"Тоталитарный роман": как убеждённая коммунистка Надя влюбилась не в того парня
irinatrubacheva — 20.03.2020Молодая женщина Надя (Галина Бокашевская) живет в провинциальном городке, работает в местном ДК, воспитывает дочь от умершего мужа-алкоголика. Она - убежденная коммунистка и активистка клуба женщин-общественниц. На дворе 1968 год, времена брежневского застоя, сразу после ввода советских войск в Чехословакию.
Надя живет в аварийном бараке с туалетом на улице и предпочитает оставлять свою дочь на пятидневке в детском саду, чтобы, если барак обрушится, хотя бы ребенок остался жив. Она носит белый плащик и короткие юбки. Непременный атрибут её одежды - жабо. У неё очень хорошенькие ножки. Её кумир - Татьяна Доронина. Она пол-года ждала, когда в кинотеатре покажут "Три тополя на Плющихе", и вот, наконец-то, она идет в кино, и оказывается, что её горе-кавалер Саша не смог купить билетов. И тут появляется Он (Сергей Юшкевич), с одним лишним билетиком только для неё.
Он оказывается подвыпившим московским пижоном, который мешает ей и остальным зрителям смотреть кино. Он громко комментирует фильм, а после того как Надя, сгорая от стыда, выскакивает из кинотеатра, продолжает развязно разговаривать с ней. Надя еле-еле отделывается от него. А он начинает её преследовать. Так, например, он приходит на собрание клуба общественниц, и, слушая пламенный доклад Нади о тяжелой жизни женщин в странах капиталистического лагеря, вдруг начинает обливаться слезами, жалея несчастных женщин Франции, после чего Надя кричит: "Клоун!", а мы понимаем, что хам не так-то прост.
В общем, начинается настоящий поединок этих двух персонажей. А скорее - игра в хищника и добычу. Он не отстает от неё, при этом жалит и жалит, издевается над её темными взглядами, над неумением просто раскрыть глаза и увидеть, что происходит вокруг, и даже над ее жабо: "Оно тебе не идет. Жабо - удел безгрудых!" (он ещё тот абьюзер!). Она отбивается изо всех сил, но при этом постепенно начинает привыкать к этому ненормальному. И в конце концов они все-таки оказываются в одной постели.
В этом фильме прекрасно играют все. Чего стоит КГБ-шник в исполнении Александра Лыкова! Как он строит допрос, как он оказывает психологическое давление, как настоящий матёрый нквд-шник.
Или Светлана Крючкова в роли начальницы Нади. Это просто готовый слепок женщины-руководящего работника из советских времен. Прекрасная!
И, конечно, музыка в этом фильме играет не последнюю
роль, а точнее - песня "Michelle" вредной для советской молодежи
группы "Beatles". Особенно, в финале.
Мне кажется, это кино не только о тоталитарном государстве и о том,
как оно влияет на жизни людей. Я бы, кстати, фильм по-другому
назвала, может быть, "Мишел". Или "Надя". "Тоталитарный роман" -
слишком громко. Ну так вот. Мне кажется, эта история еще и о том,
как женщина влюбилась не в того парня. Не в
плохого, а не в того. Влюбилась почти насмерть. И под его влиянием,
несмотря на тотальное (тоталитарное) сопротивление, все-таки смогла
что-то понять, как-то измениться. Хотя счастья ей это не
прибавило.
Это Надя в начале фильма (выступает на партсобрании) и в конце. Угораздило Надю. Может быть, ей лучше было бы его вообще не встречать?..
Мой канал о кино и сериалах на Дзене здесь.
|
</> |