Киргизские самураи фильма "Первый учитель" (1965)
selyanka1 — 26.11.2024
Режиссерским дебютом Андрея Михалкова-Кончаловского стал снятый в
Киргизии по мотивам одноименной повести Чингиза Айтматова фильм
"Первый учитель" При том, что фильм был всего лишь дипломной
работой Кончаловского, пишут, что он входит в Золотую коллекцию
советских фильмов.
Эскизы костюмов к фильму "Первый учитель"
В работе над фильмом Андрей Кончаловский, по его словам, брал
пример с фильмов японского кинорежиссёра Акиры Куросавы "Расёмон"
(действие происходит в Японии в XI веке), "Семь самураев" (Япония,
1587 год), "Трон в крови" (период Гражданской войны в Японии с
середины XV века по начало XVII) и т.д.
Сам он рассказывал:
"На режиссуру "Первого учителя" повлияло моё увлечение
Куросавой. Мы с Тарковским регулярно мотались в "Белые столбы" и
смотрели всё, что давали смотреть. Куросаву, Феллини, Антониони,
Бергмана, Бунюэля — это всё, что в первую очередь занимало
внимание. Изучали, смотрели по два раза. Куросава очень повлиял на
меня. Я вдруг понял, что еду в страну, где все люди монголоидные,
идея была представить, как бы Куросава экранизировал "Первого
учителя", сделать такое наложение".
Идеи у Куросавы Кончаловский, по его собственным
словам, брал кадрами и мизансценами, например, когда аул сидит
кружком — это японская традиция, хотя и мусульманская тоже — это
заимствовано из "Семи самураев"
Эскизы костюмов к фильму "Первый учитель"
Эскизы костюмов к фильму "Первый учитель"
Я этот фильм все-таки посмотрела, заставила себя досмотреть, с
трудом.
И лично мне, если честно, Куросава многое объясняет с точки
зрения того, почему фильм выглядит таким... чужеродным.
Он о революционном фанатизме, даже мракобесии, какой-то
одержимости совершенно чужой... из чужой культуры.
Прочитав про Куросаву, начинаешь понимать, что фанатизм такой
странный, видимо, потому что он в сторону японских харакири и
прочих традиций самураев из страны восходящего солнца.
Не уверена, как это все смотрелось в 1965 году (особенно
самими киргизами!), но в наше время смотреть это все очень
странно, особенно с учетом того, как страна возрождает
консервативные семейные ценности, а тут революционный натурально
маньяк с каким-то упорством японского самурая ведет себя как слон в
посудной лавке... среднезиатский /киргизский менталитет узнать
тяжело.
Учитель там в школе в фильме непонятно чему учит - считать до трех
и с религиозным фанатизмом молиться на Ленина. И ради этого
"недообучения" уровня в 100 раз хуже церковно-приходской школы
происходят некие очень неприятные события. В общем, что этот фильм
делает в Золотой коллекции, я откровенно не понимаю.
За какие заслуги вообще и за какую художественную ценность - что
московский мажор, которому на культуру киргизов плевать, все
монголоиды по большому счету для него одинаковы, решил этих
киргизов японцами показать? За японский дух и визуальные решения
этот фильм так чествуют?
Эскизы костюмов к фильму "Первый учитель"
Эскизы костюмов к фильму "Первый учитель"
В титрах как художник-постановщик указан Михаил Ромадин
- еще один московский мажор, ничего вообще о Киргизии не
знающий. Поэтому кредит за костюмы Михаил Ромадин разделил с
местным очень талантливым и ставшим позже очень
знаменитым художником Мусой Абдиевым, благодаря чему мы,
собственно, вместо самураев в кимоно видим все-таки в фильме
киргизов в национальной одежде.
Художник по костюмам Муса Абдиев рассказал о
том, как подбирались костюмы для фильма "Первый учитель".
- Работать с костюмами для фильма было довольно
сложно. Мы ходили по селам, искали и собирали настоящую одежду тех
времен. Сам фильм снимали в 1963 году, но одежда должна была быть
1925-1927 годов. Мы собирали реквизиты и костюмы для съемок, сами
их шили, переделывали и придавали им старый вид.
Вот в такие моменты очень сложно. Когда из совершенно новой
вещи делаешь до того старую, что никто её и не узнает.
Самое
сложное — это старить меховые вещи. Нам требовалось очень много
времени, чтобы обесцветить их.
Шубы киргизские называются ичик (женские) и кементай (мужские),
ну и поскольку они чаще всего из овчины и мехом внутрь, то проще их
назвать не шубой, а тулупом. В фильме подобную одежду носят так
называемые "баи" - зажиточные овцеводы с конями и собственными
стадами. Мех отличный от овчины - в фильме у всех на
шапках.
- Работа с костюмами только выглядит легким делом. Даже сами
актеры не знают, каким образом и путем эти вещи были сделаны.
Времени было очень мало, чтобы закончить все костюмы для
актеров, поэтому мне помогал художник-постановщик Михаил Ромадин.
Но в основном, все эскизы мои. Я был художником по костюмам.
Мы подчинялись режиссеру Андрею Кончаловскому, как он скажет,
так все и делали.
На роль главной героини Алтынай была приглашена ученица
хореографического училища в Москве – Наталья Аринбасарова. Алтынай
– простая деревенская девушка, которая очень хочет учиться.
Чапан - длинная верхняя одежда типа халата. Шьют чапан на вате
или верблюжьей шерсти, для подклада применяя ситец, а сверху
покрывают бархатом, сукном или вельветом. Поскольку героиня девочка
бедная, у нее чапан сверху покрыт обычным сукном, а сам
он сильно напоминает русский ватник
- Костюм для нее готовился специально, по этнографическому
стилю: национальные головные уборы, чиптама (чыптама) , тумар
и даже пуговицы. [Тумар - это специальный серебряный,
реже — золотой футлярчик, в который вкладывался собственно талисман
(амулет), оберегающий от сглаза и болезней, бесплодия и нечистой
силы].
Чапан - длинная верхняя одежда типа халата и традиционная
меховая шапка
Киргизское платье с поясом называется койнок, а надетая сверху
безрукавка - это и есть чыптама. Головной убор -
киргизская тюбетейка
Это свадебный вид Дюйшен. Белый тюрбан на голове называется
"элечек". Первый раз киргизской женщине надевали тюрбан, отправляя
ее в дом мужа, тем самым подчеркивая ее новый статус. В свадебном
напутствии, молодой желали: "Пусть с твоей головы никогда не упадет
белый элечек", это было пожелание долгой и счастливой семейной
жизни. Еще на Дюйшен очень красивое платье койнок и камзол бешмант.
Вот именно в это время у нее должен был появиться
тумар, но я как-то к сожалению не разглядела среди остальных
украшений.
- Главную роль первого учителя играл Болот Бейшеналиев,
который, окончив институт, в первый раз попал в кино.
Головной убор учителя – это солдатский шлем с красной звездой
тех времен. В ней он приходит и говорит: "Я ваш учитель, буду учить
ваших детей".
Головной убор учителя – это буденовка с красной
звездой
- Костюмы было интересно создавать. К примеру
,
мы взяли черный костюм и нам нужна была такого же цвета
шинель, но ее не было. Мы перекрасили шинель другого цвета в
черный.
Шинель другого цвета перекрасили в черный
Шинель другого цвета перекрасили в черный
- Перед тем, как приступить к пошиву костюмов, художественный
совет: режиссер, оператор и художник, должны посмотреть все
предварительные эскизы и дать подтверждение.
Некоторые головные уборы мы покупали у простых людей,
потому что у нас их не было. Один эпизод из кино мог
сниматься несколько раз и в любое время, поэтому одежда должна была
быть всегда чистой и аккуратной.
Наталья Аринбасарова - Алтынай. Красивый головной убор - это
такая киргизская тюбетейка, судя по внешнему виду
одна из тех, что покупали у населения, а не шили
- В фильме одежду могли порвать, загрязнить и для этого случая
всегда сохранялся второй экземпляр костюма. Надо было все время
быть на съемочной площадке, следить за актерами, если кто пуговицу
не правильно застегнул. Разное бывало. Все должны были подчиняться
правилам режиссера.
Если необходимые вещи приносили вовремя, то готовили площадку
в тот же день для съемок, если не удавалось найти костюмы, то
запись отменяли. Большинство украшений были взяты напрокат в
музеях.
Начиная с головного убора до обуви - все было сшито. На
каждого актера делалось не два, а по три, и даже больше, пар обуви.
В мастерской работали 13 человек, которые занимались пошивом всех
необходимых костюмов.
Сейчас от костюмов ничего и не осталось. Время прошло.
Расформирование киностудий было. Всё разобрали, не знаешь, где их
теперь искать. Возможно, костюмы богатых людей из фильма ещё
остались, они специально хранились.
Казалось бы, для дальнейшего развития кино должны были
сохранить эти костюмы. Наверное, 15-20 % осталось, а все остальное-
исчезло. Даже не те, которые мы находили, даже сшитых костюмов
сейчас нет, ничто не сохранилось.
Насчет современных фильмов – это совсем другое: купил обувь по
размеру, принес и одел. Нужно осветлить- можно воспользоваться
хлоркой. Можно просто купить костюм, надеть и идти сниматься.
Отсюда
*********************************************************************
Повесть Чингиза Айтматова можно прочитать вот здесь.
Чингиз Айтматов Первый учитель
Это хорошая, добрая ,светлая, хоть и грустная повесть, где нет
никакого самурайства и всех этих садомазохистских японских сцен,
которые выдумал Кончаловский. Киргизы показаны нормальными людьми,
никто не ведет себя как средневековый варвар из Японии XI века, а
учитель ни в коем случае не выглядит ни большевистско-религиозным
мракобесом, ни полуграмотным фанатиком
А вы смотрели фильм "Первый учитель"? Какие впечатления от
партийного фанатизма с японским самурайским отливом?