Традиция ношения нательного креста приживалась с трудом
matveychev-oleg — 15.04.2024 В раннесредневековых «варварских» обществах, в которых у христианства не было устойчивых античных традиций, обычая постоянного ношения крестов не существовало.Лишь немногие представители знати в целях укрепления социального престижа включали нательные кресты в состав ожерелий и других личных украшений.
В отдельных случаях кресты изготовляли исключительно для погребения.
Например, в могилах франкской и аллеманской знати меровингской эпохи (VI–VII вв.) встречаются кресты из золотой и серебряной фольги с отверстиями на концах, очевидно предназначенные для украшения савана (в погребениях они лежали по бокам или поверх покойного) и в силу этого характерные только для погребальной культуры [Мусин А. Е. Меч и крест: новое религиозное сознание Древней Руси по данным археологии // Раннесредневековые древности Северной Руси и ее соседей. СПб., 1999. С. 142]
Их древнерусской аналогией являются кресты из листового серебра, имевшие ту же функцию наглядно продемонстрировать перед лицом смерти приверженность усопшего христианской религии
Но повседневное использование предметов личного благочестия, повторяю, было в обычае только среди небольшого слоя «лучших людей»
В древнерусских погребениях (мужских) нательные кресты всегда являются частью «дружинно-купеческого» инвентаря: оружия, деревянных чаш с серебряными оковками, весов, монет и т. д. [Там же, с. 141]
В народной среде почитание креста прививалось с еще большим трудом
Для большинства крест «был символом предназначаемой для рабов позорной смерти, непереносимым и немыслимым унижением Бога», поэтому «казнь Иисуса на кресте часто ощущалась народом, привязанным к традиционным формам благочестия, как оскорбление величества в буквальном смысле слова» [Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 149]
Символика креста вызывала неприятие у многих антитринитарных ересей (отрицавших никейский догмат о Троице), в том числе и у ариан
Великий монгольский хан, находившийся под влиянием азиатского несторианства, шокировал Марко Поло тем, что отвергал поклонение кресту как богохульство: «Он ни за что не позволяет, чтобы перед ним несли крест, потому что на нем страдал и умер столь великий человек, как Христос»
Адаптированный фрагмент из книги: Цветков. С. Русская земля между язычеством и христианством. Москва, 2012
|
</> |