Треба покритиковать. Аргументированно.

Вторая Мировая война началась 1 сентября 1939 года, нападением фашистской Германии на Польшу. В этот же день Франция и Англия объявили Германии войну. В ходе непродолжительной компании (всего за две с половиной недели) поляки были разгромлены, польское государство перестало существовать. Далее последовала очередь Дании и Норвегии. Операция по завоеванию этих стран была молниеносной, Дания пала за 2 дня, Норвегия, кроме района Нарвика, продержалась всего неделю.10 мая немецкие войска вторглись во Францию и Бельгию, а 22 июня в Компьенском лесу (в том самом вагоне, в котором маршал Фош в 1918 году принимал капитуляцию от немцев) французское правительство Петэна подписало капитуляцию перед Германией. Победа над Францией дала в руки Третьего Рейха побережье Голландии, Бельгии и атлантическое побережье самой Франции. Поскольку Британия отказалась подписать мир на немецких условиях – у Адольфа Гитлера возник план высадки на Остров.
16 июля 1940года Гитлер издает Директиву №16:
«Поскольку Англия, несмотря на ее безнадежную ситуацию, все еще не показывает желания прийти к приемлемому соглашению, я решил подготовить операцию по высадке десанта в Великобритании, ив случае необходимости выполнить ее.
Я приказываю следующее:
Десант должен быть произведен неожиданно, высадка организована на широком фронте, от Рамсгейта до области западнее острова Уайт. Возможные варианты операции (с захватом острова Уайт или высадкойв Корнуолле) должны быть рассмотрены со всех точек зрения командованиями Люфтваффе, Кригсмарине и Вермахта и доложены мне лично. Я буду вырабатывать консолидированное решение. Приготовления к началу этой операции должны быть закончены к серединеавгуста.
Эти приготовления должны создать такие условия, при которых высадка в Англии станет возможной.
а) Английские ВВС должны быть сильно сокращены в численности, чтобы они не смогли оказать существенное влияние на форсирование нашими войсками Канала.
б) Ла-Манш в местах следования десантных судов должен быть очищен от мин.
в) Многочисленная береговая артиллерия должна прикрывать места дислокации десанта.
г) Желательно, чтобы английский флот незадолго до начала операции был связан боевыми действиями в Северном и Средиземном морях (в последнем случае - итальянцами). С этой же целью мы к дате начала высадки должны максимально выбить морские силы противника в Канале с помощью авиации и подводных лодок.
3) Организация и приготовления.
Под моим общим командованием и согласно моиминструкциям будут командующие всех родов вооруженных сил. С 1 августа оперативные штабы Кригсмарине, Вермахта и Люфтваффе должны быть передислоцированы на расстояние не более 50 км от моего главного штаба.
Вермахт выделит одну армейскую группу длявторжения в Англию.
Операция вторжения
будет иметь кодовоеназвание «Зеелове» («Морской Лев»)».Уже из самой
директивы видно, что основную проблему Гитлер и его штаб видели не
в английском флоте, а в британских военно-воздушных силах. По
мнению немцев, выбей они КВВС[2] из
борьбы – и высадка автоматом обеспечена. Эта теория более чем
спорна, но сначала давайте посмотрим, как развивались
события.
Битва за Британию,как
называют сражения над Каналом между английской авиацией и
Люфтваффе,началась 10 июля 1940 года. На 1 июля 1940 года
английские ВВС насчитывали 905 истребителей (527 «Харрикейнов», 385
«Спитфайров», 43 «Болтон Дифайнтов», 148«Бленхеймов») 155 транспортов — 700000 брт; 1277 паромов, барж и лихтеров, большейчастью
несамоходных; 471 буксир; 1161 мотобот. Одновременно началось сооружение тяжелых
батарей у Гри Не. Первая из них - «Гроссер Курфюрст»,
счетырьмя 280-мм орудиями, к 1 августа была готова открыть огонь.
До середины сентября за ней последовали «Фридрих-Август» с тремя
305-мм орудиями и«Зигфрид» с четырьмя 380-мм. Однако завоевать
господство на море было невозможно. Правда, экспедиция в Норвегию
удалась и без него; но успех ее был полностью основан на
внезапности появления у цели небольших, рассредоточенныхна обширном
пространстве открытого моря групп быстроходных кораблей. Теперь это
совершенно исключалось. Противник располагал мощными
военно-воздушными силами;он сумел эвакуировать из Северной и
Западной Франции 136000 человек с вооружением, значительная часть
тех 300000 человек, которые подарил ему Гитлерна пути через
Дюнкерк, должна была уже быть вооружена заново. Он мог направить в
угрожаемый район большое число орудий среднего калибра и некоторое
количество тяжелых, снятых со старых военных кораблей, равно как и
резервов. Среди немецких транспортных средств было лишь немного
судов, способных совершить рейс собственным ходом, влезть на, берег
и немедленно выгрузить войска иматериальную часть через откидной
порт. Пароходам пришлось бы встать на якорь вдали от берега; было
подсчитано, что выгрузка продлится 36 часов - безнадежное дело в
пределах досягаемости еще боеспособных военно-воздушных сил
противника.Буксирные караваны - 33 буксира с двумя баржами каждый —
совершили бы переходсо скоростью 2 - 3 узла, то есть 4-5 км/ч.
Скорость течения в узком местепролива, направленного наперерез
движению буксиров, доходила до 5 миль, то есть9 км/ч, ширина
пролива в местах перехода - минимум 40 - 50 миль,
следовательно,переход должен был занять не менее 15 часов. При этом
экспедиция была весьма недостаточно ограждена от атак с флангов.
При наличии сильного течения и приливов минные заграждения в лучшем
случае могли послужить лишь временной и относительной
защитой.» Допустим на минуту, что немецкая
истребительная авиация завоевала господство в воздухе. Но основным
противником десанта был английский флот, который на тот момент
насчитывал 14 линкоров и линейных крейсеров (4 типа «R», 5 типа «Куин
Элизабэт», «Нельсон»,«Родней», «Худ», «Реноун» и «Рипалс»), 5
авианосцев («Илластриес», «Аргус»,«Фьюриес», «Игл» и «Арк Ройял»),
18 тяжелых крейсеров, 48 легких
крейсеров[7], 7крейсеров-минзагов, 51
эсминец, 39 эскортных миноносцев и т.д. Кроме того,значительную
роль играл Королевский Добровольный Резерв (Royal Volonteer
Reserve), который во время ожидания
высадки только мобилизованных траулеров дал 58 штук, всего же
кораблей от миноносца и ниже в июле-сентябре в Канале находилось
1204 штуки. Что мог этому
противопоставить Кригсмарине? Норвежская компания апреля-мая 1940
года полностью обескровила немецкий ВМФ. Немцы имели два прекрасных
линейных крейсера –«Шарнхорст» и «Гнейзенау». Первый из них был
поврежден 8 июня 1940 года,торпеда с английского эсминца «Акаста»,
защищавшего гибнущий авианосец«Глориес», попала в левый борт
немецкого корабля и вывела его из строя до конца года. Второй
немецкий крейсер 21 июня 1940 года получил сильные повреждения в
результате атаки британской подводной лодки «Клайд» недалеко от
Хальтана и попал в док до декабря. Из двух тяжелых крейсеров типа
«Дойчланд», оставшихся уГермании на середину 1940 года, был
боеспособен только «Адмирал Шеер», «Лютцов»в результате Норвежской
кампании получил торпеду в корму с английской лодки«Спирфиш», а 13
июня – еще одну торпеду с торпедоносца у Эргезунда и встал вдок до
марта 1941 года. Еще один тяжелый крейсер – «Адмирал Хиппер» -
находился на данный момент в строю. Из легких крейсеров немцы могли
использовать только «Нюрнберг», «Кельн» и учебный крейсер «Эмден».
После Норвежской компании в строю у немцев находилось только 8
эсминцев типа «Z-1», 20 миноносцев,
да около 30 тральщиков. Особо стоит выделить
подводные лодки, поскольку согласно директиве №16 на них
возлагалось нанесение торпедных ударов по английским кораблям и
минирование Канала.Согласно записи от 1 октября 1940 года в Журнале
боевых действий командующегоподводными силами на конец сентября в
строю находилось 18 подводных лодок (изних 10 типа VII, 7 типаIX и 1 типа
UA) Какой же выбор был у
немецкого командования? Да по сути – никакого. Надо было либос
ерьезно готовиться к вторжению, переориентировав ресурсы на резкое
увеличение флота и создание стратегической и морской авиации, либо
отказаться от высадки. Лучше всего высказался по этому поводу
Манштейн: «В настоящем же случае результатом подобной
организации высших военных органов было то, что после окончания
кампании на западе нашего континента, как уже было сказано, стоял
вопрос: «Что же теперь?» Наряду с этим вопросом
высшее германское руководство стояло перед двумя фактами: 1. Факт существования
не разбитой и несогласной на переговоры Великобритании. 2. Тот факт, что
Германия в связи с возможным рано или поздно вступлением в войну
Советского Союза, ставшего теперь ее непосредственным соседом (как
бы Кремль и ни казался сейчас миролюбиво настроеннымпо отношению к
Германии), находилась под скрытой угрозой войны, о которойупоминал
Гитлер еще в 1939 г., когда он подчеркивал необходимость немедленно
достичь победы на западе. Эти факты указывали на
то, что Германия должна закончить войну с Англией в самое короткое
время. Только в том случае,если это удастся, можно было считать,
что Сталин окончательно упустил возможность использовать раздоры
между европейскими государствами для продолжения своей
экспансионистской политики. Если не удастся найти
мирный путь решениявопроса, Германия должна пытаться путем
применения военной силы быстроразделаться со своим в то время
последним врагом — Англией. Трагедией этого
короткого промежутка времени, определившей на долгое время судьбу
Европы, было то обстоятельство,что обе стороны не искали серьезно
путей мирного решения вопроса на разумной основе.» Резюмируя, мы можем лишь еще раз повторить –
высадка 1940 года была изначально обречена напровал, поскольку
немецкая военная машина совершенно не имела инструментов для ее
реализации.
[2] Калька с английскогосокращения Air Force) – королевскиевоенно-воздушные силы.
[3]McWhirter Twins, London, 1969.
[4]Aurum Press, 2000
[5] Karl Klee"Operation Sea Lion and the Role of the Luftwaffe in the Planned Invasionof England." vol.3, 1955 (P.R.C. 0468156).
[8]«Kriegstagebücher Des Führers/Befehlshaber der Unterseeboote (F.d.U./B.d.U.)KTB BdU», 1oct. 1940.
[9] JochenPrien/Gerhard Stemmer/Peter Rodeike/Winfried Bock «Die Jagdfliegerverbounde derDeutschen Luftwaffe.» Teil 4/I,IIStruvedruck Verlag, Eutin, 2003
[10]de Zeng, H.L; Stanket, D.G; Creek, E.J. «Bomber Unitsof the Luftwaffe 1933-1945»; A Reference Source, Volume 1. IanAllan Publishing, 2007.
|
</> |