Трамвай, как много в этом звуке...

топ 100 блогов vikond6506.04.2019 Трамвай, как много в этом звуке...

Ровно 120 лет назад, 6 апреля 1899 года, по Москве впервые проехал электрический трамвай. После обязательного молебна и обрызгивания святой водой первый трамвайный вагон, заполненный почетными пассажирами, выехал из Бутырского трамвайного депо, которое тогда называлось просто "вагонным сараем", и покатился в сторону Страстного монастыря. А со следующего дня движение стало регулярным и общедоступным. Любой желающий мог прокатиться за пятак от Страстной площади до Петровского парка с бешеной скоростью 25 верст в час.

Таким образом, трамвай надолго стал самым быстрым городским транспортом "древней столицы". По слухам, московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович, был очень раздосадован тем, что простолюдины ездят на трамваях быстрее, чем он в своей роскошной карете. Но, разумеется, это не вызвало у него желания пересесть с кареты на трамвай. В карете его и взорвали эсеры в 1905 году, но сейчас речь не о нем.

Надо заметить, что российскими на первой московской трамвайной линии были только работники депо, кассиры и машинисты-вагоновожатые. Как и большинство линий московской конки, а также обе линии парового трамвая, она принадлежала бельгийскому акционерному обществу "Генеральная компания трамваев Москвы и России", зарегистрированному в Брюсселе. Еще в 1885 году эта фирма приобрела у московских городских властей концессию на строительство и эксплуатацию уличных железных дорог сроком аж до 1928 года.

Весь подвижной состав был куплен у германской фирмы "Фалькенрид", которая строила вагоны на своем заводе в Гамбурге, а электрическую "начинку" для них поставлял немецкий же концерн "Сименс-Хальске". "Фалькенрид" отправил в Москву 23 моторных вагона с токосъемниками и один аккумуляторный вагон для экстренных перевозок при авариях в электросети. Мощности моторов этих вагонов хватало, чтобы при увеличении пассажиропотока цеплять к ним дополнительные вагоны от конки, вдвое увеличивая таким образом количество пассажиров.

Вагоны были относительно небольшие, двухосные и не очень комфортные. Пассажиры сидели на длинных деревянных лавках, укрепленных вдоль бортов, либо стояли в проходе, держась за ременные петли, свисавшие с потолка. Отопление в вагонах отсутствовало. Но хуже всего приходилось водителю и билетеру, у которых не было даже сидений. Всю рабочую смену им приходилось стоять на открытой ветрам и вьюгам передней площадке без лобового стекла.

Просто удивительно, с каким пренебрежением относились в те годы разработчики транспортных средств к тем, кому предстояло этими средствами управлять. Впрочем, возможно, вагоны, приобретенные "Генеральной компанией", создавались для районов с более благоприятным климатом, а на приспособлении их к суровым московским реалиям решили сэкономить.

Как бы там ни было, а эти вагоны эксплуатировались до 1911 года, после чего были списаны и отправлены на слом. Мне удалось найти только две более-менее приличные фотографии московских "Фалькенридов", одна из которых помещена на заставке.

Трамвай, как много в этом звуке...
Слева - схема линий "московско-бельгийского" трамвая и конки, а справа - посадка пассажира в "Фалькенрид". Вагоновожатый управлял им с помощь двух вращающихся рычагов. Один регулировал скорость движения, а другой воздействовал на тормоз.

Трамвай, как много в этом звуке...
Серийная сборка трамваев на заводе фирмы "Фалькенрид".

Трамвай, как много в этом звуке...
Первый в Москве Бутырский трамвайный парк. Это здание сохранилось до наших дней, но в сильно перестроенном виде.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Я утверждаю, что любой не-тупой русскоязычный человек прекрасно понимает человека, говорящего на украинском или на белорусском языке. Известно, что любой белорус или украинец говорящего на русском языке понимает. Очевидно, справедливо и обратное. Я вот понимаю. Внимание, опрос! View Po ...
В субботний вечерок позвали меня прогуляться в обществе приятнейших жж-юзеров в районе Кожевников-Зацепы.Холодильник в Жуковом проезде. Кстати, кто-нибудь знает, что там было изначально?UPD: Вот что там было: Акционерное общество "Фарбверке и К" ...
Немного дачной жизни Неопознанные цветочки. Невзрачные на вид, но миленькие. Все время поворачиваются к солнцу. Маковая плантация. Раньше была большая, но куда-то делась. Осталось два или три мака. Лилейник. В этом году пышный и стройный. ...
Таки просмотрел, и да, уважаемый Комсомолист прав: московские, судя по всему, делают ставку на "договороспособную" Юлю, против которой, тем паче, не возражают партнеры с обоих берегов Большой Лужи. Понимают, кажется, что лучше Петра Алексевича она не будет, но все равно делают, ибо ...
Пишет С.Лопатников Все-таки, русские националисты - полные мудаки во всем. Особенно, когда начинают "защищать СССР". От таких защитников уХи вянут. Послушал тут выступление Фурсова о "предателях России"... И все бы хорошо: Горбачев, Ельцын - это без сомнения негодяи, достойные ...