Ту Даблин! Куда, блин?
e_milutin — 28.07.2021«Такое впечатление, что письменность способствует скорее эксплуатации, чем просвещению человечества». – Клод Леви-Стросс, французский этнолог, социолог, этнограф, философ и культуролог, создатель структурной антропологии, провозгласившей примат культуры над биологией для высших приматов.
Д-а-а, блин!
Джеймс Скотт в книге «Против зерна» ставит вопрос об одомашнивании человека. Дикий лев спаривается с 15 самками и живет в прекрасной саванне, где вдоволь всякой вкусняшки. Одомашненный лев живет в клетке, прыгает по вечерам с тумбы на тумбу и наслаждается жизнью в Дублине, например.
А что такое одомашненный человек?
Новая и уже нашумевшая работа Скотта продолжает его попытки понять, чем хороши или плохи современные государства (в книге «Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни») и сравнить наше положение с жизнью тех людей, которым до сих пор удается избежать поглощения государственной властью (в книге «Искусство быть неподвластным. Анархическая история высокогорий Юго-Восточной Азии»).
На вопрос, не лучше ли было человеку оставаться диким, Джеймс Скотт отвечает положительно: «Да, так было бы лучше».
В сущности, элиты так и поступают: они охотятся (на животных и на людей), спариваются с неограниченным количеством самок, плевать хотели на письменность, а вся мифология «прогресса» от охоты к земледелию и обслуживающая этот миф инфраструктура служит лишь для того, чтобы живущие в клетках кормили прекрасно устроившихся наверху дикарей.
И, надо сказать, что все три книги не оставляют сомнений, что это именно так.
Книги Скотта описывают уже случившийся разрыв шаблона на Западе, но не предвещают его. Гедонизм элит уже не нуждается в армии труда, чтобы вырвать у природы ее богатства. Поэтому пленных можно и отпустить. В этом суть левого поворота в США и Европе.
Левая политика непременно столкнется с дефицитом ресурсов пропитания освобожденных масс прежних трудящихся. Либо она станет очередным фарсом? Как думаете, что произойдет, если элиты Запада выпустят свои народы из клетки, а элиты Востока этого не сделают?