Третьеримские колонны

Пока я тут разгребаю и обрезаю римские камни, вот какую нажористую мимимишечку приносит френдлента.

Отличный пример ситуации, где всё красивое –
украдено, а всё авторское – безобразно. Несмотря на то, что
украденное так ловко переслоено авторским, а иной раз и перешито
Веркой-модисткой из Марьиной Рощи, - все концы прекрасно
видны.
Идея обкрутить беээленькую ордерную колонну полихромной блескучей гирляндой сама по себе могла бы быть. Но из хотения как лучше
получилось обычное как всегда. Получилось – как Венера Милосская в жакетке с медалями. Или вот как я в школьные годы – в пионэрском галстуке при кружевных манжетах и белом передничке.
Во-первых, колонна (причем не рубленная из
камня, как то делалось у добрых людей, а полученная путем
кладки-штукатурки-лепки-формовки) перестала быть ордерной.
Ордер – это ведь не только капитель, это ещё и пропорции.
Третьеримские дизайнеры отменили классическое легкое сужение ствола
кверху, отменили энтазис, и вместо колонны мы видим ровную трубу,
на которую сверху присобачили, по-богатому, тщательно слизанную с
образца капитель (скорее всего, просто отформовали готовую). И по
этой тупой ровной трубе тупо и ровно закрутили гирлянду. Одинаковой
ширины сверху донизу. Поместив витки на одинаковом расстоянии
сверху донизу же. Любого древнегрека при виде этого немедленно бы
стошнило мусакой, дзадзики и осьминогами, но третьеримлянам
оно фиолетово, валяй дальше.
Дальше будет любопытно сравнить вот этот
зигзаготравный орнамент
с его классическими прототипами – вот римский,
а вот романский.
Слова тут, наверное, не нужны, всё видно ведь и так, да?
На этом заимствования из классики кончаются, начинается свой собственный креатив. Соцреалист пытается стилизовать натуру. Соцреалист думает, что ежели он расположит репки и свеколки не так, как они перед ним лежат на подиуме, а в обратной перспективе, и выкрасит их в поштучно в пять-шесть локальных колеров, то у него уж и будет орнамент, а понятия ритма, динамики, пропорций, доминант, связи между элементами – суть контрреволюционные выдумки вредителей очкастых. Ну точь-в-точь как парижские богословы иконы, которые думают, что если картинка не похожа на натуру, то она уже икона. Или как герой Аркадия Гайдара, который думал (впрочем, скоро перестал), что ежели у винтовки Мосина отпилить ствол, то получится карабин Симонова.






Удачно, ящетаю, пролетарские реставраторы их
побелили свежей побелкой этой, позапачкав
гирляндочки снизу и пустив меловые потёки сверху. Это и есть
последняя соломинка, ломающая спину верблюда завершающий
штрих в целостном образе.
|
</> |