Театральные постановки "Christmas Carol" Чарльза Диккенса в
англоязычных странах на Рождество реально соперничают со
"Щелкунчиком" и являются традиционным представлением, на которое
принято ходить чуть ли не ежегодно.
Carol - это у англосаксов религиозная народная песня или
популярный гимн, чаще всего связанный с Рождеством, поэтому хотя
название по-русски и странное, но переводят эту рождественскую
повесть-сказку как "Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ
с привидениями", коротко "Рождественская песнь"
В России по этой сказке ставят даже новогодний /
рождественский мюзикл, поэтому сюжет про знаменитого Скруджа
пересказывать, наверное, не надо. Ну если вдруг кто не знает, то
вот
Рождественская песнь в прозе
В сказке этой есть три рождественских призрака / духа: Ghost
of Christmas Past (Святочный дух прошлых лет), Ghost of
Christmas Present (Дух нынешних Святок) и Ghost of Christmas
Yet to Come (Дух будущих Святок) . Кроме того, в начале
повествования перед Скруджем является привидение - дух его
покойного компаньона Джейкоба Марли, умершего в сочельник семь лет
назад. Сочельник - это день, непосредственно предшествующий
рождеству. Собственно, наша история про Скруджа в очередной
сочельник и начинается
Привидение Марли говорит Скруджу, что после смерти он был
наказан за то, что при жизни не стремился творить на земле добро и
помогать людям, и он не хочет, чтобы та же участь постигла и
Скруджа. Поэтому по его просьбе Скруджа посетят три духа, которые,
как он надеется, помогут ему исправиться.
Ну и раз Марли наказан, то костюм у него соответствующий - вот
такой. Не просто привидение, а в цепях, которые его не пускают ни в
ад, ни в рай, так он и скитается на Земле душой неприкаянной.
Привидение Джейкоба Марли
Что касается наших рождественских духов, то существуют
устойчивые традиции, как их надо показывать и к какие костюмы
одевать.
Дух прошлого Рождества обычно одевают как ангела и играет его
обычно женщина, это как бы традиция. Дух этот забирает Скруджа
в ностальгическое путешествие по прошлому. Он вновь видит события
своей жизни, которые превратили его в того скупого человека,
которым он стал.
Святочный дух прошлых лет / Дух прошлого Рождества и
Скрудж
Поскольку я собираюсь подробно остановится на костюме второго
духа, мы через него перескочим сразу на третьего, а второго оставим
напоследок.
Дух рождественского будущего — это последний и самый загадочный
дух, огромная фигура в темном плаще, похожая на старуху-смерть,
только без косы. Дух рождественского будущего общается
исключительно посредством своих действий / жестов и никогда не
говорит. Он открывает Скруджу серию пугающих видений будущего,
перенося его на сцену его будущей смерти и будущих похорон.
Дух будущих Святок / Дух рождественского будущего и
Скрудж
Ну и между ними второй дух - Дух нынешних Святок, Дух
pождественских подарков, живущий очень недолго, вот только в это
конкретное рождество, каждое Pождество этот дух новый.
Второй дух символизирует радость и изобилие настоящего момента.
Костюм этого духа обычно украшен мантией из зеленых листьев и
олицетворяет дух Рождества. То есть одет он в соответствии с
англо-саксонскими традициями Духа Рождества - Зеленого человека
Рождественский дух в костюме из предыдущей постановки этой пьесы
(по-моему, 2018 года) - костюм очень традиционный, лесной -
не только зеленая шуба, но и рогатый венок на голове с
рождественской растительностью
Я когда-то пост писала на эту тему, вот так вот выглядел типичный
рождественский персонаж в Британии, пока на смену ему не пришел
Санта Клаус в красном кафтане.
Метаморфозы Духа Рождества у англосаксов - от зеленого
плаща к красным штанам и кафтану
Два Духа Рождественских подарков - из предыдущей постановки и из
нынешней. Очень хорошо визуально видно, как изменился костюм.
Вместо типичнейшего англо-саксонского лесного духа мы видим перед
собой существо в зеленом шитом золотом халате и с посохом (почти
пастушьим), выглядящее как некто чуть ли не с Ближнего Востока или
Северной Африки. Англосаксонского вообще ничего не признать
В сказке этот дух приводит Скруджа в гости в семью Крэтчитов,
где он видит, как они празднуют Рождество. Несмотря на явную
бедность и скудный стол, Крэтчиты излучают любовь и веселье,
подчеркивая истинное значение Pождества как праздника. Этот дух
показывает Скруджу, что Рождество – это не только материальное
богатство, но, что более важно, теплота человеческих связей,
сострадание и радость дарения.
Дух рождественских подарков приводит Скруджа в гости к
Крэтчитам
Костюмы для этой постановки вроде как 2022 года , как
викторианские, так и сказочные, создавала дизайнер Ракель
Баррето
Данный халат - одежда очень массивная и тяжелая, сделанная из
очень дорогой и достаточно редкой парчовой ткани. И создатели пьесы
ценами поделились, сколько что стоит и где купить.
Купили эту зелено-золотую парчу в Нью Йорке последним отрезом
примерно в 15 метров по нехилой цене в 1275 долларов. Нью
Йорк в Штатах чуть ли не единственное место, где такие ткани
продаются в специальных магазинах для Бродвея или балов типа
Мета-гала. Ткани на костюм нужно было очень много как из-за
шлейфа сзади, а так и из-за "бараньих" широких рукавов.
Год спустя этот костюм нужно было подлатать и слегка
переделать, причем в двух вариантах (основной костюм и запасной), в
связи с чем понадобилась дополнительная ткань.
Две недели представитель театра бегала по Нью Йорку, пытаясь
найти если не такое же, то хотя бы сильно похожее, и, наконец,
усилия увенчались успехом.
На одном складе нашли 20-метровый рулон этой же ткани и не
просто купили ее всю всего за каких-то 475 долларов (треть цены от
предыдущей покупки, видимо, Мета-гала не предвиделось и продажи не
шли) , но и получили контактную информацию об оптовом продавце,
который эту парчу в Штаты поставлял - ну мало ли в будущем
понадобится.
Два образца ткани - первоначальная закупка и
последующая
Почему понадобилось переделывать халат?
Ну во-первых, кое-что поистрепалось, в первую очередь тяжелый
шлейф, который постоянно таскали по сцене.
Во-вторых, кое-какие вещи в оригинальним костюме оказались
неудачными, потому что узор, который хорошо и красиво смотрится
вблизи, совершенно теряется на сцене при взгляде издалека, а
некоторые детали необходимо подчеркнуть, например, лацканы халата
должны фактурно выделяться., поэтому на первоначальном халате
лацканы пришлось разрисовывать золотой краской, чтобы они
выделялись глубиной и текстурой.
Для лацканов "улучшенного" халата в Нью Йорке нашли красивую
золотую и черную парчу с вплетенными в нее металлическими нитями. И
эта ткань очень хорошо сочеталась с зеленой парчой халата.
4.5 метра ткани (с учетом будущих починок) - цена 350
долларов.
Дух рождественских подарков. Хорошо видно, как
выделяются лацканы
Для подкладки первоначального халата использовали винтажную
ткань бронзового цвета, которую нашли в куче ненужной ткани в
Лос-Анджелесе, 18 метров. Теперь вот встала проблема и
подкладки, которая должна была быть очень плотной и прочной, чтобы
выдержать вес парчи. Новую ткань нашли в Нью Йорке, 37 метров
подкладки стоили 1400 долларов.
А поскольку подол шлейфа вообще очень сильно поистрепался,
было решено купить портьерную ткань полиорганзу- бронзового цвета
(4.5 метра) и добавить к просто подкладке дополнительный
защитный слой для шлейфа, который волочится по полу.
В общем, если так примерно все подсчитать, то на один костюм
уходит примерно 37.5 метров разнообразных тканей. И костюм
получается очень тяжелым.
Поскольку одежда имеет определенный вес, внутрь халата
встроили 2 объемные юбки, чтобы они держали форму и придавали
структурный силуэт. Для юбок использовали довольно
легкую черную полиэфирную органзу, а не стандартную ткань,
это помогло минимизировать вес. На одну нижнюю юбку уходит
почти 15 метров полиорганзы. Было куплено тридцать метров у
оптовика в Нью-Йорке примерно по 3 доллара за метр .
Если к предыдущей цифре добавить еще и метраж юбок,
получается, что на изготовление одного халата для Рождественского
духа требуется примерно 65 метров разнообразных тканей.
Короче, ремонт и обновление халатов только для одного
персонажа обошлись в 2300 долларов только на ткань.
А всего в пьесе около 100 костюмов для всех персонажей.
Скрудж бы тут в театре никак не выжил.