арабской архитектуре в конце VII века, но получили распространение в VIII веке. Наиболее ранний образец — в виде накладной стрельчатой арки — сохранился в Куббат ас-Сахра на Храмовой горе в Иерусалиме (691). Со временем михрабы стали оформлять колоннами по сторонам, подковообразными арками со сталактитами, орнаментированными архивольтами, облицовывали поливными изразцами, инкрустировали смальтой и драгоценными камнями. Внутри михраба подвешивали горящую лампу, которая символизировала свет, согласно речению Пророка: «Аллах — Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник» (Коран, 24:35).
Мечетью, самой высоко расположенной от поверхности Земли (хотя и не самой высокой в мире), является мечеть, занимающая один из верхних этажей Бурдж-Халифа (Дубай, ОАЭ) — самого высокого сооружения в мире.
Самая северная в мире мечеть — Нурд-Камаль в Норильске.
В 2012 году в Индии состоялось открытие Мадина Масджид (Стеклянной мечети) — первой и единственной мечети, полностью построенной из стекла. Залы молельного дома способны вместить одновременно более 2000 человек.
Кошки являются единственными животными, которым доступен вход в мечеть.