Ту-243 Рейс-Д
ihoraksjuta — 22.01.2016
В конце 70-х годов, после поступления в войска комплекса "Рейс",
встал вопрос о его модернизации с целью повышения его
эффективности. Перед ОКБ была поставлена задача по оснащению
самолета-разведчика новыми средствами и типами разведывательного
оборудования, имевшими более высокие характеристики разрешения,
введение систем, дающих возможность вести разведывательные действия
в ночных условиях. Были выставлены требования по улучшению
летно-тактических данных самолета-разведчика, в частности по
дальности полета.
По наземному комплексу требовалось
сократить на ТЗМ состав обслуживающего персонала, количество
технических средств и упростить процесс эксплуатации.
6 марта 1981 года вышло Постановление
Совета Министров СССР N 249-76 о разработке модернизированного
комплекса ВР-ЗД "Рейс-Д". Тактико-технические требования к
комплексу были утверждены Заказчиком в феврале 1983 года. До 1987
года ОКБ занималось проектированием и постройкой опытных образцов
разведывательного БПЛА, получивших по ОКБ шифр самолет "243"
(Ту-243).
Первый полет опытный БПЛА Ту-243 совершил
в июле 1987 года. К настоящему времени опытная партия самолетов
Ту-243 прошла государственные испытания и новый комплекс запущен в
серийное производство на машиностроительном заводе г. Кумертау,
вместо комплекса "Рейс". Работы проведенные в рамках создания
нового беспилотного разведывательного комплекса "Рейс-Д" позволили
увеличить эффективность комплекса более чем в 2,5 раза. Элементы
комплекса неоднократно представлялись на выставках в г. Жуковском
(МАКС). Модернизированный комплекс активно предлагается на экспорт.
Имеется реальная возможность использования комплекса для решения
экологических проблем, а также использование его в системе МЧС при
устранении крупных или глобальных экологических или техногенных
катастроф, в том числе и радиационного характера.
Конструкция планера БПЛА Ту-243, по
сравнению с Ту-143 особых изменений не претерпела. Сохранив в
основном общую аэродинамическую компоновку, самолетные системы,
силовую установку БПЛА Ту-143, разработчики полностью обновили
состав разведывательного оборудования, внедрили новый
навигационно-пилотажный комплекс, произвели перекомпоновку
размещения оборудования БПЛА, увеличили запас топлива и т.д.
Комплекс "Рейс-Д" предназначен для
разведки районов сосредоточения войск и боевой техники, разведки
инженерно-технических сооружений, разведки районов экологических и
стихийных бедствий, определения мест и масштабов лесных пожаров,
аварий газо- и нефтепроводов.
Разведывательное оборудование, комплектующееся в двух вариантах,
позволяет вести операции в любое время суток днем и ночью.
В первом варианте комплектации на борту
устанавливается панорамный аэрофотоаппарат типа ПА-402 и система
телевизионной разведки "Аист-М" с передачей информации в реальном
масштабе времени по радиолинии "Трасса-М".
Во втором варианте комплектации - ПА-402 и
система инфракрасной разведки "Зима-М" с передачей информации по
"Трассе-М". Помимо передачи на землю по радиолинии, информация
записывается на носители, расположенные на борту разведывательного
БПЛА Ту-243. Новое более производительное разведывательное
оборудование в сочетании с улучшенными характеристиками
самолета-носителя позволили довести площадь разведки за один вылет
до 2100 кв.км. Как и в случае комплекса "Рейс" на новом комплексе
возможно использование аппаратуры радиационной разведки типа
"Сигма-Р".
На БПЛА Ту-243 установлен новый
навигационно-пилотажный комплекс НПК-243, выполненный на
современной элементной базе, значительно увеличивший тактические
возможности БПЛА и всего комплекса в целом. Для облегчения поиска
БПЛА Ту-243 после посадки на землю на Нем устанавливается радиомаяк
типа "Маркер".
Маршевый двигатель был модернизирован по
параметрам надежности и получил обозначение ТРЗ-117А. Стартовый
твердотопливный двигатель БПЛА Ту-143 заменен на новый более мощный
и легкий типа РДДТ-243ДТ с максимальной тягой 14820 кгс.
В состав средств наземного обслуживания,
по сравнению с комплексом "Рейс", введены модернизированные
мобильные средства стартовой и технической позиции (СПУ-243,
ТЗМ-243, КПК-243, ПОД-ЗД и другие), значительно улучшившие
эксплуатационные характеристики комплекса.
ссылка - https://youtu.be/5obNdgIHDBM
ЛТХ: |
 |
|
Модификация |
Ту-243 |
Размах крыла, м |
2.25 |
Длина, м |
8.29 |
Высота, м |
1.576 |
Площадь крыла, м2 |
2.90 |
Масса, кг |
1400 |
Тип двигателя |
1 ТРД
ТРЗ-117А |
Тяга, кгс |
1 х
640 |
Ускоритель |
РДДТ-243ДТ |
Тяга, кгс |
14820 |
Крейсерская скорость, км/ч |
850-940 |
Практическая дальность действия, км |
360 |
Практический потолок, м |
5000 |
Минимальная высота полета, м |
50 |
Доп. информация : |
 |
|


