"Троица" Рублёва никуда не поедет

топ 100 блогов nasedkin24.05.2023
Троица Рублёва никуда не поедет

Во всяком случае, пока. Всё же, когда в редкие минуты всепоглощающего сумрака робко пытается торжествовать здравый смысл, это заставляет прислушиваться и на время отступать даже наиболее обскурантистские и непробиваемые умы нашей современности.


Если кто не знает, 15 мая состоялось заседание расширенного реставрационного совета Третьяковской галереи, посвящённое одной из самых злободневных искусствоведческих тем - очередному терзанию многострадальной "Троицы". Вердикт специалистов жёсток и безоговорочен:

"Икона «Святая Троица» Андрея Рублёва не подлежит выдаче за пределы Третьяковской галереи на праздник Троицы 4 июня сего года из-за сложного и нестабильного состояния, а также непредсказуемости продолжающегося процесса негативных изменений. В настоящий момент икона находится в реставрационной мастерской в процессе неотложной реставрации памятника".

Реставраторы помимо прочего настаивают, что тяжёлые последствия стали результатом поездки иконы летом минувшего года в Троице-Сергиеву лавру, из-за чего произошла расконсервация памятника, что объективно подтверждается результатами мониторинга состояния его сохранности.

Пользуясь случаем, не могу не процитировать Илью Переседова:

"Милые мои, напомните, пожалуйста, как именно русский православный люд чтил, хранил и ценил эту икону в своей истории?
Наверное, к ней — центральной святыне русской культуры — часто приезжали помолиться цари и выдающиеся военачальники? А ещё сотни паломников из сословий помельче?

Художники из Академии Художеств учились у неё пропорциям и плавности линий?

Наследие Рублёва столетиями хранилось и осмыслялось Русской Церковью, породив уникальное иконографическое направление?
Увы. Нет, нет и нет.

Рублёвская Троица вскоре после создания была замазана Церковью. Закрашена сверху четырьмя «поновлениями», которые практически не оставили на поверхности и следа от первоначального образа. Потом она почернела от времени и храмовой копоти так, что на доске вообще сложно было что-то разглядеть. И в довесок ко всему годами была закована в железный оклад.

Ни одного упоминания в церковных документах о том, что Рублёвская Троица обладает особой художественной ценностью, у нас нет. Никакой иконописной школы на её основе Русская Церковь из себя не породила. Верхом культурных амбиций Русской Церкви 17-18 века были лубочные комиксы Семёна Ушакова и его учеников (погуглите).

Профессора Академии Художеств сами в качестве халтуры клепали иконы на продажу (занимался этим, например, Карл Брюллов), а про Рублёва они если и слышали, то краем уха.

Рублёв пришёл в русскую культуру в 1904 году, когда Троица была расчищена музейным реставратором Василием Гурьяновым. Вернее, он начал этот процесс. Освобождение иконы, анализ её изначального образа и его консервация были закончены только в 1919 году.
Примерно в эти же годы на волне популярности импрессионизма древняя русская живопись стала обращать к себе внимание публики. Павел Флоренский (который современной Церкви не сказать что б был сильно нужен) в своём «Иконостасе» ввёл Рублёвскую Троицу в пространство богословских смыслов.

То есть это всё ни разу не история про то, что музейщики когда-то забрали у верующих святыню.

Ровно наоборот: музейщики показали верующим ценность святыни, которой те обладали. Но на которую не обращали внимания. И ещё сто лет понадобилось на то, чтобы убедить этих верующих и примкнувших к ним захожан в этой ценности.

В убеждении этом большую роль сыграли художественные альбомы, открытки, тиражировавшиеся в СССР, и фильмы Тарковского.
Прямо как в известной сцене из фильма «Дьявол носит Прада»:

«На вас сегодня синий свитер этого оттенка только потому, что 30 лет назад в этой комнате люди, вроде нас, решили выпустить в продажу этот цвет в коллекции высокой моды. И за последующие годы он добрался до той барахолки, в которой вы его купили».
Увы ещё раз. Русская Церковь сегодня и все последние десятилетия — это в основном барахолка, которая массово торгует иконным ширпотребом.

Я, разумеется, имею в виду комбинат Софрино. Который миллионными тиражами выпускает кичёвые образы на бумаге из фольги.
Собственно, сложно представить больший вред для развития и формирования вкуса к иконам у православных, чем нанесло Софрино и церковные лавки при храмах, вынужденные продавать их продукцию.

И вот теперь, толпам обрядоверующих пытаются всучить Троицу Рублёва как некий фетиш и трофей. Спасённый у недалёких интеллигентов. Всучить вопреки базовым положениям догмата об иконопочитании.
Ну что ж. Кого Господь хочет наказать, того лишает разума."


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Военная операция Турции в сирийской Рожаве высветила целый ряд военно-политических проблем. Бегство США из региона тут же обрушило систему безопасности и негласных дипломатических договоренностей – и уничтожило последние надежды сирийских курдов на политическую независимость. Но ...
г.Уосау, Висконсин 3.01.2018г. Квилтинг (англ. quilting) — изготовление стёганых изделий, лоскутное шитьё. Эти работы- часть выставки квилтов, которая проходит в эти дни в Артмузее города Уосау.На выставке были представлены несколько десятков квилтов, но сегодня я ...
Здравствуйте уважаемые. Отличной вам недели! Армен очень переживал из-за обильной растительности на своем теле. Особенно его огорчал папоротник. Что, если вся ваша жизнь была предопределена картинкой на шкафчике в детском саду? Жена мужу: - Саш, почему ты всё время злишься? - Да ...
Сегодня родились... Родители выписывали "Роман-газету" чтение которой считалось не детским, и от меня её прятали высоко над вешалкой. Стащив оттуда "Туманность Андромеды", я навсегда полюбил фантастику. 112 лет Ивану Ефремову 22 Прекрасная и пьянящая ...
http://mirrov-breath.livejournal.com/99646.html А добиваться-то надо совсем другого. Дело вообще не в сексуальной ориентации участников. Дело в том, что брак как институт изжил себя и его надо реформировать. Личная жизнь и сексуальная ориентация человека не имеет ...