Трудно быть богом

Правда, никак не осилим производство приличной моцареллы.
Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей...

Так уж сложилось, что нашей стране особенно удаются подвиги и свершения. В повседневной жизни то плитка не из того материала и криво ложится, то сосны быстро вянут. Зато, когда речь заходит о чем-то масштабном, - просто в голове не укладывается, - как же так, - Россия первая! В мире. Единственная. Творец.
Россия - создатель и хозяйка единственного в мире атомного гражданского флота. Ледокольного флота.
Внутрикорпусная шахта реактора

Представьте себе Северный Полюс. Лед невероятной толщины. Представьте, насколько необитаемы и непроходимы самые северные широты нашей планеты. И при этом - насколько полезно было бы их освоение. Как в сфере добычи сырья, так и в отношении логистическом. Северный морской путь, как-никак, - это наиболее короткий путь сообщения между северными регионами России.
А теперь представьте себе гиганта, способного проломить трехметровый лед. Вести за собой целые караваны судов. И одновременно, вскрывающего такие реки, как Енисей и Обь. Способного ходить по относительному мелководью.
Этот гигант - уже спущен на воду. Атомный ледокол "Арктика". Я расскажу, кто придумал этого морского гиганта и где появилось на свет его сердце.

ОКБМ "Африкантов", Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И.Африкантова. Находится оно отнюдь не на берегу моря, а практически в центре России, в Нижнем Новгороде. И, тем не менее, здесь и рождаются по сути атомные ледоколы. Здесь конструируются абсолютно все реакторы для всех судов единственного в мире ледокольного атомного флота.

История ОКБМ берет свое начало в 1945 году, когда был дан старт атомному проекту, чтобы иметь возможность противопоставить что-то заокеанским... коллегам. Вернее, догнать их по уровню вооружения. Начали с добычи и обогащения урана. Теперь ОКБМ "Африкантов" - главный конструктор промышленных реакторов в России. Главный разработчик топлива и активных зон для кораблей ВМФ и транспортных установок. А также оборудования для обращения с ядерным топливом, которое позволяет выгружать и загружать топливо без участия человека. Есть и другие направления работы.

Отдельное направление работы ОКБМ – реакторные установки малой и средней мощности. Для работы в регионах, не охваченных единой энергетической системой, для работы в Арктике. Арктика представляет интерес с точки зрения освоения месторождений. Но суровый климат и труднодоступность местности пока что представляют огромную проблему. ОКБМ "Африкантов" разрабатывает энергоисточники, которые позволят обеспечивать электричеством самые разнообразные исследовательские комплексы. Например, размещающиеся под водой и работающие автономно без участия человека, а подключающиеся через кабель.
ВОт на теме Арктики я и остановлюсь. И расскажу про самое впечатляющее с точки зрения простого обывателя. Про ледоколы.

Первый в мире атомный ледокол "Ленин" был спроектирован именно тут. Самый первый во всем мире - спроектирован в Нижнем Новгороде. На этом этапе уже США пришлось догонять.
В первую же навигацию "Ленина" стало очевидно, что мирный атом в Арктике – экономичнее, эффективнее и экологичнее дизельных установок. С "Ленина" начался гражданский атомный флот России.

Следующим поколением ледоколов стала "Арктика" (ледоколы "Арктика", "Сибирь", "Россия", "Советский союз", "Ямал", "50 лет победы"). Появились и мелкосидящие атомные ледоколы проекта "Таймыр" для прохода по рекам ("Таймыр" и "Вайгач").

Но чем больше решений, тем больше задач.
Через несколько лет начнется вывоз углеводородного сырья с арктических месторождений. По прогнозам это - 17 млн т в год. Тогда как сейчас за год по Северному морскому пути проходит всего около 4 млн т груза.
Значит, нужно больше ледоколов. И нужны более экономичные решения. Без них в Арктике делать нечего.

Чтобы обеспечить коммерческую привлекательность движения грузов по Севморпути, нужно обеспечить постоянность и постоянную скорость прохода.
В настоящее же время навигацию по глубоководным участкам осуществляют линейные ледоколы типа "Арктика", а по мелководным - мелкосидящие типа "Таймыр". Пока происходит передача от одного ледокола другому, теряется такое ценное и такое важное время. Простой экономически не выгоден.

Решено было создать универсальный ледокол переменной осадки, способный работать и в море, и на мелководье. Но для нового ледокола нужна и новая реакторная установка. Так появилась РУ "Ритм-200".
Более легкая и более компактная за счет своей конструкции.
РИТМ-200 - это установка интегрированного типа. Парогенератор находится внутри блока реактора, а не снаружи, как было раньше. Так получилось уменьшить массу, не уменьшая мощность (175 МВт).

В установке два парогенерирующих блока, расположенных внутри корпуса. Парогенерирующий блок включает активную зону, 4 парогенератора, 4 насоса первого контура, приводы системы управления и защиты.
Здесь, на ОКБМ "Африкантов", производятся проектные работы, а также некоторые элементы установки, в том числе - система управления. А также крышка весом под 30 т.

Перезагрузка топлива будет на ледоколе нового поколения осуществляться раз в 7 лет.
Для сравнения, дизельному ледоколу для достижения сходных результатов пришлось бы потратить 540 тысяч тон арктического угля. А одна теплоэлектостанция аналогичной мощности израсходовала бы 1 млн т угля. По сути, этого хватило бы на обеспечение энергией 30 000-ного города.

Атомоход "Арктика" станет самым большим им мощным в мире. Он один сможет проводить в Арктике танкеры до 70 000 т водоизмещением и проламывать льды толщиной до 3 м.
Проект потребовал пятилетней подготовки и 27 месяцев на его воплощение.
В 2016 году два парогенерирующих блока установлены на ледокол "Арктика".
И в июне 2016 года "Арктика" спущена на воду.

В 2015 году заложен первый сеийный ледокол "Сибирь".
В 2016 году заложен второй серийный ледокол "Урал".
В планах - следующая реакторная установка, еще вдвое мощнее, чем РИТМ-200, РИТМ-400. Которая сможет обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Над проектом работают несколько предприятий. Например, над корпусом реактора трудятся на ЗиО-Подольск. Тем не менее, все это - машиностроительный дивизион «Росатома», «Атомэнергомаш». Впервые сердце ледокола делается «под ключ».

+ ДОБАВИТЬ ЭТОТ БЛОГ В ДРУЗЬЯ
|
</> |