ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ. Молодые – патриоты

В 1996 г. мой деятилетний сын на вопрос кого-то из взрослых, кем он хочет стать, когда вырастет, ответил: «Иностранцем». Тогда вовсю шли разговоры, как надо переформатировать отсталую Рашку в нормальную, читай: западную, страну, а природных русаков – преобразить в общечеловеков. Ну и впитал мальчонка тот воздух, в котором носились такие идеи. Тогда Запад, работа на Западе и жизнь в «приличных странах» ощущалась как необсуждаемое благо, к которому следовало стремиться, а иностранцы-западники ощущались как лучшие люди нашего отечества. Справедливости ради надо отметить, что это не было результатом «перестройки». Сама перестройка была результатом этого духа самоуничижения и самоотрицания, а сложился этот дух, пожалуй, в эпоху брежневского «застоя».
Прошло 30 лет – и всё разительно изменилось. Большую роль тут сыграла СВО, но не только: исподволь изменения шли и раньше.
На сегодня, как сообщают «Известия», доля патриотов среди молодежи 18–24 лет составляет 99%: по данным ВЦИОМ, с 2016 года этот показатель вырос на 18%. Даже социологи-иноагенты подтверждают: в России неуклонно растет число молодых людей, считающих, что дела в стране идут в правильном направлении. С апреля по июль 2025 года этот показатель вырос на 13% и достиг 73%. Столько же молодых людей 18–24 лет выражают поддержку действий Вооруженных сил России. И столько же, уже по данным ФОМа, уверены, что мы живем в свободной стране.
Современные школьники демонстрируют беспрецедентно патриотичное отношение к своей стране: 97% из них гордятся Россией, причем каждый второй стал гордиться сильнее за последний год. Среди подростков 12–18 лет подавляющее большинство довольны жизнью в стране (83%), а 91% связывает свое будущее с Родиной. Абсолютное большинство россиян считают, что и в стране, и в их регионе созданы все условия для самореализации молодежи.
Школьникам нравятся и воспитательные нововведения: по данным исследований, 88% положительно относятся к торжественной церемонии поднятия флага и исполнения гимна России. Пять лет назад, когда эта практика только вводилась, таких ребят было всего 17%.
Так что же? Выходит, воспитательная работа помогла нашему молодняку стать патриотами? Да, воспитательная работа, после длительного перерыва возобновилась. Можно даже сказать, что возобновилась идеологическая работа – в форме «Бесед о главном». Об этом я слышала пренебрежительные отзывы от знакомых интеллигентов: мол, промывка мозгов. Это чистое недомыслие: любое воспитание – это «промывка мозгов», внушение контента, признанного правильным, и блокирование противоположного.
Любые верования лучше всего «заходят» в детском возрасте. Потому и Закону Божьему начинали обучать сызмальства. Вообще, любой религии начинают учить с детства. Если человек не получил религиозного воспитания с детства, очень маловероятно, что он станет истинно верующим. Он может уважать религию как культурный феномен, как фактор сплачивания народа и его воспитания, но по-настоящему веровать он будет вряд ли. Возможно, но маловероятно. Большинство тех, кто аттестует себя верующими, в большинстве случаев просто исполняют обряды: труд не велик, а вдруг поможет?
Идеология – эта та же религия, только светская. Она, как всякая религия, даёт картину мира, разъясняет, что есть добро, а что зло, предписывает нормы поведения. Как всякую религию, её нельзя рационально доказать: «Верую ибо абсурдно», - сказал древний богослов Тертуллиан; абсурдно – в смысле не постижимо умом, рационально.
При советской власти детей обучали религии (=идеологии) коммунизма. Слава Богу, она по факту очень тесно смыкалась с христианством, а Моральный кодекс строителя коммунизма был вообще списан с Нагорной проповеди. Были, впрочем, и существенные отличия.
Теперь стараются преподавать идеологию патриотизма. Это правильно: патриотизм – естественное чувство, надстраиваемое над детскими впечатлениями – любви к родителям, родному дому. Патриотизм – это естественное человеческое чувство, недаром наши люди, когда им позволили снова стать патриотами, а не гражданами Вселенной, одиноко гоняющимися за личным прибытком, – восприняли это словно возвращение к своему естественному состоянию.
Мне кажется, нашему государству пора набраться мужества и сформулировать эту идеологию в едином компендиуме. Все большие религии имеют свою Главную книгу: Талмуд, Библия, Евангелие, Коран. Так и светской религии – идеологии – хорошо бы такую книгу обрести. «Талмудом» марксизма был (и во многом остался) «Капитал» и «Манифест Коммунистической партии». У либеральной веры тоже есть базовые сочинения, вроде эссе фон Хайека «Дорога к рабству» и его же «Пагубная самонадеянность». Популярная версия – труды Айн Рэнд.
Наличие полного и одновременно компактного изложения светской религии (=идеологии) оказалось бы очень полезным. На его базе было бы гораздо удобнее вести воспитательную работу в школе. Для учителей это было бы значительным облегчением. И не только в школе. Все тексты, предназначенные для массовой аудитории, должны поверяться этой, условно говоря, Главной Книгой.
Разумеется, создать такую книгу – непросто. Но непросто не означает невозможно. Сейчас мы переживаем такой период, когда то, что вчера казалось невозможным, - сегодня становится реальным и повседневным. Я не случайно вспомнила смешное высказывание моего сына: тогда ВСЁ было совсем другим, и невозможно было представить те результаты, которые сегодня показали опросы.
|
</> |