Туапсинка. Веселовский мост
russos — 30.05.2019 По дороге в Архыз я решил заехать на знаковый памятник в истории Российских и Советских железных дорог — заброшенный Веселовский мост на так называемой Туапсинке — Армавир-Туапсинской железой дороге.По истории железной дороги есть прекрасный сайт — Туапсинка, очень рекомендую.
Краткая историю я взял как раз с этого сайта.
Бурное железнодорожное строительство второй половины 19 и начала 20 веков не обошло и Северный Кавказ. В 1875 году была открыта Владикавказская железная дорога — железнодорожная ветка Ростов — Кавказская — Армавир — Минеральные Воды — Владикавказ.
Однако эта дорога обошла Ставрополь стороной, а местное крестьянство и купечество очень нуждались в возможности вывоза сельхозпродуктов в промышленные центры и черноморские порты. Для этого в 1897 г. была открыта ветка Кавказская — Ставрополь, построенная акционерным обществом Владикавказской железной дороги. Но, пользуясь своей монополией на Ставрополье, Владикавказская дорога диктовала свои цены и условия ставропольским крестьянам, которым были им очень не выгодны.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, в 1908 г. при поддержке правительства было образовано Акционерное общество Армавир-Туапсинской железной дороги во главе с инженером путей сообщения Петром Николаевичем Перцовым (1857-1937). Уставной капитал общества был сформирован, в основном, российскими и иностранными банками. Акции, выпущенные позднее, сосредоточились большей частью в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской и Кубанской губерний, благодаря чему Туапсинка получила славу «народной железной дорогой». А так, как её строили для вывоза хлеба, то её называли еще и «хлебной».
Важной функцией создаваемого при поддержке правительства нового акционерного общества было также разрушение сложившейся на юге России бесконтрольной монополии Владикавказской железной дороги. Конкурентная борьба должна была благотворно отразиться на качестве предоставляемых железнодорожниками транспортных услуг. Как оказалось впоследствии, правительство не ошиблось. Вся история и деятельность Армавир-Туапсинской дороги вплоть до революции 1917 года прошла под знаком непрерывной, острой и не всегда честной с обеих сторон конкурентной борьбы с Владикавказской дорогой.
Уже в 1909 году преступили к строительству участка железной дороги Армавир — Туапсе с ветвью на Майкоп, и к реконструкции Туапсинского морского порта.
Главный участок Армавир — Туапсе (236 км) введён в эксплуатацию в 1915 году. От него были построены ответвления Белореченская — Майкоп (24 км, 1910 год) и Курганная — Лабинская (32 км, 1917 год). В 1916 году открыто движение на восточном участке Армавир — Ставрополь — Петровское.
Веселовский мост находится на участке Армавир — Ставрополь и был введен в эксплутацию в 1916 году. Во время гражданской войны это участок сильно пострадал и в 1922 году был заброшен и больше не восстанавливался.
карта отсюда
На память от этого участка осталось 4 больших, так называемых «немецких» моста и много других искусственных сооружений в разной степени сохранности. Немецкими их же прозвали за то, что в строительстве принимали участие немецкие и бельгийские инженеры.
1. Веселовский мост. Где-то встречал упоминание, что эти мосты — чуть ли не первый случай использования железобетона в строительство мостовых сооружений в России. Увы, найти источник так не смог, поэтому — «это не точно».
2. Интересно, что мост, судя по всему, делали по проектам каменного. Посмотрите на арку из бетона — это типичная конструкция каменного моста. На кружалах выкладывают арку, а потом уже другие конструкции. Здесь все тоже самое, но из бетона
3. Мост однопутный. С одной стороны сделана пешеходная дорожка, которая в одном месте обрушилась.
4. Обратите внимание на двухтавры, который торчат из опор. Это характерная черта для каменных мостов. На эти консоли опираются кружалы — по другому говоря, опалубка, на которой выкладывают каменную арку. В данном случае отливают железобетонную арку.
5. На страницах stav26 нашел несколько фотографий строительства. Трудно сказать, какой мост именно на них, так как рядом с Василевским есть второй, Николаевский, очень похож на наш, так что отличить их практически невозможно. На фотографии как раз представлен момент заливки бетона в крайние арки (или застывание). А вот в центральном пролет только собирают кружала под опалубку.
6. Завершающие работы на мосту.
7. Мост готов. Идет монтаж пешеходной дорожки. Судя по аркам, это второй, Николаевский мост.
8. А этот — наш! Как я писал, движение открылось в 1916 году.
9. Армавир-Туапсинская железная дорога была одной из последних железных дорог России, где сохранялась паровая тяга. До середины 80-х годов она продержалась на участке Курганная — Шедок. Вплоть до 1994 года в Армавире осуществлялись паровозами маневровые и хозяйственные работы. В 1996 году на станции Белореченская был потушен последний паровоз Туапсинки.
10. С земли не видно особо ничего, поэтому поднимаю дрон.
11. Кусочек Шотландии на юге России.
12. Удивляет, зачем делать ТАКОЙ мост над этой речкой-переплюйкой. Почему не сделали водопропускную трубу в насыпи? Видимо в паводок эта речка проявляет свой норов более чем!
13. Очень красивое место!
14. Будете на юге, обязательно посетите какой либо из мостов Туапсинки!
Небольшое видео
Ссылки для самостоятельного изучения:
Туаписнка
Дорога, которую мы потеряли. «Туапсинка» и «немецкие» мосты
Как строили мосты для «Туапсинки»
Дорога-призрак
|
</> |