三体: Триждыподнебесная
bohemicus — 17.09.2023 (ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ: 三体: Задача, не имеющая решенияВ Китае любая мысль, дерзнувшая воспарить в небеса,
обречена упасть на землю. Тяготение реальности слишком сильно.
Лю Цысинь
В сериале "Задача трёх тел" есть несколько сцен, действие которых разворачивается в китайской деревне семидесятых годов прошлого века - молодая Е Вэньцзе общается с местными крестьянами, учит их детей и т.д. Как же мало их быт отличается от быта сибирских деревень того времени - точно такие же деревянные избы, кругом сугробы, бабы в платочках, мужики в ушанках, все в тулупах. Лица у них... по-моему, обычные бурятские лица. О Китае наших дней и говорить нечего - мотивация героев, их поведение, их одежда, интерьеры их жилищ, архитектура их городов - всё абсолютно космополитично, ни в чём нет почти никакой местной специфики. Разве что экстравагантный полицейский Ши Цян ест какую-то жуткую требуху (но её не ест никто, кроме него, это подчёркивается), а профессор Ван Мао, желая снять стресс алкоголем, запивает нечто пятидесятишестиградусное соевым молоком и закусывает хворостом. Это та степень своеобразия, которая сохраняется в насквозь глобализированном мире: если вам подают гуляш и танцуют для вас чардаш - видимо, вы в Венгрии, если подают мортаделлу и танцуют тарантеллу - вы, наверное, в Италии, если подают тцатцики и танцуют сиртаки - вы, скорее всего, в Греции. Причём местный колорит во многом рассчитан на туристов, а в остальном всё везде примерно одинаково.
Да и сами герои совершенно узнаваемы и привычны. Это типичные персонажи массовой культуры второй половины ХХ века. Kаждый из нас не раз и не два видел любого из них во множестве американских, французских и каких угодно ещё фильмов. Грубый и харизматичный полицейский в потрёпанной куртке, сначала откровенно раздражающий, но со временем вызывающий всё большую симпатию. Бесстрашная журналистка, лезущая в небезопасные дела и перед самой гибелью успевающая передать важную для расследования информацию. Считающий себя очень крутым хладнокровный убийца - стихийный ницшеанец, называющий человечество кучкой мусора. Хрупкая девочка-телохранитель, голыми руками сворачивающая ницшеанцу шею прежде, чем он успевает достать свой пистолет; кажется, она попала в китайский роман из японского анимэ окружным путём, через Голливуд. Гениальный математик-затворник не от мира сего, который точно решил бы задачу трёх тел, если бы её было возможно решить. Длинноволосый физик-теоретик, для иллюстрации мысли о повторяемости эксперимента пять или шесть раз перетаскивающий биллиардный стол с места на место и ударяющий кием по шару - персонаж, который вполне мог бы присутствовать в повести "За миллион лет до конца света"... Хотя при желании всю "Задачу трёх тел" можно считать масштабным развитием этого сюжета Стругацких.
В диалогах и монологах персонажей "Задачи трёх тел" постоянно звучат имена Эйнштейна, Фарадея, Коперника, Ньютона, Лейбница, фон Неймана и т.д. Им не нужно объяснять, как связаны индейка и День Благодарения. Они знают, что такое нести свой крест (русская переводчица делает примечание, что специально перепроверяла данный пассаж - Лю Цысинь употребил именно этот оборот). Они свободно оперируют такими понятиями как Ренессанс или викторианство. Что-нибудь вроде Мо-цзы или Эпохи Трёх царств в их культурном пространстве тоже присутствует, но в гораздо меньшeм количествe, примерно соответствующeм месту Востока в мышлении европейцев. Герои Лю Цысиня существуют в западной культурной матрице. А точнее - в западной культурной матрице ХХ столетия. Это важно, поскольку европейцы XIX века, например, герои Жюля Верна, в сходной ситуации действовали бы несколько иначе, а уж китайцы того времени были ещё совсем на них не похожи. Однако веяния XXI века тоже ещё не затронули героев Лю Цысиня (напомню, что роман издан в 2006 году) - женщины уже занимают половину мира "Трёх тел", а вот для геев, трансгендеров и негров в нём ещё нет места... Пока я пишу эти строки, краем глаза замечаю новость: депутатом парламента в Валенсии впервые стала женщина-политик с синдромом Дауна. Так сказать, Полдень, XXI век. Среди героев Лю Цысиня даунов нет, это персонажи масскульта именно ХХ столетия.
Очень легко представить себе перенос сюжета с астрофизиком, готовым от отчаяния сдать Землю трисоляриaнам, в СССР, особенно сталинской эпохи. Это мог бы сделать любой репрессированный учёный в советской шарашке. Собственно, база Красный Берег - это и есть шарашка, тут аналогия стопроцентная. Но ничуть не труднее перенести место действия в Америку. Тут были бы возможны как минимум два варианта. В одном инопланетян призовёт учёный-нацист, доставшийся американцам в качестве трофея и работающий в их космической программе по принуждению. Вы так ненавидели арийцев, что сожгли Гамбург и Дрезден? Так получите на свои семитские головы неземного противника, на порядки превосходящего вас технологически. В принципе, это мог бы быть хоть сам Вернер фон Браун, почему бы и нет. Но возможен и противоположный вариант - гениальный негритянский учёный, который сидит в столовой за отдельным столом и вынужден ходить в уборную с табличкой "Для чёрных". Его мотивация исправить все кривды мира вмешательством Неба тоже будет вполне очевидной. В европейском варианте это будет еврейский учёный, переживший холокост. "Раз Бога не было в Освенциме, пусть придут трисоляриане, чтобы Освенцим не повторился". Люди везде одинаковы, и у них всегда найдётся повод для обиды на человечество. Во всяком случае, у людей ХХ века таких поводов было предостаточно.
Ну хорошо, Е Вэньцзе - сама репрессированный учёный и дочь убитого обезумевшими маоистами профессора. Однако ей удаётся создать мощное подпольное международное движение интеллектуалов, готовых предать свою планету и свой биологический вид в пользу негуманоидных пришельцев, которые если и прибудут, то через четыреста лет. Кто эти вполне благополучные люди (а среди них нет простонародья), изменяющие своeй цивилизации в пользу чужой? Они скандируют "Долой тиранию землян, весь мир принадлежит Трисолярису!" с фанатизмом, достойным хунвэйбинов. И тут же устраивают межфракционные войны. На первых страницах романа блистательно описаны сражения разных хунвэйбинских группировок друг с другом (тем, кого не интересует роман в целом, я рекомендую прочесть его первую главу; это маленький шедевр, в котором нет ни грана фантастики). В одной из его последних глав есть зеркальная сцена, в которой представители различных фракций общества "Земля-Трисолярис" начинают убивать друг друга прямо на собрании общества. Это очевидный литературный приём, призванный подчеркнуть их сходство с хунвэйбинами. В первой сцене убивают пятнадцатилетнюю девочку-хунвэйбинку, вторая, отзеркаленная, разыгрывается сорок лет спустя, когда времена переменились, и теперь уже юная девушка сворачивает шею одному из предводителей конкурирующей фракции - Лю Цысинь определённо не лишён остроумия.
Собрание общества "Земля-Трисолярис" в китайском сериале "Задача трёх тел". Думаю, ув. cream_and_tea должна понравиться их символика.
Если же вам кажется неправдоподобным, что кто-то на Земле может всерьёз скандировать "Долой тиранию землян!", то я напомню, что 15 января 1987 года Джесси Джексон собрал на территории Стэнфордского университета около пятисот лоботрясов, которые принялись скандировать “Hey hey, ho ho, Western Civ has got to go.” В отличие от знаменитого Стэнфордского экспримента, который в конце концов оказался мистификацией, это было подлинное событие. В то время ещё существовал курс "Западная культура", и студенты протестовали против его преподавания. Западные студенты протестовали против засилья на Западе Западной цивилизации. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но кажется, сейчас такого курса уже не существует, теперь в университетах большое значение придаётся преподаванию афро-азиатских культур. И я слышал, что старый джессиджексоновский лозунг сегодня весьма популярен как среди цветных, так среди белых мальчиков и девочек в американских кампусах. Так что эта часть романа вполне реалистична. Лю Цысинь просто описывает левых. Интересно, что самая бешеная фракция ОЗТ, стремящаяся полностью истребить человечество, формируется из радикальных экологических активистов. А предводитель этой фракции, американский миллиардер, называет себя не много не мало - общевидовым коммунистом:
Отец возлагал на меня большие надежды, но я их не
оправдал. Глаза несчастных, погибающих в нефти птиц преследовали
меня все последующие дни и определили дальнейшее течение моей
жизни. Когда мне исполнилось тринадцать, отец спросил, кем я хочу
стать, когда вырасту. Я ответил: хочу спасать жизни. На самом деле
моя мечта не была такой всеобъемлющей, я всего лишь хотел спасать
виды, которым грозит вымирание: не очень красивую птицу, неказистую
бабочку, жука, на которого никто никогда не обратил бы внимания...
Позже, изучая биологию, я специализировался на охране птиц и
насекомых. С моей точки зрения, я занимаюсь великим делом. Спасение
птиц или насекомых ничуть не менее важно, чем спасение людей. «Все
жизни имеют равную ценность» — таков основной принцип общевидового
коммунизма.
— Как вы сказали? — Е подумала, что ослышалась.
— Общевидовой коммунизм. Это идеология, которую я сам разработал. Или вера — называйте, как хотите. Ее основное убеждение — что все виды на Земле созданы равноценными.
С левыми всё ясно, они в своём обычном репертуаре. Зелёные сливаются с красными до такой степени, что по отношению к ним вполне можно быть дальтоником. Но что такое сам Трисолярис? О трисолярианах Лю Цысинь сообщает крайне мало. В романе нет ни одного их описания, мы не знаем их имён, не представляем, как звучит их речь. Мы не можем со всей уверенностью сказать, как они рaзмножаются. В сериале они ненадолго появляются в кадре в одной из последних серий и выглядят несколько неопределённо - что-то высокое, стройное, парящее, со светящимися лицами (если это можно назвать лицами), вроде бы обладающее четырьмя конечностями. До выхода сериала в Сети появилось множество изображений трисоляриан, созданных фанами романа. В основном это были какие-то гигантские насекомые, но текст допускает любое представление об этих существах. Теоретически, они могут быть кем угодно, от осьминогов или рептилий до более-менее людей. Кажется, это не имеет особого значения. Гораздо важнее их общественное устройство или, если угодно, их культура. Цивилизация Трисоляриса обрисована всего несколькими мазками, но очень выразительно.
Трисоляриане в китайском сериале "Задача трёх тел"
Сигнал, посланный Е Вэньцзе, принял трисолярианский наблюдатель на посту номер 1379 (есть ли у него другое имя - не важно). Это пожилой, одинокий, небогатый, уже ничего не ждущий от жизни трисолярианин, которому становится жалко землян. Он-то понимает, что если их найдут, вряд ли оставят в живых. Отправляя своё предупреждение ("Не отвечайте! Не отвечaйте!! Не отвечaйте!!!") он не просто рискует жизнью, но идёт на верную смерть ради наивных существ откуда-то из космоса, не понимающих, какое же это счастье - жить на планете, движущейся по стабильной орбите вокруг одного-единственного солнца. Суд следует почти мгновенно. В сериале наблюдателя не казнят, но приговаривают к по-восточному изысканному наказанию: он останется жить, пока не будет уничтожена земная цивилизация, и должен будет увидеть её гибель. На этом дело заканчивается. В экранизации вообще многое смягчено по сравнению с книгой, там даже зверства хунвэйбинов остались за кадром. Сериал явно рассчитан на экспорт, и это чувствуется; забота китайских властей об имидже страны в мире общеизвестна. Однако в романе, где всё куда жёстче, происходит следующее:
После того как слушатель с поста № 1379 ушел, правитель вызвал к себе советника, отвечающего за систему космического наблюдения. Глава государства постарался не дать волю своему гневу. Вместо этого он подошел к вопросу чисто по-деловому:
— Как получилось, что ты допустил к работе такую слабую и злонамеренную личность?
— Правитель, в нашей системе сотни тысяч работников. Тщательно проверять каждого попросту нет возможности. Этот человек хорошо справлялся с работой, не допускал промахов... б`ольшую часть своей жизни. Разумеется, я готов нести ответственность за самую тяжкую его ошибку.
— Сколько человек в Трисолярианской системе космического наблюдения несет хотя бы частичную ответственность за это упущение?
— По моим предварительным подсчетам — около шести тысяч на всех уровнях.
— Они все виновны.
— Да, правитель.
— Дегидрировать все шесть тысяч и сжечь на площади в центре столицы. Что до тебя, то ты послужишь растопкой.
— Благодарю вас, правитель. Это хоть немного облегчит нашу совесть.
Слева: один из частных случаев задачи трёх тел - траектория движения трёх тел с одинаковой массой. Случай звёздной системы Трисоляриса более сложен. Справа: история Китая в 2070 г. до н.э. - 1820 г н.э. (общепринятая версия). К сожалению, не показаны последующие 200 лет, с очередными циклами распада и реинтеграции. Строго говоря, и сейчас существуют два Китая, причём ещё во времена моего детства в ООН был представлен не материковый, а островной Китай (в просторечии - Тайвань).
Я обнаружил в "Задаче трёх тел" три ключевые идеи:
1. Цивилизация на свете только одна - Западная.
2. Зелёные - это новые красные, и они ничуть не лучше старых.
3. Задача сохранения Китая перед распадом не имеет решения.
Возможно, Лю Цысинь не имел в виду ничего такого и был бы весьма удивлён и даже шокирован моей интерпретацией. Возможно, вы нашли в его романе нечто совершенно иное, а то и прямо противоположное. Я с нетерпением жду ваших мнений о "Задаче трёх тел", чтобы сравнить их со своим собственным. Возможно, я вступил в возраст, когда ум утрачивает остроту и гибкость, а посему уже не воспринимаю новые идеи, зато повсюду обнаруживаю подтверждение своих собственных мыслей (все вышеперечисленные тезисы традиционны для "Богемских манускриптов"). В последнем случае может возникнуть вопрос: зачем тогда вообще читать или смотреть что-то новое? У меня есть на него однозначный ответ: чтобы получить удовольствие, для чего же ещё. От всего в жизни нужно получать удовольствие, это знал ещё Эпикур. При чтении этой затянутой, полной нестыковок и противоречий, нарушющей законы физики книги (впрочем, "физики не существует"), стереотипные герои которой носят труднопроизносимые имена, я получил немалое удовольствие. И Вам того же желаю.
Искренне ваш, 波西米亞風格的