Три фильма о письмах и о женском одиночестве
vykhochetepesen — 30.04.2023Финляндия, 2009. США, 2018. СССР, 1967.
Давеча припомнились фильмы, сюжет которых связан с письмами. А за ними, как обычно бывает, — судьбы, истории и характеры.
Так уж неожиданно совпало, что главные героини этих фильмов — женщины, и притом весьма малосимпатичные на первый взгляд. Но узнавая их поближе, приходит понимание, что всё не так однозначно.
Все три фильма — драмы, и преподносят некие уроки нравственности. Мораль при этом различна: христианская, житейская и гуманистическая в её советском понимании.
Письма в фильмах представлены в разных ипостасях: как исповеди и средства духовной терапии; как объекты творчества, а также ностальгии и коллекционирования; как опасное и действенное оружие. Соответственно, и герои фильмов письма не только читают и пишут, но и активно с этими кусочками бумаги взаимодействуют: копят их, подделывают, крадут, уничтожают. Зритель здесь имеет возможность наблюдать за различными процессами создания текстов.
И хотя лишь одна из этих историй основана на реальных событиях, письма в фильмах появляются не столько в качестве приятного реквизита для создания уютного антуража или служат поводом для оправдания сценарных ходов, а фигурируют как живой и богатый материал, с которым связано много личного. Что очень близко по духу тем сюжетам, которые представлены в этом журнале. Поэтому, не претендуя на культуртрегерство, мне кажется, что знакомство читателей с этими историями будет не лишним и дополнит тематику настоящего журнала.
Ведь именно нравственные, а также культурные и исторические аспекты наиболее привлекательны в разнообразных образцах переписки и документах граждан.
Письма отцу Якобу/Postia pappi Jaakobille
Финляндия, 2009 г.
Сюжет: Лейла Стен, приговоренная к пожизненному заключению и уже отбывшая около 12 лет срока, неожиданно выходит на свободу по амнистии. Ей, не имеющей ни семьи, ни друзей, предлагают работу у слепого деревенского пастора. Она должна читать ему письма от прихожан.
Фильм камерный, минимум персонажей на фоне финских пейзажей. Но есть ещё и незримые авторы писем, знакомые и незнакомые отцу Якобу и Лейле.
Кто же и зачем нуждается в совете и поддержке и кто и чем способен помочь? Не является ли помощь другим прежде всего помощью самому себе? И на чём основано моральное право давать советы? Кто видит дальше — слепой или зрячий? Или всё таки, в русле отечественной традиции, решает опыт собственных страданий?
Отрадно, что фильм при всей своей простоте очень далёк от ханжеского морализаторства или проповедей о спасении души.
Отец Якоб часто имеет дело с письмами как с последним криком души или как с последней надеждой. Тому достаточно примеров и в моей практике собирания частной переписки. Иной раз такое чтение требует тяжёлой духовной работы, даже от случайного читателя и спустя многие годы после их написания.
Поэтому опыт отца Якоба и его непрофессиональной помощницы Лейлы может быть в какой-то степени востребован и нами.
Сможете ли вы меня простить? /Can You Ever Forgive Me?
США, 2018 г.
Сюжет: Вышедшая в тираж и постепенно опускающаяся на дно жизни писательница Ли Исраэль начинает подделывать письма литераторов и неплохо на этом зарабатывать в компании с другим старым неудачником Джеком Хоком.
Ли пьёт, живёт одна с котом, да ещё и скатилась до нетрадиционной ориентации, как, впрочем, и её приятель, алкаш и наркоман. В фильме эта популярная ныне в западной культуре сторона личности персонажей отнюдь не намекает на какую-то их особую креативность или чувствительность, а наоборот, свидетельствует об их асоциальности и одиночестве, как, впрочем, часто и бывает в жизни.
Для тех, кто находится в финансовом и творческом кризисе, Нью-Йорк сразу становится холодным и неприглядным. Единственными тёплыми оазисами в нём остаются букинистические книжные магазины и бары, куда и лежит путь раздражительной и неопрятной дамы старше бальзаковского возраста.
Пытаясь продать личные письма и автографы из своего архива, Ли неожиданно обнаруживает, что существует запрос на приукрашенную версию документального наследия знаменитостей. «Тут-то, Василий Иванович, мне карта и попёрла!» - как говаривал Петька в известном анекдоте.
Выдать чужие стихи за свои, расцветить в письмах свою слишком обычную жизнь, посплетничать, подписаться другим именем — сколько подобного творчества и фантазии встречается в переписке отечественных граждан!
А уж попыток подделать автографы, подписаться на старой французской открытке за Цветаеву и Ахматову или снабдить ретро-фото вымышленной датой, местом и списком изображённых особ (приближённых к императору, разумеется!) — не счесть! Производство фальшивых военных дневников и мемуаров у нас вообще приобрело массовый характер! А в Польше и Чехии не торгует «чудом сохранившимися» письмами евреев из Освенцима и Треблинки только ленивый!
Как это узнаваемо! И как, оказывается, востребовано!
Так что приунывшая было Ли оживает и включается в новый творческий процесс! И хоть её бизнес-план через некоторое время терпит крах, но снова обретена вера в себя, а это дорогого стоит!
Фильм основан на реальном случае мошенничества. При этом в нём хватает и комедийных моментов, а актёры просто замечательны, особенно Ричард Грант в роли прощелыги Джека.
Журналист
СССР, 1967 г.
Сюжет: Молодой и перспективный журналист «Правды» Алябьев перед отъездом в зарубежную командировку отправляется в последнее редакционное задание в уральский городок — разбираться с жалобами некоей Аникиной, на квартире у которой он и останавливается.
По результатам поездки должна получиться статья в рубрику «Письмо позвало в дорогу». То есть зрителя ждёт расследование и интрига. Она имеет место быть, но любовная коллизия совершенно меняет намерения и судьбу журналиста.
Фильм можно смотреть только ради одних актёрских работ. Сниматься у Сергея Герасимова было честью, удачей и часто путёвкой в профессию. Тут и Сергей Никоненко в роли редактора местной газеты, и Шукшин в роли алкозависимого и потому смещённого с поста журналиста, и великолепная Нина Федосова в образе хитрой кляузницы, Жанна Болотова и Галина Польских в качестве пассий героя и много другого хорошего.
Вот, к примеру, неподражаемая Валентина Теличкина в своей первой кинороли — сотрудницы провинциальной редакции:
В фильме показана и работа отдела писем московской газеты, где работает ещё одна неравнодушная к главному герою девушка в исполнении Екатерины Васильевой.
Жалобы, письма читателей, редакционные ответы, журналы статистики и рубрикации приходящей корреспонденции — великолепный и интересный материал, к которому у автора сего журнала ностальгическая личная склонность. Моя мама возглавляла во время оно отдел писем одного важного союзного министерства, и деятельность эту я имел возможность наблюдать воочию, хотя по малолетству и не был способен многого понять.
Но то, что письмо — это документ серьёзный и советское государство придавало ему огромное значение, запомнилось.
Фильм двухсерийный, но вторую серию, где герой отправляется-таки в загранпоездку, но тоскует по оставшейся на Урале девушке, можно пропустить — о письмах там речи больше нет, а досужих размышлизмов хватает.
Вот, пожалуй, и всё. Буду рад, если этот маленький обзор покажется читателям любопытным и припомнятся ещё какие-нибудь кинофильмы на эпистолярную тему.