Три фильма о письмах и о женском одиночестве

топ 100 блогов vykhochetepesen30.04.2023

Финляндия, 2009. США, 2018. СССР, 1967.

Три фильма о письмах и о женском одиночестве

Давеча припомнились фильмы, сюжет которых связан с письмами. А за ними, как обычно бывает, — судьбы, истории и характеры.

Так уж неожиданно совпало, что главные героини этих фильмов — женщины, и притом весьма малосимпатичные на первый взгляд. Но узнавая их поближе, приходит понимание, что всё не так однозначно.  

Все три фильма — драмы, и преподносят некие уроки нравственности. Мораль при этом различна: христианская, житейская и гуманистическая в её советском понимании.

Письма в фильмах представлены в разных ипостасях: как исповеди и средства духовной терапии; как объекты творчества, а также ностальгии и коллекционирования; как опасное и действенное оружие. Соответственно, и герои фильмов письма не только читают и пишут, но и активно с этими кусочками бумаги взаимодействуют: копят их, подделывают, крадут, уничтожают. Зритель здесь имеет возможность наблюдать за различными процессами создания текстов.

И хотя лишь одна из этих историй основана на реальных событиях, письма в фильмах появляются не столько в качестве приятного реквизита для создания уютного антуража или служат поводом для оправдания сценарных ходов, а фигурируют как живой и богатый материал, с которым связано много личного.  Что очень близко по духу тем сюжетам, которые представлены в этом журнале. Поэтому, не претендуя на культуртрегерство, мне кажется, что знакомство читателей с этими историями будет не лишним и дополнит тематику настоящего журнала.

Ведь именно нравственные, а также культурные и исторические аспекты наиболее привлекательны в разнообразных образцах переписки и документах граждан. 

Письма отцу Якобу/Postia pappi Jaakobille

Финляндия, 2009 г.

Три фильма о письмах и о женском одиночестве

Сюжет: Лейла Стен, приговоренная к пожизненному заключению и уже отбывшая около 12 лет срока, неожиданно выходит на свободу по амнистии. Ей, не имеющей ни семьи, ни друзей, предлагают работу у слепого деревенского пастора. Она должна читать ему письма от прихожан.

Фильм камерный, минимум персонажей на фоне финских пейзажей. Но есть ещё и незримые авторы писем, знакомые и незнакомые отцу Якобу и Лейле.

Кто же и зачем нуждается в совете и поддержке и кто и чем способен помочь? Не является ли помощь другим прежде всего помощью самому себе? И на чём основано моральное право давать советы? Кто видит дальше — слепой или зрячий? Или всё таки, в русле отечественной традиции, решает опыт собственных страданий?

Отрадно, что фильм при всей своей простоте очень далёк от ханжеского морализаторства или проповедей о спасении души.

Отец Якоб часто имеет дело с письмами как с последним криком души или как с последней надеждой. Тому достаточно примеров и в моей практике собирания частной переписки. Иной раз такое чтение требует тяжёлой духовной работы,  даже от случайного читателя и спустя многие годы после их написания.

Поэтому опыт отца Якоба и его непрофессиональной помощницы Лейлы может быть в какой-то степени востребован и нами.


Сможете ли вы меня простить? /Can You Ever Forgive Me?

США, 2018 г.

Три фильма о письмах и о женском одиночестве

Сюжет: Вышедшая в тираж и постепенно опускающаяся на дно жизни писательница Ли Исраэль начинает подделывать письма литераторов и неплохо на этом зарабатывать в компании с другим старым неудачником Джеком Хоком. 

Ли пьёт, живёт одна с котом, да ещё и скатилась до нетрадиционной ориентации, как, впрочем, и её приятель, алкаш и наркоман. В фильме эта популярная ныне в западной культуре сторона личности персонажей отнюдь не намекает на какую-то их особую креативность или чувствительность, а наоборот, свидетельствует об их асоциальности и одиночестве, как, впрочем, часто и бывает в жизни.  

 Для тех, кто находится в финансовом и творческом кризисе, Нью-Йорк сразу становится холодным и неприглядным. Единственными тёплыми оазисами в нём остаются букинистические книжные магазины и бары, куда и лежит путь раздражительной и неопрятной дамы старше бальзаковского возраста.

Пытаясь продать личные письма и автографы из своего архива, Ли неожиданно обнаруживает, что существует запрос на приукрашенную версию документального наследия знаменитостей. «Тут-то, Василий Иванович, мне карта и попёрла!» - как говаривал Петька в известном анекдоте.

Три фильма о письмах и о женском одиночестве

Выдать чужие стихи за свои, расцветить в письмах свою слишком обычную жизнь, посплетничать, подписаться другим именем — сколько подобного творчества и фантазии встречается в переписке отечественных граждан! 

А уж попыток подделать автографы, подписаться на старой французской открытке за Цветаеву и Ахматову или снабдить ретро-фото вымышленной датой, местом и списком изображённых особ (приближённых к императору, разумеется!) — не счесть!  Производство фальшивых военных дневников и мемуаров у нас вообще приобрело массовый характер! А в Польше и Чехии не торгует «чудом сохранившимися» письмами евреев из Освенцима и Треблинки только ленивый!

Как это узнаваемо! И как, оказывается, востребовано!

Так что приунывшая было Ли оживает и включается в новый творческий процесс! И хоть её бизнес-план через некоторое время терпит крах, но снова обретена вера в себя, а это дорогого стоит!

Фильм основан на реальном случае мошенничества. При этом в нём хватает и комедийных моментов, а актёры просто замечательны, особенно Ричард Грант в роли прощелыги  Джека.


Журналист

СССР, 1967 г.

Три фильма о письмах и о женском одиночестве

Сюжет: Молодой и перспективный журналист «Правды» Алябьев перед отъездом в зарубежную командировку отправляется в последнее редакционное задание в уральский городок — разбираться с жалобами некоей Аникиной, на квартире у которой он и останавливается.

Три фильма о письмах и о женском одиночестве

По результатам поездки должна получиться статья в рубрику «Письмо позвало в дорогу». То есть зрителя ждёт расследование и интрига. Она имеет место быть, но любовная коллизия совершенно меняет намерения и судьбу журналиста.

Фильм можно смотреть только ради одних актёрских работ. Сниматься у Сергея Герасимова было честью, удачей и часто путёвкой в профессию. Тут и Сергей Никоненко в роли редактора местной газеты, и Шукшин в роли алкозависимого и потому смещённого с поста журналиста, и великолепная Нина Федосова в образе хитрой кляузницы, Жанна Болотова и Галина Польских в качестве пассий героя и много другого хорошего.

Вот, к примеру, неподражаемая Валентина Теличкина в своей первой кинороли — сотрудницы провинциальной редакции:

В фильме показана и работа отдела писем московской газеты, где работает ещё одна  неравнодушная к главному герою девушка в исполнении Екатерины Васильевой.

Три фильма о письмах и о женском одиночестве

Жалобы, письма читателей, редакционные ответы, журналы статистики и рубрикации приходящей корреспонденции — великолепный и интересный материал, к которому у автора сего журнала ностальгическая личная склонность. Моя мама возглавляла во время оно отдел писем одного важного союзного министерства, и деятельность эту я имел возможность наблюдать воочию, хотя по малолетству и не был способен многого понять.

Но то, что письмо — это документ серьёзный и советское государство придавало ему огромное значение, запомнилось.

Фильм двухсерийный, но вторую серию, где герой отправляется-таки в загранпоездку, но тоскует по оставшейся на Урале девушке, можно пропустить — о письмах там речи больше нет, а досужих размышлизмов хватает.


Вот, пожалуй, и всё. Буду рад, если этот маленький обзор покажется читателям любопытным и припомнятся ещё какие-нибудь кинофильмы на эпистолярную тему.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
О патентах, изменивших мир – 1: Сэмюэл Кольт и его револьвер 25 февраля 1836 года Сэмюэл Кольт получил патент на свой «барабанный пистолет»… собственно – это один из немногих фактов в биографии знаменитого человека, который установлен с абсолютной точностью… ...
А помните, ещё совсем недавно всем было абсолютно наплевать на эти ваши надеть-одеть. Все говорили как хотели, я сам лично считал, что «надеть» это как-то по деревенски что-ли звучит, никто никого не поправлял с торжествующим злорадством, не пояснял, в чём там роковая ошибка сокрыта и ...
Вчера в жж прочла любопытное, практически из серии "их нравы". Человек из поколения моих родителей объяснил, почему, по его мнению, слово "мамочка" как обращение к женщине, имеющей ребенка (нюанс: мамочкой эту женщину называет в данном случае не ребенок, а совершенно посторонний человек, к ...
0:0 Спартак (Москва): Максименко, Чернов, Дуарте, Рябчук, Зиньковский, Игнатов, Хлусевич, Литвинов, Пруцев, Медина, Промес Запасные: Селихов, Свинов, Классен, Зобнин, Умяров, Денисов, Лайкин, Мозес, Мартинес, Бонгонда, Соболев, Мелешин Локомотив (Москва): Лантратов, ...
В общем, фильм "Довод". Посмотрел, оценил. И вот что я скажу. Фильм сделан с одной четкой идеей. Русские опасны и несовместимы с "нормальным миром", потому что живут в реверсном времени. Весь мир вперед, а русские назад. У русских есть доставшаяся им в результате катастрофы ...