Торжок. Музей вертолётов

топ 100 блогов nord_traveller08.09.2019 Часть 2. Вертолёты Ка
Окончание. Начало здесь
Сегодняшний рассказ о музее вертолётов, расположенном в Торжке, будет посвящён винтокрылым машинам, созданным опытно-конструкторским бюро «Камов». Но прежде, как и обещал, – краткий рассказ о полёте женского экипажа под командованием Галины Расторгуевой на вертолёте Ми-24 от Москвы через Дальний Восток на североамериканский континент.
Торжок. Музей вертолётов

Это событие, случившееся в 1992 году, могло бы войти в один ряд с трансполярными перелётами экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова, а сами лётчицы – стать национальными героинями обеих стран. Но то ли России было тогда не до авиации, то ли ещё по каким причинам, но о полёте практически ничего не писали и не говорили. Сведений о нём в открытом доступе крайне мало. Единственное, где можно найти более или менее полную информацию – это небольшая книжка «Центр боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации», изданная к 20-летию Центра.

В 1992 году в мире широко отмечалось 500-летие открытия Христофором Колумбом Америки и 50-летие с момента подписания соглашения между СССР и США о поставках Советскому Союзу товаров и военной техники в рамках взаимопомощи (закон о ленд-лизе). Двум этим датам был посвящён перелёт по маршруту: Москва (Тушино) - Новосибирск - Якутск - Магадан - Анадырь - Анкоридж (Аляска, США) - Уайтхорс (Канада) - Форт-Сент-Джон - Эдмонтон - Виннипег - Сент-Луис (США) - Майами. Трое участниц – командир Галина Расторгуева, штурман Людмила Полянская и второй пилот Галина Кошкина (Скробова) уже имели за плечами несколько рекордов по скорости, дальности и высоте полёта на вертолётах. А за два года до этого лётчик-испытатель 1-го класса, потомственный авиатор Расторгуева (её отец Виктор Расторгуев погиб 16 августа 1945 года на репетиции воздушного парада, когда Галине было 11 лет) и Полянская побывали в США по приглашению Международной ассоциации женщин-лётчиц. Поэтому вопрос, кто полетит испытывать надёжность Ми-24 был, можно сказать, решён сам собой.

Галина Расторгуева и Людмила Полянская
Торжок. Музей вертолётов

Галина Кошкина
Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Главным консультантом предстоящей миссии была легенда советской авиации Валентина Гризодубова. Сам перелёт длился с 1 сентября по 12 октября. Летели не одни – с группой сопровождения из троих офицеров 344-го Центра на Ми-8. Взгляните ещё раз на маршрут полёта и время года, и представьте, каково это – в условиях наступающей осени и зимы лететь над Камчаткой, Чукоткой, океаном, Аляской. Подобных перелётов никто больше ни до, ни после не совершал. Но, чтобы в нашей стране лётчиц встречали цветами и овациями, чтобы с новостей о Расторгуевой, Полянской и Кошкиной начиналась бы программа «Время», а их портреты украшали первые полосы газет и обложки журналов, не припомню.

Говорят, будто тот Ми-24 хотели продать американцам. Скорее всего, это домыслы. Потому что вот он – стоит на музейной площадке. Целый и невридимый.
Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

5б.JPG

А мы продолжаем знакомство с экспозицией. В отличие от одновинтовых машин Михаила Миля, в основе вертолётов Ка – двухвинтовая соосная система с противоположным вращением винтов. Они компактны по габаритам, благодаря чему используются в качестве палубных вертолётов ВМФ.

Ка-25 – первый советский противолодочный вертолёт, взятый на вооружение в 1971 году. Его первый полёт состоялся десятью годами ранее, и изначально он задумывался как боевая единица. Чуть позднее по окончании работ в ОКБ М.Л. Миля над Ми-24 эту «вакансию» заполнил «Крокодил». А Ка-25 стал использоваться для ведения воздушной разведки над морем и сушей, поиска и обнаружения подводных лодок, юстировки корабельных радиолокационных станций, траления донных мин. В 1974-м двенадцать вертолётов Ка-25БТ (буксировщик трала) принимали участие в разминировании советскими военно-морскими силами Суэцкого канала после окончания арабо-израильской войны.

Длина фюзеляжа Ка-25 – 9.75 м, диаметр несущего винта – 15.74 м, максимальная скорость – 220 км/ч. Вертолёт может принимать на борт до 12 человек личного состава или 1100-1300 кг груза. Экипаж обеспечивался тёплыми гидрокостюмами, обеспечивавшие длительно пребывание пилотов в холодной воде в случае нештатной ситуации. Ка-25 строился до начала 1970-х годов, за это было выпущено 460 единиц в различных модификациях. На вооружении он находился до 1991 года.

Ка-25
Торжок. Музей вертолётов

В отличие от большинства представленных в музее образцов, Ка-26 создан для гражданских целей и на вооружении никогда не состоял. За исключением некоторых стран бывшего соцлагеря, куда поставлялся на экспорт. То, что машина «мирная», видно по её внешнему виду. Например, если у Ка-25 двигатели газотурбинные, то у более позднего Ка-26 они поршневые звездообразные.

Вертолёт многофункциональный. За конструкционные особенности его ещё называют «летающим шасси» или «трансформером». Например, грузопассажирский отсек, который находится сзади кабины управления, при необходимости может быть снят. Вместо него к фюзеляжу подвешиваются баки с химикатами для опрыскивания сельхозугодий или лебёдка и трос. Скоростные и аэродинамические характеристики Ка-26, как отмечают многие, не на высоте, однако популярность он заслужил благодаря, прежде всего, своей неприхотливости. В качестве материала для винтовых лопастей вертолёта использован стеклопластик. За период с 1969 по 1985 годы было построено более 800 машин этой серии.

Ка-26
Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Ка-27 – это дальнейшее развитии серии Ка-25 с теми же базовыми функциями. В музее Торжка представлены две модификации: противолодочный Ка-27ПЛ и Ка-27ПС, предназначенный для проведения поисково-спасательных операций и поиска космических спускаемых аппаратов. Последний отличается бортовым оборудованием и численностью экипажа: у Ка-27ПЛ три человека – командир, штурман и техник, а у Ка-27ПС четыре, включая фельдшера-спасателя.

Серийное производство Ка-27 началось в 1980 году. На его базе был построен гражданский транспортный вертолёт Ка-32, используемый в санитарной авиации и на Крайнем Севере.

Ка-27 (Ка-27ПЛ)
Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Ка-27ПС
Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

«Это не вертолёт, а мечта. Не летает, а словно танцует вальс». Так о Ка-50, больше известном как «Чёрная акула», отзывалась лётчица и участница перелёта Москва - Майами, о котором рассказано выше, Галина Кошкина. Большинству людей, даже далёких от авиации, «Чёрная акула» известна по кинофильму с одноимённым названием. Ка-50 – первый в СССР боевой ударный вертолёт с соосной системой несущих винтов, который должен был заменить оказавшийся недостаточно эффективным Ми-24. Самолётный тип конструкции фюзеляжа, экипаж из одного человека, впервые применённое в отечественном вертолётостроении катапультное кресло, максимальная скорость 310 км/ч, высокая манёвренность, новейшее вооружение и системы безопасности – вряд ли кто усомнится, что «Чёрная акула» стала настоящей революцией в российской авиации.

Ка-50 "Чёрная акула"
Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Опытный полёт на Ка-50 состоялся в июне 1982 года под управлением лётчика-испытателя Николая Бездетнова. В 1993-м первая «Чёрная акула» поступила в 344-й Центр в Торжке. На вооружение вертолёт этой серии был принят в 1995-1996 годах, а в 2001-м в ходе антитеррористической операции в Чеченской республике получил боевое крещение. Производство Ка-50 выпало на не самые благополучные годы, с начала 1980-х годов до 2009-го их было построено всего семнадцать.

17 июня 1998 года при выполнении планового полёта на «Чёрной акуле» в Торжке погиб начальник Центра генерал-майор Борис Воробьёв. Герой РФ, участник войны в Афганистане, человек, которого за мастерство управления вертолётами коллеги называли «Чкалов армейской авиации». Основных версий происшествия две: техническая неисправность вертолёта и перехлёст винтов в ходе выполнения фигуры высшего пилотажа.
Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Ка-50 «Чёрная акула» уже несколько лет не эксплуатируется. Его заменил более совершенный двухместный Ка-52 «Аллигатор», во многом повторяющий своего предшественника. В 2015 году на международном авиакосмическом салоне «МАКС» была представлена палубная его версия – Ка-52К «Катран».

Ка-52 "Аллигатор"
Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Торжок. Музей вертолётов

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
View Poll: #2070095 меня в ленту Оглавление и помощь — здесь ...
Мы тут Минобороны ругаем, что они штатные расписания не для войны а для учений (желательно командно-штабных) пишут. А в это время безымянные товарищи полковники пытаются устраивать революции, и даже возможно покушаться на унаследованные от Красной Армии устои и лишают куска хлеба с ...
Я тут недавно вообразила себя спортсменкой и пошла на тренировку по джампингу. Нет, не тому джампингу, когда вниз головой с моста сигают, а хуже. Когда безумные тетки скачут на ...
От болезней, тоски, и безденежья - Зарекаться, как минимум - блажь, Припечёт - никуда ты не денешься, Уж, скорей Богу душу отдашь. Это, если чертям не обломится - Чтобы в небо уйти при своих, Пропоёт - колокольная звонница, Отшумел ты своё - и утих. Быть здоровым по-всякому выгодней, А ...
Проход для кота в/из туалета, со щеточкой для очистки шерсти :) ...