Трагедия над Сухуми: как сбивали грузинские самолеты

топ 100 блогов picturehistory24.09.2018

Трагедия над Сухуми: как сбивали грузинские самолеты

25 лет назад был сбит заходивший на посадку в Сухуми Ту-154 грузинских авиалиний. В катастрофе погибли грузинские силовики, летевшие на подмогу осажденному в городе гарнизону. В результате серии атак абхазским формированиям удалось переломить ход войны в свою пользу.


25 лет назад грузино-абхазская война вступила в решающую фазу. Состоялась ожесточенная битва за Сухуми, итогом которой стало изгнание из города грузинских формирований. Не имея наземных коммуникаций с другими подконтрольными территориями, грузины были вынуждены задействовать для снабжения и усиления группировки военных воздушное пространство.

В сложившихся условиях абхазские силы устроили охоту на самолеты врага. Эпицентром схватки стали окрестности продолжавшего работу, несмотря на регулярные обстрелы, аэропорта в селе Бабушара в 18 км от Сухуми. В период 20-23 сентября абхазам удалось уничтожить пять авиалайнеров. В основном атакующие придерживались следующей тактики: били с моря по заходящим на посадку целям.

Первой сентябрьской жертвой абхазских ВМФ стал 20 сентября Ту-134. При этом инциденте погибших не оказалось. Зато на следующий день был сбит рейс Transair из Сочи.

В 16:25 борт этой же модели подвергся ракетной атаке из ПЗРК «Стрела-2» с катера «Гриф».

Руководство нападавшими, как и в последующих операциях, осуществлял Тория Ачба. Самолет рухнул в море: погибли все пассажиры, среди которых были, по одной версии, неназванные российские журналисты, а, по другой, сотрудники сухумского аэропорта, и члены экипажа – по разным данным, суммарно 27 или 28 человек.

Трагедию засняли грузинские телевизионщики. На кадрах отчетливо видно, как с «Грифа» вылетела ракета и попала в самолет, двигатель которого окутался черным дымом. Катер сумел уйти. Огонь по нему не велся, хотя он был в досягаемости орудий береговой охраны и танковых пушек.




Российское политическое руководство не продемонстрировало никакой реакции на случившееся. Страна была поглощена противостоянием президента и Верховного Совета, так что катастрофу рейса из Сочи просто проигнорировали. Такая оценка (а вернее, ее отсутствие) произошедшего дала сигнал об ослабшем контроле из России и в определенной степени развязала «охотникам за самолетами» руки. Не в последнюю очередь именно атаки на лайнеры позволили абхазам освободить территорию республики от грузинских войск и выйти к границе уже к 4 октября (одновременно развязка наступила и в Москве).

22 сентября случилась самая масштабная по числу погибших катастрофа. Ту-154 перевозил из Тбилиси 120 полицейских, а также врачей, которых обслуживали 12 членов экипажа.

Нападавшими была применена аналогичная схема. Борт подвергся обстрелу с катера: ракета поразила двигатель, после чего самолет стал заваливаться на крыло.

Тем не менее, пилотам удалось выправить самолет и в 18:36 совершить посадку. Однако полученные повреждения были очень серьезными. Авиалайнер ударился о взлетно-посадочную полосу, выехал за ее пределы и загорелся из-за разлившегося топлива.

Трагедия над Сухуми: как сбивали грузинские самолеты

Сильнейший пожар и спровоцированная им паника унесли жизни многих участников полета. Выжили четыре члена команды и около 20 силовиков.

Издание «Коммерсант» сообщало о несколько других цифрах. По данным газеты, количество жертв составило от 20 до 60 человек. Со ссылкой на представителя грузинской стороны утверждалось, что ракета типа «земля – воздух» с тепловым наведением была выпущена с того же военного катера, который днем ранее сбил Ту-134. Утверждалось, что силовики (причем не полицейские, а военные) составляли лишь часть от общей численности пассажиров, которая варьировалась от 46 до 87 человек. Задачей авиалайнера, по этой версии, была доставка нескольких тонн продовольствия для дислоцированного в Сухуми военного гарнизона.

Другие сведения – 80 погибших военнослужащих из 100; 104 жертвы вместе с экипажем. Имеются данные, что помимо грузинских силовиков самолет, как и атакованный 20 сентября Ту-134, перевозил наемников – украинских боевиков из УНА-УНСО (организация запрещена в России) (запрещенная в России организация – «Газета.Ru»). Грузинские власти пообещали им денежное вознаграждение. Для увеличения вместимости из салонов были убраны все кресла и лишнее оборудование. Перед погрузкой интервью отправлявшихся на войну мужчин показали в прямом эфире грузинского ТВ, что привлекло внимание абхазских военных. На это обстоятельство указывает Александр Широкорад в своей книге «Кавказский капкан».

«Пилоты сделали все что было в их силах, выровняли самолет, подняли нос, «тушка» нормально зашла на полосу, но в последний момент самолет накренился, ударился об землю, проехав по полосе несколько метров, перекувырнулся, разломившись на несколько частей, — вспоминал один из очевидцев событий, публиковавший тексты под именем Георгий Сухуми. — Из лопнувших баков брызнуло горючее и самолет вспыхнул алым пламенем. В огне погибли все, кто не находился в носовой части. В живых остались несколько человек. Все это произошло на глазах моего отца, пытавшегося найти выход из Сухуми. Он вернулся в город и рассказал нам о произошедшем.

Это была страшная трагедия. Бойцы пожарной команды пытались потушить самолет, но в баках оставалось много керосина, так как горючее брали на маршрут в два конца. Но самое страшное было дальше.

Надо было разобрать обломки и вытащить тела погибших. Многие не смогли на это смотреть и даже находиться рядом. Параллельно с запахом бензина в воздухе витал запах жареного человеческого мяса».

В числе жертв оказалась репортер-фрилансер Александра Таттл, которая собиралась сделать интервью с президентом Грузии Эдуардом Шеварнадзе для The Wall Street Journal.

Гибель Ту-154 остается крупнейшей авиакатастрофой в истории Грузии и Абхазии. Причем свидетельства сторон, как и по другим спорным моментам войны, сильно разнятся. Так, рядом источников утверждалось, что рейс на самом деле не приземлялся в Сухуми, а вылетал из него, и на борту находились вовсе не бойцы, а беженцы.

Другому Ту-154, заходившему на посадку позднее вечером того же дня, повезло больше. Атака не нанесла судну существенного урона.

23 сентября нападения продолжились, причем в случае с очередным Ту-134 абхазы применили установку БМ-21 «Град». ЧП произошло во время погрузки на борт мирных жителей. Экипажу удалось вывести людей из разгоревшегося после попадания снаряда пожара. Список погибших в этом инциденте в итоге ограничился одним членом команды. Без жертв обошлось после попадания снаряда в другой Ту-154. Но сам самолет не подлежал восстановлению.

24 сентября грузины предприняли решительную попытку уничтожить «катер-убийцу». Однако и тут потерпели неудачу. Стартовавший из злополучного сухумского аэропорта штурмовик был сбит прямо на взлете. А посланный на поимку военный корабль сам был захвачен группой Ачбы.

Успехам абхазов, конечно, способствовала очень удачная для атаки глиссада (траектория полета на снижение), проходившая над морем.

Трагедия над Сухуми: как сбивали грузинские самолеты

Причем охота на грузинские самолеты началась еще летом. 26 июня ПЗРК «Игла» поразила Ту-134, а 21 июля впервые «проявил» себя «Гриф»: мишенью стал направлявшийся в Грузию Ту-154 с ранеными солдатами и беженцами.

Несмотря на повреждения, пилотам в обоих случаях удалось произвести посадку. Обошлось без погибших.

Полеты в Сухуми превратились для грузинской авиации в практически безнадежное предприятие, которое не оставляло серьезных шансов. Один-единственный катер сумел по сути парализовать воздушное сообщение с целым городом. ВВС Грузии оказались бессильны перед таким противником.

Еще одни сутки спустя, 25 сентября, другой Ту-134 сумел-таки пробиться к своим. Но единоразовое подкрепление уже не могло повлиять на изменившийся ход сражения. Инициатива перешла к абхазским формированиям, сумевшим взять аэропорт в плотное кольцо. Через несколько дней они займут город, ну а пока деморализованной грузинской армии приходилось отступать в спешном порядке. По воспоминаниям президента Шеварнадзе, лично руководившего обороной Сухуми, ему самому лишь чудом удалось уцелеть.

«Поехали в аэропорт. Там стоял правительственный самолет Як-40, но экипажа и моей охраны не оказалось. Я не знаю как так получилось, возможно они ушли в горы. Судьба меня в тот час подвела к другому, заброшенному самолету Ту-134. Удалось разыскать летчика. Уже было шесть часов утра. Еле нашли кого-то из экипажа. 80 процентов было за то, что это самолет-смертник, у него было много неисправностей. Оказалось, что горючего хватит только до Батуми или Кутаиси. Полетели в Батуми, никто не ожидал меня там», — описывал глава государства свое бегство.

По неофициальной версии, эвакуацию Шеварнадзе на аэродром осуществили бойцы российской «Альфы», которым всего через неделю предстояло штурмовать Белый дом в Москве.

В современной Грузии 27 сентября считается «днем национального траура» и «самой трагической датой» в истории страны. Напротив, в Абхазии отмечают эту дату как «день освобождения Сухуми».

С 1993 года регулярные рейсы в аэропорту Бабушара не выполняются. Здание аэровокзала подверглось запустению и разрушению. Площади стратегического объекта пущены местными жителями под сельскохозяйственные нужды. Эксплуатируется лишь незначительная часть инфраструктуры для локальных полетов.

Уничтожение лайнеров в сентябре 1993 года было не единственным случаем гибели пассажирских воздушных судов во время грузино-абхазской войны. Самым трагичным эпизодом стала катастрофа вертолета Ми-8, перевозившего 14 декабря 1992 года беженцев из осажденного города Ткварчели (ныне Ткуарчал).

Тогда в результате падения вертолета из-за выпущенной по нему грузинами ракеты погибли более 80 человек, в основном — женщин и детей.

Отсюда

См.также:

Чума в раю: грузино-абхазская война 1992-1993гг

Группа Гиоргадзе или история разгрома грузинской «Альфы»

Как россияне спасали Шеварднадзе

Сухуми в 1950-е

Абхазия в 1970 году


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
«Семья — это главное»         (автор статьи)  Решил поделиться радостью. Это Ариша (Ариадна). Знакомьтесь, моя младшая дочь. У Аришы сегодня первый юбилей, 10 лет. Забавная, жизнерадостная, весёлая, большая говорунья. Любит рассказывать, придумывать ...
У меня очень поменялся режим дня. К компу имею доступ только сильно вечером и не всегда надолго (а со следующей недели и этим ночным бдениям тоже кирдык) Поэтому: еле-еле что-либо успеваю. Ленту свою дружескую, любименькую читаю. Практически ничего не комментирую, потому что лезу в неё с ...
Последний раз мы встречали новый год вдвоем 18 лет назад)Тогда еще мы были молодыми любовниками,едва освободившимися от прошлого, но еще на нажившими настоящего.К следующему новому году мы обзавелись младенцем. И вот спустя 17 лет "младенец" ...
Блаженное и немного странное это ощущение, когда проживаешь вдруг за 15 минут чужую жизнь, пытаешься ее перевести в слова и фразы. Потом видишь этот свой текст, понимаешь, что не то конечно. Однако ж радостно. Хоть и коряво, но получилось. Не часто такое у меня бывает. Почему то вот ...
В интересах дела необычайно важно всемерно поднимать производство сельскохозяйственной продукции и столь же важно рачительно, по-хозяйски сберегать выращенное, полученное на фермах. А сколько, однако, теряется, портится, утрачивается! На нет, бывает, сводится труд десятков тысяч людей. И ...