Триумф Диониса на провинциальной монете Каракаллы

![Caracalla Ã29 of Seleucia ad Calycadnum, Cilicia. After AD 212. AV Kâ¢Mâ¢A⢠ANTΩNINOC, laureate bust right / [CEÎEYKE-ΩN] TΩN Î POC KAÎYKA Î ÎΩ, Dionysos standing to right in biga drawn by two panthers, holding thyrsos in right hand and, kantharos in left, from which he pours wine over the head of one of the panthers which is turned back to left; to right, Silenos kneeling facing, his head turned to left and his right hand outstretched to catch some falling wine. SNG France 986; SNG Levante 746 = SNG von Aulock 5830. 13.17g, 29mm, 6h. Caracalla Ã29 of Seleucia ad Calycadnum, Cilicia. After AD 212. AV Kâ¢Mâ¢A⢠ANTΩNINOC, laureate bust right / [CEÎEYKE-ΩN] TΩN Î POC KAÎYKA Î ÎΩ, Dionysos standing to right in biga drawn by two panthers, holding thyrsos in right hand and, kantharos in left, from which he pours wine over the head of one of the panthers which is turned back to left; to right, Silenos kneeling facing, his head turned to left and his right hand outstretched to catch some falling wine. SNG France 986; SNG Levante 746 = SNG von Aulock 5830. 13.17g, 29mm, 6h.](/images/main/triumf-dionisa-na-provincialnoy-monete-karakalli-5fe40b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shlomo_zimerman/95877813/234757/234757_800.jpg)
На реверсе этой прекрасной бронзовой монеты изображен Триумф Диониса, когда он с победой возвращается после завоевания Индии. Дионисийская мифология повествует о том, что Зевс приказал Дионису отправиться в Индию, жители которой отказываются поклоняться ему (упрямо предпочитая своих богов огня и воды), и с этой целью Дионис собрал огромную армию, по пути завоевывая и обучая выращиванию виноградной лозы. Возвратившимся с Востока в Грецию, Дионис изображен здесь на колеснице, запряженной экзотическими пантерами, как центральная фигура, таким образом, что зритель мог бы принять это за великую процессию бога, которая, по мнению римлян, была источником их собственного обычая триумфальных шествий полководцев-завоевателей.
Композиция этой сцены соответствует тому, что, должно быть, было широко скопированным прототипом, который также сохранился в очень похожем формате в примерно 2-м веке нашей эры в "доме Диониса" в Пафосе.
Согласно легенде, когда Александр Македонский достиг города под названием Ниса, расположенного недалеко от реки Инд, местные жители рассказали ему, что в далеком прошлом их город был основан не кем иным, как богом Дионисом, и их город был посвящен этому богу. Хотя достоверность этой истории не может быть подтверждена, тем не менее нельзя недооценивать культурное влияние столкновения между греческой армией Александра и неизвестным до тех пор индийским миром.
Из всех многочисленных свидетельств этой встречи миров одно из самых любопытных появилось лишь столетия спустя, в конце 4-го или начале 5-го века нашей эры, в форме эпической поэмы древнегреческой литературы "Дионисиада" под авторством Нонна из Панополиса. Это произведение также является самой длинной сохранившейся античной поэмой в 20 426 строк, написанной на гомеровском диалекте, главной темой которой является жизнь Диониса, его экспедиция в Индию и триумфальное возвращение на Запад, написанное как раз в то время, когда поклонение греческим богам было в самом разгаре, но на пороге того, чтобы исчезнуть навсегда.
|
</> |