третье отделение
nnikif — 12.01.2011III отделение занималось сыском и следствием по политическим делам, осуществляло цензуру, боролось со старообрядчеством и сектантством, расследовало дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами и т. д..Извините за цитирование википедии, но в данном случае не вижу смысла ходить далеко. Третье отделение это контора, в которой работал Эраст Фандорин, любимый герой вспоминавшегося раньше писателя.
- I экспедиция ведала всеми политическими делами — «предметами высшей полиции и сведениями о лицах, состоящих под полицейским надзором».
- II экспедиция — раскольниками, сектантами, фальшивомонетчиками, уголовными убийствами, местами заключения и «крестьянским вопросом» (разыскание и дальнейшее производство дел по уголовным преступлениям оставалось за министерствам внутренних дел; связанные с фальшивомонетчиками — за министерством финансов).
- III экспедиция занималась специально иностранцами, проживающими в России и высылкой неблагонадёжных и подозрительных людей.
- IV экспедиция вела переписку о «всех вообще происшествиях», ведало личным составом, пожалованиями; занималась надзором за периодической печатью.
- V экспедиция (создана в 1842 г.) занималась специально театральной цензурой.
Интересно, сколько должно пройти времени, прежде чем романы о мужественных-смелых-образованных гэбэшниках сделаются популярным светским чтением? Или это уже произошло, а я не в курсе?
Вообще царская Россия была такой же империей абсолютного зла, как и СССР. Об этом см. поздние рассказы Чехова, "Воскресение" и тоже поздние рассказы Толстого, практически всего Герцена, Лермонтова, Некрасова, Сологуба и бесчетных других авторов.
"Новшество" большевиков состояло только в том, что они, во-первых, кинули в жернова государственной мельницы сословия, которые раньше имели возможность проживать жизнь с закрытыми глазами, во-вторых, зная все слабости этой машины изнутри, отладили ее до состояния полной безупречности.
Если говорить о нравах, то КГБ (не НКВД, понятно) по сравнению с третьим отделением вполне себе умеренная была организация. Политические преследования за инакомыслие, высылки, исключение из универститетов, тотальная цензура -- инструментарий был ровно тот же, но применялся при царях куда более жестко, чем, например, при Брежневе. Всеобщий институт прописки это, конечно, жестоко, но таблица, в которую вписаны практически все граждане страны будет покруче. Впрочем, что поделаешь, такие времена, "век девятнадцатый, железный".
И "сюжеты", так понимаю, в книгах про Фандорина вполне стандартно-охранительные: раскрытие жидомасонских заговоров, защита страны от пагубного иностранного влияния, от декаденса и т.д.
Я не спрашиваю, почему это читают -- это вполне естественно, зачитываются же люди "Тремя мушкетерами", главные герои которых -- феодальные бандиты, по сравнению с чьей отмороженностью и беспредельностью любые "путинские орлы" -- малые дети, или исландскими сагами, или "Тарасом Бульбой".
Интересен чисто "литературоведческий" вопрос -- сколько времени пройдет, прежде чем появится книги про прекрасных романтических гэбэшников, которые можно было бы поставить на полку рядом с Мариэттой Шагинян и Алексеем Толстым?