Ту-70 - среднемагистральный
пассажирский самолёт, модификация бомбардировщика Ту-4 (бывшего, в
свою очередь, клоном американского бомбардировщика В-29) с
герметичным фюзеляжем, вмещающий 72 пассажира и 6 членов
экипажа.
Для ускорения постройки первого опытного экземпляра решили
максимально использовать агрегаты двух машин B-29, первую из
которых разобрали для копирования, а вторую повредили при
вынужденной посадке на Дальнем Востоке. От B-29 были использованы
отъёмные части крыла, гондолы двигателей, закрылки, основное шасси
и механизм уборки шасси, хвостовое оперение, часть агрегатов
самолётных систем и оборудование. Так как новая машина выполнялась
по схеме низкоплана, центроплан изготовлялся вновь и был несколько
увеличен по размаху.




Впервые самолёт взлетел 27 ноября
1946 года. Самолёт пилотировали командир корабля лётчик-испытатель
Ф.Ф. Опадчий и второй пилот А.Д. Перелёт, ведущий инженер - М.М.
Егоров.
На четвёртом испытательном полёте
самолёт был повреждён при вынужденной посадке. Поврежденный самолёт
«70» восстановили в полевых условиях.
Самолёт был успешно испытан и был
готов к серийному выпуску. Однако в конечном счёте его производство
было остановлено под натиском заказов на постройку военных машин.
Да к тому же Аэрофлот был не готов принять самолёт такого типа -
из-за отсутствия мощных пассажиропотоков в первые послевоенные
годы. Его вполне устраивали имевшиеся тогда Ли-2 и Ил-12.
В 1949-м рассматривался вопрос по установке на Ту-70 новых
более мощных двигателей типа АШ-2ТК, но из стадии технического
предложения эти работы так и не вышли. Были предложения о постройке
на базе Ту-70 заправщиков для бомбардировщиков типа Ту-4.
В декабре 1951-го Ту-70 был передан на контрольные испытания в
НИИ ВВС с целью выяснения возможности использования самолета как
военно-транспортного. После этих испытаний самолет участвовал до
1954 года в различных испытательных программах, а также выполнял
специальные пассажирские и транспортные перевозки. В 1954 году
самолёт был списан и утилизирован.
Основные данные опытного самолёта "70" 4АШ-73ТК:
- длина самолёта - 35,40 м;
- размах крыла - 44,25 м;
- высота самолёта - 9,75 м;
- площадь крыла - 166,1 кв. м;
- нормальная взлётная масса - 51400 кг;
- максимальная скорость на высоте 9000 м - 568 км/ч;
- практический потолок - 11000 м;
- максимальная дальность полёта при нормальной взлётной массе
- 2500 км;
- количество пассажиров - 72 чел.; экипаж - 6-8 чел.