Три проблемных фильма разных лет выпуска
crazy_reader — 30.04.2023 Проблемными я их называю потому, что в них можно выделить доминирующую тему, которая относится к жизненным, а не к абстрактным проблемам. Темы эти очень разные, непересекающиеся. Разве только в том, что все они относятся к людям. Люди сами создают эти проблемы, а потом пытаются их разрешить. Воспользуюсь правилом великого Штирлица, который говорил, что запоминается последняя фраза и расположу свои короткие отзывы в порядке возрастания мною же проставленного рейтинга, то есть от низшего к высшему. Поехали.«Солнце и апельсины», 2010, Великобритания, Австралия
Фильм скорее информационный, чем художественный, хотя сценарий написан по всем правилам кинематографической драматургии. К Маргарет, сотруднице социальной службы, обращается за помощью женщина, в детстве насильственно вывезенная из Англии в Австралию. Начав поиски, Маргарет, к своему великому удивлению, выясняет, что это был не единичный случай, а массовое явление. За всё время, до 1970-го года, из Англии было разбросано по странам Содружества (в основном, как я понял, в Австралию) 130 000 (сто тридцать тысяч) детей. Спасали, якобы, от пьющих родителей и вообще от всех напастей. Хорошего желали. Разлучая не только с родителями, но и разводя братьев и сестёр. Из гуманных, естественно, соображений. Гуманитарная депортация. У них, что бы они ни делали, всё гуманитарное. Даже бомбардировки. Правда, акцент в фильме сделали на том, что это церковь делала, она и виновата. А вот государства, вроде, ни при чём. Не заметили, проморгали. А через границу просочились с помощью высших сил, наверное. Возможно, в реальности и властям досталось на орехи, потому что эта информация в своё время вызвала грандиозный скандал, но я говорю о фильме.
На мой взгляд, картина суховата. Да, там есть и чувства, и душещипательные истории, но создать такую убедительную психологическую атмосферу, как это было сделано в фильме «Сёстры Магдалины», здесь не получилось. Хотя темы и родственные – обе ленты о том, как государство считает детей своей собственностью и само занимается их судьбами, калеча им жизнь. Навряд ли это распространяется на всех членов общества, но демократическое большинство находится под ударом. А вот как дело обстоит с меньшинством, то есть с элитой – могу только строить догадки. В общем, для ознакомления с темой фильм полезен, но «Сёстры Магдалины» ещё полезнее. Вот сестёр рекомендую, а этот – на ваше усмотрение.
«Как можно дальше отсюда», 2020, Польша, Ирландия
Об этом совсем коротко, хотя он намного жизненнее первого. На примере одной семейной истории раскрывается проблема польского счастья. Счастья от того, что теперь у них свобода, и они могут жить и работать везде, где захотят, в том числе и в Ирландии.
У семнадцатилетней Оли в результате несчастного случай погибает отец. Он ей мало знаком, потому что половину своей жизни она его практически не видела – она учится в Польше, а он зарабатывает деньги в Ирландии. И ещё он обещал дочери купить машину, как только она получит права. Это, в основном, и поддерживало её связь с отцом. А теперь ей надо ехать в незнакомую страну и обеспечить доставку тела отца на родину. Так выглядит сюжет.
Сам по себе сюжет банален, а вот то, как показана жизнь простых поляков, оказавшихся на чужбине, представляет больший интерес. Если коротко, то чему тут радоваться? Скудные условия проживания, скромные зарплаты и не менее скромная правовая защита. На мой взгляд, посмотреть на обратную сторону свободы любопытно. Да и история, несмотря на незатейливость, смотрится с интересом.
«Инцидент, или Случай в метро», 1967, США
Как и в случае с польской картиной, этот старый американский фильм через частный случай показывает проблему более высокого уровня.
Два молодых... (надо бы написать человека, но людьми их назвать язык не поворачивается). Двое человекоподобных вышли в ночной город. Им скучно, им хочется острых ощущений. Размявшись на одиноком прохожем, они спускаются в метро. В полупустом вагоне собралось около десятка случайных пассажиров, в чьи очень нестройные ряды и вливаются наши человекоподобные. И происходит то, что могло произойти в любое время – в прошлом, в настоящем и в будущем. Потому что ситуация типична, она воспроизводится постоянно, разве что в разных декорациях и в разных масштабах. Толпа, которая сильнее, оказывается беспомощной и раздавленной потому, что в ней нет единства, потому, что никто не рассчитывает на помощь других и предпочитает отсидеться, надеясь на то, глумливая сила насытится и до них дело не дойдёт. Не тут то было!
Вот это кино рекомендую безо всяких сомнений. Оно нисколько не состарилось ни по смыслу, ни по исполнению.
==============================
|
</> |