Три греческих церковных сюжета

топ 100 блогов a_bogdanovsky12.01.2011 Я не счел все три сюжета достойными новости, но по российскому интернету они разошлись крайне широко, и стоило бы их прокомментировать. Сюжеты такие: Церковь борется с экономической оккупацией Греции, "митрополит-борец" борется за присутствие церкви в общественной жизни, а "митрополит-антисемит" проповедует смычку сионистов с Гитлером.


Сюжет первый. "Церковь против оккупации". В декабре во всех церквях Греции было распространено воззвание Синода Элладской церкви (перевод здесь), в котором, в частности, говорилось: "Очевидно, что наша Родина уже несвободна, а фактически управляется своими кредиторами... То, что переживает сейчас наша Родина, не имеет прецедента и потрясает воображение. Бок о бок с духовным, социальным и экономическим кризисом шествует ниспровержение всех наших основ. Речь идет о попытке искоренения и уничтожения нашей традиции, того, что всегда считалось основой жизни нашего Отечества. В социальной сфере предпринимается упразднение наших устоев и прав. Причем делается это [правительством] под невиданным предлогом: «К этим мерам нас принуждают наши кредиторы». Таким образом, мы как страна фактически признаем, что находимся под оккупацией и исполняем волю наших новых [зарубежных] правителей. В связи с этим возникает следующий вопрос: их притязания касаются только финансовой и социальной сферы или распространяются на духовную и культурную идентичность и самостоятельность нашей Родины?" Дальше немного экономического ликбеза и ритуальное сообщение о том, что церковь не может оставаться равнодушной к проблемам общества и будет на страже его интересов, и так далее.

Риторика эта произвела определенное впечатление в Греции, но явно меньшее, чем в российском интернете. А все почему? Да потому, что она предельно банальна для нынешних греческих условий. Примерно так же выражаются все - профсоюзы, коммунисты, даже правительство, новость только в том, что в данном случае заговорила церковь, которая при новом архиепископе Иерониме заняла позицию максимального самоустранения от каких бы то ни было общественных проблем - во всяком случае, избегает на этот счет выражаться. Не верите, что все говорят одно и то же? Пожалуйста - вот что заявлял премьер-министр Йоргос Папандреу на 28 октября, день 80-летия со дня начала сопротивления Греции во Второй мировой войне:
"Сравнение с сегодняшним днем неизбежно... Сегодня, как и тогда, на кону стоит многое. Это независимость нашей страны от держав-заимодавцев и контролеров, достоинство греков, наша возможность самим определять свою судьбу и создавать будущее своими силами". Тут прямое сравнение нынешних 110 миллиардов евро кредитов с итальянско-германской оккупацией 1941-1944 года. По-моему, бредовое, но я не премьер-министр Греции, чтобы судить, так что пусть его говорит.

Все в Греции любят витийствовать, и полутонов и намеков не приемлют. А посему заявление Синода ничем не отличается от сотен других заявлений. В какой мере это произведение синода - тоже идут споры. Одни говорят, что архиепископ Иероним решил наконец выйти из окопов и постоять за убеждения церкви. Другие пишут со ссылкой на внутренние круги, что Иероним, напротив, был взбешен этой публикацией, и "возмущение его было слышно из-за стен архиепископии". Факт в том, что в синоде Элладской церкви больше коллегиальности, чем, скажем, у нас, и часто мнение большинства расходится с мнением предстоятеля. Так что кто бы ни писал это воззвание, оно не обязательно отражает мнение всей церкви. Мы имеем дело не с мученически-смелым призывом, а с упражнением в риторике, которое интересно лишь подписью (не вполне проясненной), но не содержанием.

Второй сюжет - "митрополит-борец". По сети широко разошлось видео инцидента в Димицане. Местный митрополит Иеремия присутствовал на принесении присяги нового муниципального совета Гортины, был молебен. На видео он зачитывает пожелания мэру и прочим. После этого берет слово представитель одной из фракций в муниципальном совете (Λαϊκή Συσπείρωση), который говорит, что в новом законе о местном самоуправлении от 2010 года "не упоминается о присутствии на присяге священников". "Мы заявляем, что защищаем интересы народа, и просим вписать в протокол это наше заявление", - говорит он.

Иеремия: "Могу я ответить? Что, не должно было быть молебна? Вы хотите сделать нашу родину безбожной? Вам не стыдно? Вам не стыдно? Стыд!" (аплодисменты). Потом, ударив посохом: "Иди, я тебе скажу. Здесь родина святого Григория Пятого. Стыд вам! Можете в суд меня вызывать - отвечу, что стыд вам!.. Пропадите пропадом! (Να χαθείτε)". И далее в том же духе. Расшифровывать дальше мне лень, я лучше процитирую сильно приукрашенный перевод (вернее, пересказ), который ходит по сети: «Это тебя побеспокоило, господин, присутствие священников? Мы, священники и архиереи боролись за то чтобы существовала свободная родина, и чтобы ты был свободен. И эти слова произносятся здесь, в Димитсане, где родился патриарх Григорий, которого турки повесили за Веру и Отечество? Стыд и срам всем кто стремится сделать нашу Элладу безбожной. Мы этого не допустим. Я, который пришел сюда, воодушевлен веревкой Патриарха Григория. Знайте, что здесь, в Димитстане, у вас юродивый епископ. Я сын героя с албанских гор и мой отец, 25-летний богатырь, не для того был убит в албанских горах, чтобы пришел этот господин и выразил публично свое презрение священному клиру. И если, после его слов о том что не нужны священники при принесении присяги, никто из вас не выразил протест, я протестую и выхожу из зала и повелеваю всем священникам и монахам выйти из зала».

А вот, друзья, вам факты. Действительно, с реформой местного самоуправления священники де-факто отстранены от того, чтобы приводить к присяге мэров. Мэры Афин и Салоник присягали уже по гражданскому "обряду". Священников в большинстве случаев еще пускают на эти церемонии - но их присутствие не является необходимым по закону, как это было раньше. Поэтому церковь действительно отстранили, и никакая перебранка местного епископа с ничего не значащим мелким, неоплачиваемым членом муниципального совета деревни Димицана на Пелопоннесе от левацкой партии никакого практического значения больше не имеет. Даже если вы ее переведете в духе диалога римского прокуратора с христианским священномучеником. Кстати, аналогично и более взвешенно недавно говорил митрополит Гидры Ефрем.

Третье - "митрополит-антисемит". Митрополит Пирея Серафим в эфире телеканала "Мега" выступил с отборным бредом. В частности, он сообщил, что международное сионистское лобби финансирует уничтожение религиозной идентичности христиан и разрушение семьи путем пропаганды развала семьи и гомосексуализма. Также он заявил, что Адольф Гитлер был инструментом сионистов и финансировался семейством Ротшильдов для того, чтобы убедить евреев переехать на Мадагаскар. Зажигательное видео здесь.

Как и следовало ожидать, поднялась страшная буча, даже в русскоязычных СМИ штук 15 перепечаток, не говоря уж об израильских. Митрополит тут же принялся оправдываться, что он, конечно, не антисемит, а антисионист, призывая в свидетели "истинное мученическое слово тысяч евреев-антисионистов, наших собратьев, которые десятилетиями борются с сионистским извращением истинного иудаизма". Трактат сей можно почитать тут. (многа букв по-гречески, но зато есть разоблачение министра финансов как агента сионистов - хотя кто бы сомневался!)

Здесь, по-моему, все предельно ясно. В какой степени критика сионизма является антисемитизмом - этот вопрос в данном случае обсуждать не имеет смысла, поскольку митрополит Серафим явно не в себе, кого бы он там ни критиковал. Живого еврея (а уж тем более сиониста) в повседневной жизни 99% жители Греции не видели со времен "сионистского прислужника" Гитлера, который уничтожил почти всех евреев Греции. Но известно, что ксенофобия часто имеет иррациональные основы, во всяком случае, она может процветать при полном отсутствии предмета ненависти. Прискорбно, что один из 80 митрополитов греческой церкви сошел с ума на почве ненависти к евреям. Но не он первый, не он последний. Содержание его головы достаточным поводом для освещения я не считаю, тем более, что он не является особо влиятельной фигурой в греческом обществе. Что греческое правительство, церковь и общество подобных эскапад не разделяют, я считаю положительным фактом, но уж слишком явно нездоров этот человек. В крайнем случае невежествен. В чем тут новость для СМИ - не вижу.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На Оптиков, между Яхтенной и Туристской примерно посередине пару месяцев назад повесили камеры. Радар детектор их уверенно брал. Но вот уже пару недель, может и больше, он молчит. Камеры висят, никуда не делись. Что бы это значило? ...
зарисовки отчаянной дачницы. Не судите строго. Без пояснений, одни картинки... 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...
Умница Алёна Попова громит «тупых и верных» своими беспощадными твитами. Просто сравните расходы на здравоохранение в Японии и России… А теперь расходы на образование…. Государственные расходы в год: Япония Население: 127 млн Здравоохранение: $450 млрд Образование: $177 млрд Армия: $46 ...
Требования стопбензинщиков и их вроде как исполнение на самом деле бессмысленны. Да, цену снизили. 4500. Но уверены ли вы, что себестоимость + налоги и сборы (включая акцизы) + рентабельность нефтянки в среднем по региону - это именно 4500? Может должно ...
Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Поэтому не спрашивай, по ком они воют: Они воют и по тебе. Если бы мне сказали, что слжующее 23 февраля я застану среди цветущих вишен... С детства я, сын кадрового военного и фронтовика — не имел ничего против этой даты, дня Красной ...