Туфелька Золушки
-KRASOTA- — 02.01.2011Речь идет о праздничной обуви, будь это маленькая сафьяновая фландрская туфелька или туфли, украшенные алмазами венецианской Золушки. Цвет и материал туфелек часто зависит от платья, в паре с которым они идут.
В сказке братьев Гримм, сначала это туфелька, вышитая серебром, затем вторая, золотом.
Художник Shu Mizoguchi
Исландская Золушка носит сначала зеленые туфельки, потом красные. Ануска, богемская Золушка, облачается по очереди в три прекрасных платья: первое платье - красное, вышитое серебром, с серебряным поясом, идет в комплекте с белой вуалью, жемчужной диадемой и белыми серебряными туфельками; второе платье - жемчужного цвета, вышитое золотом; третье - небесно-голубого цвета, покрытое жемчугом и алмазами, с белой вуалью, алмазной диадемой и белыми туфельками.
То есть, необязательно, чтобы туфельки всегда были одни и те же или одного определенного цвета или материала. Все зависит от платья.
Не имеют ли платья символического значения? Платья Золушки, почти всегда в количестве трех, часто сделаны из шелка, золота и серебра, звезд, луны и солнца, или же орнамента означающего небо, солнце и море.
По поводу первой комбинации - шелк, серебро и золото можно сказать, что, если только эти костюмы не чистый вымысел, то они представляют собой ритуальную или церемониальную одежду. Чтобы убедиться в этом, стоит лишь вспомнить 360 колокольчиков, украшающих одеяние главного жреца у евреев или карнавальские бубенчики.
В некоторых версиях эти "металлические" и "драгоценные" платья соответствуют серебряному, золотому и алмазному лесам (или бронзовому, золотому и серебряному). В датской Зеландии Метта (т.е. Золушка) пересекает серебряный, золотой и алмазный леса. От каждого она берет по листочку и потом они превращаются в платья. Этот тройной лес встречается и в румынской сказке "Двенадцать дочерей императора".
В странах Севера, где контраст зимы и лета более чувствителен, чем на юге, земля кажется брошенной, безжизненной принцессой; волшебный принц, олицетворение солнца, ведущего за собой весну, одевает землю в одежду цвета бронзы (вечер или осень), серебра (ночь или зами) и алмаза (заря, весна).
Художник Shu Mizoguchi
Экипаж Золушки - это также и церемониальный экипаж. В Финляндии он позолочен, как и попона лошади. В Швеции экипаж Золушки был раньше лимоном. В Аграме Золушка помогает мышке, а та, в свою очередь, дает Золушке советы, которые позволяют ее понравиться медведю.
А медведь даст Золушке серебряный экипаж. Достаточно вспомнить повозку Коляды, русской богини весны, чтобы убедиться в том, что карета Золушки олицетворяет собой также повозку богини нового года - Золушки.
Золушка в сказке Перро теряет хрустальную туфельку. Другие Золушки также теряют туфельку, кто роняет ее в воду, у кого ее уносит птица. Что интересно, это не каким образом Золушка теряет туфельку, а то, как ее узнают по ней.
Художник Anne Anderson
Башмаки фигурируют во многих символических церемониях. В знаменитом эпизоде из "Рамаяны" Рама теряет корону в пользу своего младшего брата Бхараты и к тому же изгоняется на 14 лет. Но сам Бхарата не хочет править и объявляет всем, что отдаст корону Раме, когда тот вернется из изгнания. "Сними, говорит он Раме, эти украшенные золотые туфли; они помогут сохранить спокойствие во всем мире".
Бхарата сначала ставит туфли Рамы себе на голову, затем приветствует их и объявляет подданным, что "королевская власть представлена этими двумя башмаками его старшего брата". Бхарата приказывает всегда носить рядом с собой эти туфли вплоть до возвращения Рамы.
Братья Гримм утверждают, что башмаки - это символ власти жены над мужем. Лютер, присутствуя на свадьбе Жана Люфта, проводил невесту до постели, как того требовал обычай, и сказал супругу, что он должен быть хозяином в доме... когда дома нет жены. Затем он взял башмак супруга и поставил его в знак власти на край постели. До сих пор во многих языках существует пословица "быть под каблуком", означающая, что жена правит мужем.
В сказке можно различить два символических момента, связанных с туфлями: потеря туфельки и ее примерка. Старый башмак, который бросают за новую пару, в Англии считался "дьявольским" башмаком.
Дикая немецкая охотница Герорисса, олицетворение зимы, которую прогоняют в Богоявление (6 января), бегает в таких "дьявольских" башмаках, поэтому ее символическое изгниние весной сопровождается выбрасыванием старых башмаков. В некоторых версиях сказки Золушка бросает туфельку в своих преследователей. Бросание туфельки означает призыв к жениху.
Святая Алдегонда, насильно обрученная с принцем Евдоном, убегает из отцовского дома. Ее жених, бросившийся догонять ее, вот-вот настигнет Алдегонду, благодаря потерянной ею туфелькой. Но когда принц уже настигает свою невесту, два ангела поднимают и уносят святую. Этот случай, праздновавшийся 30 января, относится, веротяно, к традициям, связанным с началом нового года.
В Богемии 30 декабря вечером, девушки отправлялись к костру или на кухню и в темноте набирали в руки столько дров, сколько могли унести. Когда каждая из них наберет дров, одна из девушек, не бравшая дров, зажигает свечу и девушки начинают считать дрова. Если число счетное, девушка может надеяться выйти замуж в новом году. Затем девушки возвращаются в комнату и начинается гадание: бросок туфельки.
Девушки одна за другой, становятся в нескольких шагах от двери. Одна из них держит в руке туфельку стоя на большом пальце правой ноги (голой), и бросает туфлю над головой. Если туфелька падает носком к двери, то будет свадьба; если боком, следует ожидать болезнь или другое несчастье; если носок туфли указывает в комнату, то свадьбы в этом году не будет.
Узнавание по туфельке - это был ритуал получения определнных прав, как, напр., восходждение на престол или переезд в новый дом. В Израиле, при покупке чего-либо или при обмене, человек, чтобы признать сделку действительной, снимал башмаки и отдавал их покупателю. Древние перуанцы имели по несколько жен, но лишь одна была законной супругой. Когда муж хотел видеть ее, он шел к ней, вел в свой дом, обув ее в "оттойа" (что-то вроде открытой туфли). Если супруга была девственницей, ее оттойа были из шерсти; иначе, из тростника. Все другие наложницы мужа должны были уважать и прислуживать законной супруге.
В древней Франции жених дарил своей невесте туфельки. Грегуар из Тура говорит, что святой Винсент часто носил своей невесте подарки и "даже туфли". Такой обычай существовал в Гамбурге еще в 1292 году. В Руссильоне в день свадьбы, самый близкий родственник жениха обувал невесту в новые туфли. В Берри эта традиция была еще ближе к нашей сказке: все приглашенные пытаются надеть туфли на невесту, но только жениху удается это.
Художник Shu Mizoguchi
Принцы часто посылали своей невесте башмаки, но избегали надевать их на ноги невесты, чтобы не унижаться. Когда Владимир попросил руки дочери Рагволда, она отказала, сказав: "Я не хочу снимать туфли сына рабыни".
В немецкой поэме о короле Роттере (12 век) этот принц предлагает дочери короля Константина золотые и серебряные туфли. Прицесса принимает их и просит принца обуть ее в них. Но описание ли это все одного и того же обычая?
Датская сказка ясно указывает на это: "Старый король умер и его наследник стал искать себе жену. В королевской семье хранился красивые золотые башмаки и по традиции, когда требовалась королева, то искали девушку, которая смогла бы надеть на себя на эти башмаки. Мачеха..." - продолжение, как в сказке Перро.
Многие эпизоды сказки о Золушке связаны с обычаями, бытовавшими в разное время у разных народов. Значит, Золушка является олицетворением нового года, также как Спящая Красавица и героиня сказки "Подарки феи".
Символика
Мифы
Легенды
Из книг
История вещей
История
Сказки
Костюм
Оставить комментарий
https://bit.ly/2EeQVxF
"Спутник" - Готовая система получения прибыли - 300 т.р в месяц -(VIP)
Гарантия возврата денег.
Мама