Михаил Леонтьевич МИЛЬ
kot-or-osl — 22.11.2015
Лётные
лики
Михаил (Моисей) Леонтьевич Миль - советский авиаконструктор, один
из основателей отечественного вертолётостроения, генеральный
конструктор опытного КБ по вертолётостроению, Герой
Социалистического Труда (1966), Лауреат Ленинской (1958) и
Государственной (1968) премий, доктор технических наук (1945),
профессор (1967).
Родился 9
(22) ноября 1909-го в Иркутске в семье служащих.
С юных лет увлёкся авиамоделированием. Участвовал в конкурсах, где
его авиамодели занимали призовые места. В 1925-м после окончания
коммерческого училища поступил в Сибирский технологический институт
в Томске. Принимал участие в работе планёрной секции. С товарищами
построил лёгкий одноместный планёр и сделал на нём первый
полёт.
В 1927-м из-за
происхождения и доносов был вынужден оставить учёбу. Переехал в
Новосибирск. Около года был рабочим кожевенной лаборатории. В
1928-м поступил на мехфак Донского политеха в Новочеркасске на
авиаспециальность. Всё своё свободное время посвящал авиамоделизму.
В 1929-м стал начальником бригады аэродинамиков в институте.
В 1931-м после
окончания института по рекомендации Н.И. Камова принят на работу в
ЦАГИ им. Жуковского. Работал в должности инженера, начальника
бригады аэродинамики и экспериментальных расчётов отдела особых
конструкций.
Участвовал в разработке автожиров
А-7, А-12 и А-15. С 1936
по 1943-й последовательно занимал должности инженера, заместителя
главного конструктора опытного КБ по винтокрылым аппаратам.
С 1941 по 1943-й
находился в эвакуации. Занимался вопросами усовершенствования
боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости. Для
проведения испытаний выезжал на фронтовые аэродромы. Во время
испытательных полётов лично находился в самолёте. В 1943-м вернулся
вместе с семьёй в Москву. В 1943-1947-х работал в должности
научного сотрудника, начлаба № 5 в ЦАГИ. Занимался вопросами
устойчивости самолётов, штопорной и вертолётной тематикой,
усовершенствованием боевых свойств самолётов для более точного
поражения наземных целей. Модернизировал отечественные и самолёты,
поставляемые союзниками.
Руководил
проектированием и созданием геликоптера ГМ-1 (прототип первого
отечественного вертолета Ми-1). Работы проходили очень тяжело.
Геликоптер потерпел ряд аварий, а в одной из них погиб
лётчик-испытатель. Тем не менее, М.Л. Миль нашёл в себе силы
продолжить работу. Недостатки были устранены, воплощены в жизнь
оригинальные идеи, которые используются в вертолётостроении до сих
пор. Разработал фундаментальные основы аэродинамики
винтокрылых аппаратов.
С 1964-го –
Генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению. Его
коллективом были созданы многоцелевые
Ми-2 и
Ми-4
(удостоен золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе в
1958-м), многоцелевой транспортник Ми-6, очень-очень-очень
многоцелевой
Ми-8 - самый массовый двухдвигательный вертолёт
в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории
авиации; широко используется для выполнения множества гражданских и
военных задач, транспортный
Ми-10,
Ми-12 (самый
большой в мире транспортный вертолёт), многоцелевой
Ми-14,
транспортно-боевой Ми-24 и очень многие другие.
На вертолётах
его конструкции установлено 60 мировых рекордов. В 1962-м Миль
награждён призом «За достижения в области вертолётного искусства»
Игоря Сикорского за достижение самым грузоподъёмным в мире
вертолётом Ми-6 рекорда скорости.
"Сама наша
страна как будто сконструирована для вертолётов".
Конструктор винтокрылых машин М.Л. Миль.
Указом
Президиума ВС СССР от 28.07.1966 г. за выдающиеся заслуги в
развитии советской авиации Михаилу Леонтьевичу Милю присвоено
звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и
золотой медали «Серп и Молот».
В последние годы
жизни отдавал много сил и энергии на доработку и проведение
испытаний машин для армии, в частности Ми-24, первый полёт которого
состоялся осенью 1969-го, незадолго до смерти
конструктора.Скончался 31 января 1970 года в Москве после тяжёлой
продолжительной болезни. Похоронен на Юдинском кладбище.
Награждён 3 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 2-й
степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалями.
На пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского
бульвара в Москве установлен бюст М.Л. Миля. Именем Миля названа
школы и улицы в городах. В честь его установлены мемориальные
доски. В честь Миля был выпущен почтовый блок марок России.