Трудно быть богом. Блюз благородного дона.
luckyed — 20.05.2014
У каждого века - своё средневековье
Станислав Ежи Лец
Посмотрел, "всё зная заранее". Только ленивый не
обругал фильм, недоуменно пожимая плечами.
Большинство критических отзывов напоминало репортажи с
соревнований по плаванию. Кто из зрителей дольше продержался в
болотном дерьме Арканара?
Оставив позади захлебнувшихся в нечистотах и выбывших из
заплыва на первых минутах, постараюсь разобраться хотя бы в
собственных мыслях. Отзывы приятия и восхищения одинокими
островками возвышаются среди бурных волн непримиримости с
побелевшими от непонимания барашками.
Среди безусловно признавших в "Трудно быть богом" шедевр любимый
мой писатель Умберто Эко.
Один из первых зрителей картины, он написал об этом
эссе, где предупреждает:
"Трудно быть богом, но трудно и быть зрителем — в случае этого
лютого фильма Германа."
"Приятного вам путешествия в ад. В сравнении с Германом
фильмы Квентина Тарантино — это Уолт Дисней."
Не в силах "объять необъятное" и охватить всё единым взглядом,
в своих суждениях буду фрагментарен.

---
Пронзительно чистый грязно–серый цвет, заполненный рожами,
мордами, ряхами, харями, ошмётками человеческих тел, живущих в
привычной протоплазме соплей и экскрементов. Реальность познаётся
на вкус и на запах. Серый делает всё отстранённым и приглушает
рвотный рефлекс. Среди его бесчисленных оттенков белеет
человеческое лицо. Дон Румата. Бесконечный проход сквозь выморочный
мир Брейгеля и Босха. Картинка насыщена деталями так, что нет
пустого места. Пачкающими, травмирующими, неуютными. Глазу не на
чем отдохнуть. К этой плотности пространства Герман поднимался всю
свою кинематографическую жизнь. Вершина - "Хрусталёв, машину". Там
режиссёр создал мир выморочной реальности и втянул неосторожного
зрителя внутрь. Результат доверчивости - эффект невыносимого
присутствия. Из наблюдателей мы превратились в участников и удушье
не наблюдали, а испытывали. Казалось, "Хрусталёва" уже не
превзойти. Но это только казалось...
В "Трудно быть богом" Алексей Юрьевич замахнулся на нечто
более грандиозное. Он создал мир, не привязанный визуально к
страшной, но близкой эпохе. Сотворил небо и землю, безвидную и
пустую. И отвратительное пространство средневековья, где никогда не
будет возрождения, заселил чёрно-серыми тенями людей и предметов.
Преисподняя не только вне времени, но и вне пространства.
Замкнутая, закукленная.
Тринадцать лет бродил Герман по кругам творимого ада в поисках
входа для нас. Произносил волшебные слова в разных местах защитного
забора, но ворота не открывались. Так и осталась вселенная Арканара
"вещью в себе". Но что, если бы ему удалось открыть дверь и втянуть
нас внутрь, как в "Хрусталёве"? Даже страшно представить, какими
мучительными душевными травмами могло это закончиться. Так что в
герметичности пространства фильма есть и элемент спасения.
В некоторых поздних книгах Стругацких одним из
существенных действующих лиц является внешняя сила (Бог, природа,
провидение, судьба?), ставящая палки в колёса главному герою и
мешающая ему изменить мир. Во спасение этого же самого мира. Не
помогают ни настойчивость, ни связи, ни друзья, ни наука. В связи с
этим возникает крамольная мысль. Уж не вмешалось ли это неведомое
Нечто и сюда, не дав Герману довести работу до идеала и раскрыть
перед доверчивым зрителем врата ада? Представьте себя
прогуливающимися в правой створке босховских "Садов земных
наслаждений". Не перед триптихом, а внутри.
Возможно, результат полностью не достигнут, но какова
попытка!
И вторая существенная деталь в режиссуре Германа. Невнятность
речи.
Уже в "Хрусталёве" существенную часть произносимого текста трудно
разобрать.
В "Трудно быть богом" Алексей Юрьевич пошёл дальше. Различима речь
от автора, произносимая за кадром Юматовым, можно разобрать
сентенции Руматы, выкрики и проклятья мальчишки. Понятно
большинство реплик барона Пампы, часть диалогов. Всё остальное -
неразборчивое бормотание. Вербальное уходит на задний план, уступая
место визуальному. Смысл происходящего оказывается понятен на ином
уровне. Шаманство какое-то.
Возможно, если бы Герману было отпущено снять ещё один фильм, он
обошёлся бы вообще без слов, и косноязычие героев рассказало бы нам
больше самой изысканной и артикулированной речи.
Из чётких деталей и смутных звуков выстроен Арканар.
Румата - часть этого мира. Благородней остальных, чище, ироничней,
умнее, не убивает, а "только" уши врагам отрезает. "Романтический"
герой. Свой среди чужих. Но вот он берёт в руки нечто, напоминающее
саксофон, и начинает играть блюз. В фильме 1986-го года
«Перекрёсток» (Crossroads) прозвучала фраза "Blues ain't nothing
but a good man feeling bad...", добитое до анекдотического:
"Блюз - это когда хорошему человеку плохо, а попса, когда плохому
хорошо". Благородному дону плохо и он, прикрыв глаза, прячется за
пульсацию сакса. Чистым прозрачным хриплым звуком прорезает блюз
мир средневековой "попсы". Единственное спасение для неё - заткнуть
уши обрывками грязных тряпок. Но приглядитесь, как им хорошо!
Дебильные улыбки не сходят с дебильных лиц. Пока не прирежут, не
повесят, не вздёрнут. И от этого людоедского веселья становится ещё
страшней и противней. "Это наша родина, сынок". Слишком много
отвратительных параллелей с рельностью сегодняшних дней.
Не хочу останавливаться в этом тексте на эволюции дона
Руматы, на его страшном и столь сладостно ожидаемом превращении
из наблюдателя в мстителя (сиречь, убийцу). На белых платках,
одноразовых элементах чистоты. На белых розах не от мира того. На
сложной иерархии отношений.
Всё это нужно увидеть своими глазами, а не читать в умных и
глупых обзорах. Перейду сразу к финалу.
Конец фильма. Белый цвет снега, покрывающего болота, горы
дерьма, трупы. Времени по-прежнему не существует, но возникает
пространство. Приглушены чавкающие звуки преисподней. Не навеки. До
следующей весны, когда снег сойдёт. Нас уже научили, что на смену
серым приходят чёрные, и снова, и опять, и бесконечно.
Привычная смена декораций перед следующим кругом ада.
Рамки картины замыкаются. Всё тот же блюз. Только
импровизация на фоне белого безмолвия звучит ещё тоскливей и
пронзительней.
Маленькие чёрные фигурки бредущих из ниоткуда в никуда отца с
вопрошающей дочкой.
- Тебе нравится эта музыка?
- Не знаю.
- У меня от неё живот болит.
Не случайно этими словами завершается фильм. Можно понять
всех. И отца, не воспринимающего свободу космического джаза. И
дочку, пока не имеющую грязных тряпочек для затыкания ушей. И
создателя, надеющегося, что они ей не понадобятся. И зрителей,
у которых болит живот.
В 1948-ом году Джексон Поллок, поливая краской
фибролит, написал картину "Номер 5, 1948". Можно относиться как
угодно к абстрактному экспрессионизму, но в 2006-ом году она была
продана на аукционе Сотбис за 140 миллионов долларов, став одной из
самых дорогих картин в мире.
Свой секрет Поллок поясняет так:
"Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника,
таких, как мольберт, палитра и кисти. Предпочитаю палочки, совки,
ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или
чем-то ещё. Когда я внутри живописи, то не осознаю, что делаю.
Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или
разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной
жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с
картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая
гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь".
Потерял ли Герман за 13 лет работы контакт с с
картиной? Не думаю. Некоторые произведения
искусства можно рассмотреть только с большого расстояния. Дайте
срок.
Трудно быть Богом.