"Тоска по айфонам"

Начнём с самой такой дискриминации. Мне рассказывали, что такое бывает. Хотя в классе своего сына я этого не наблюдаю. Мобильные телефоны есть у всех детей-школьников - это реальность российской жизни, у нас тревожно и небезопасно, нам важно, чтобы у ребенка была возможность в любой момент с нами связаться. Моему Кириллу иногда просто надо позвонить мне на перемене, чтобы сказать "Привет!", а иногда у него проблемы, и он звонит мне с вопросами, как с ними справляться.
Телефон я ему купила накануне первого класса, специально выбрала формат "самый дешевый с кнопками", он с ним уже третий год. Этот выбор продиктован двумя обстоятельствами: я не хочу сильно расстраиваться, если ребенок его потеряет (а дети все подряд теряют, в первом классе Кирилл умудрился потерять свитер и жилет, оба стоили дороже этого телефона), я не хочу, чтобы ребенок играл в тупые игры на телефоне. Вот и купила аппарат для связи (правда впоследствии муж обнаружил в нем англо-русский словарь и калькулятор, и научил ребенка ими пользоваться). У большинства его одноклассников точно такие же "самые дешевые телефоны с кнопками", а у их родителей были те же самые мотивы, что и у меня. И есть несколько ребят, которым прямо уже в первом классе подарили айфоны и другие смартфоны с Интернетом и прочим подобным. Так вот обладание подобным телефоном вовсе не считается в их классе чем-то выдающимся. Обычно это: "О! Айфон! Классно! А какие у тебя игры? А я пошел есть яблоко!" - и не более того. Я не замечала, чтобы дети как-то вожделели подобные телефоны. Например, мне было инересно, как это у моего Кирилла, и я спросила у него, не нужен ли ему мой собственный айфон (так вышло, что постоянно я пользуюсь другим телефоном, а айфон лежит просто так, я его только в поездки беру, поскольку он заряд лучше держит и фотографирует лучше), так он удивился и сказал, что его устраивает его собственный любимый телефон.
Тем не менее, я верю, что дети могут измерять престижность в телефонах, почему нет? И бедным детям, у которых дорогих телефонов нет, конечно же обидно, а иногда более чем обидно. Но что предлагает Гиппенрейтер? Сказать не: "Перестань, не это главное. Главная ценность – это твои знания, твое духовное развитие", а вот что сказать: "Ты не усиливаешься гаджетом, не становишься из-за него интереснее. Это оболочка. А ты живой, настоящий, пускай твоя «оболочка» хуже, но давай сравнивать живое! Давай поговорим об этом мальчике, у которого новый гаджет, почему у него такое чувство, что он теперь сильнее, а ты слабее? Ты уверен в этом? Давай сравним ваши поступки, может быть, он и правда в чем-то сильнее, но совсем не потому, что у него гаджет. А вот если он только им и хвастается, то это у него такая подпорка, ходули". И всё.
Что, в самом деле поможет? Честно говоря, я не верю! Во-первых, это то же самое, только длиннее, другими словами, но сообщение ровно то же самое! Я была таким умным ребенком из бедной семьи, и все понимала про поступки и подпорки, про собственное духовное богатство тоже всё понимала, но от этого не становилось менее обидно, и ничуть не меньше хотелось иметь какие-то вещи. Более того, когда я "выросла большая" и начала хорошо зарабатывать, я их все себе купила и успокоилась. Теперь у меня было не только мое духовное богатство и внутренняя сила, у меня появилось чувство защищенности. Ощущение, что я могу исполнять свои желания, что у меня есть ресурсы не только для самого необходимого, что я не умру с голоду и вообще больше могу не хотеть никаких вещей. Это, видимо, был мой вариант самостоятельной терапии, потому что я условно "наелась" и освободилась.
В подростковом возрасте слова о том, что вещь не делает лично меня более интересной вообще не работали! Сама-то себе я нравилась! Я знала, что лично я интересная, мне хотелось тех социальных и других возможностей, которые эти вещи предполагали, а вовсе не усиления собственных личных качеств. Так что мне думается, решение проблемы "ребенок и айфон" оно где-то в другой плоскости - не в разговорах о том, что мальчик, у которого есть айфон, на самом деле ничем лучше тебя самого (а может быть, что особенно приятно, он гораздо хуже, этот мальчик), а, например, в поиске тех же самых возможностей в другой социальной группе, ориентированной на другой набор "престижных предметов". Допустим, у тебя есть кампания в КСП, у тебя есть раздолбанная гитара, ты умеешь брать аккорды и худо-бедно петь Цоя, вот тогда тебе пофиг любой условный айфон - твои возможности и без него шире некуда. Ну или купить айфон, если принципы и кошелек позволяют :) И покупка в данном случае вовсе не будет "проигрышем", как считает уважаемый психолог. Иногда это и вправду помогает стать чуточку счастливее при прочих необходимых составляющих.
Но дальше она пишет самое интересное:

– Кто в классе самый сильный?
– Кто самый уважаемый?
– Кто самый добрый?
– Кто самый умный?
– Кто самый терпеливый?
– Кому больше всего ты бы верил?
– Кто наиболее стойкий?
– Кто независимее всех мыслит?
Только положительные свойства, не надо отрицательные! И чтобы напротив каждого пункта написали по три-пять имен. А потом спросить, у кого телефоны лучше, а у кого хуже. И сравнить.
Вот список класса, а напротив – добрый, умный, сильный. Некоторые никуда не попали, и я бы сказала: «Это не потому, что ты не обладаешь этими свойствами, но потому, что ты пока не показываешь свои лучшие качества, например доброту, ребята этого пока не видят», – это надо обязательно сказать.
Мне тут непонятно. Вот это вступление - про телефон, у кого в классе какой - его точно имеет смысл говорить в таком случае? Это первое. И второе. Если в школьном классе и впрямь самыми "крутыми" считаются обладатели дорогих телефонов, не будут ли их фамилии в этих ответах звучать чаще всего? Ведь это по сути "референтная группа". И третье. Идея сравнить после опроса результаты и телефоны кажется мне просто чудовищной! Зачем подчеркивать социальное неравенство? Зачем вообще делать на этом всем акцент вот таким именно образом, если проблема вдруг и так есть? Это точно её не усугубит?
В заключение добавлю, что я не психолог, это просто досужие рассуждения на тему, возможно, они совершенно неверные, особенно на фоне признанного всеми профессионала. Мне просто интересно об этом поговорить.
|
</> |