
Топ-пять карикатурных модниц.


- Итак, первым номером богатая девушка Лена из культовой
джаз-комедии 1930-х годов «Весёлые ребята». Она появляется
на экране в модном на момент съёмок купальном наряде - такие делают
в Париже Жан Пату и даже немножечко Коко Шанель. Пару раз даже
мелькают широкие пляжные брюки. Лена сильно накрашена и тюнингована
в соответствии с требованиями Ар Деко - маленький рот, громадные
глаза, тонкая ниточка бровей. Как положено по меркам той эпохи,
курортная красавица стройна и длиннонога, но при этом не гремит
костьми - телосложение античное, то есть без могучих чресел,
зазывных грудей и сушёного пресса, а просто ровное и холёное тело
Афродиты. В общем, девушка пришла к успеху. Точнее, не она, а её
родители. Не нэпманы - НЭП уже скрутили в бараний рог. Стало быть,
ответственные работники. Возможно, торговля. По платьям, которые
меняет Лена довольно часто для советской киноленты, можно узнать
новейшие тенденции - чуть завышенная талия, широкие плечи, длина,
приближенная к макси, маленькие шляпки, венчающие красиво завитую
головку (помните, в ложе театра?). Напомню, что в первой половине
1930-х годов было очень сложно с бытом и с модой. Жить стало лучше
и веселее несколько позже. Поэтому нарядец девушки Лены сильно
раздражает на фоне всеобщей нищеты. И, разумеется, Лена бездарна,
хотя, и называет себя певицей. В наши времена она бы называлась
писательницей.
- Следующий номер - стиляжка по прозвищу Мэри из
короткометражной комедии «Иностранцы» рубежа 1950-х и 1960-х
годов. Девушка шляется по гостиницам, её (судя по репликам)
принимают за проститутку, а Мэри всего лишь хочет простого
общечеловеческого счастья! На ней утрированная юбка-колокол, сильно
декольтированный лиф, безумная бижутерия. Волосы поначалу
распущены, ибо девушка носит куафюру «Колдунья» - многие советские
модницы тогда подражали Марине Влади из одноимённого фильма. А
такая распущенность не считалась приличной. «Меня поджидала моя
«колдунья»,- писал Андрей Битов, - «моя» шла по улице с
распущенной рыжей гривой <�…>, нам вслед свистели и
плевались». Когда я читаю эти строки, я вспоминаю героиню
Татьяны Бестаевой в «Иностранцах». Девушка - типичная чувиха,
подруга стиляг, любительница острых ощущений и актуальных форм.
(Сейчас, вероятно, она член компартии и плачет об СССР - видели,
знаем). Но тогда, тогда... Она приходит на квартиру к своему другу
- посмотреть настоящего иностранца Фрэнка. Американ-бой Фрэнк учит
прогрессивную советскую поросль новым танцам и новым ритмам. А для
Мэри у него отдельный подарок - причёска в духе современной
западной...парковой скульптуры. Этакий первородный хаос,
воплощённый в модерновые смыслы. И только умный зритель знает, что
Фрэнк, на самом деле... Да-да.
- На очереди «Бриллиантовая рука» с незабвенной Анной
Сергеевной, пахнущей Шанелью №5 и одетой в потрясающе стильные
простые вещи. Вещи,очень похожие на те, что предлагали тогда Куант,
Курреж, Карден и Сен-Лоран. Торжество элементарных форм -
платьице-трапеция. Утончённость цвета - просто белый. Всё белое,
простое и чистое - от туфелек до головной повязки. Минимализм и
геометрия, простенько-но-миленько. Разумеется, роковой make-up и
фривольное бельишко. И заграничный халатик из модной-премодной
синтетики. Никто никогда особо не задумывался, что это за птица.
Она не вульгарна, она стильна. Даже белые крашеные волосы (иной раз
кажущиеся лохмами), и то не очень портят впечатления. Всё
выверено, даже Шанель №5, уже тогда считавшаяся классикой жанра.
Анна Сергеевна ошивается на побережье, по гостиницам, а потом ещё в
местном Доме Мод с безумными дефиле и мини-бикини-69. Там же,
кстати, ошивается и Шеф. Если будете смотреть, обратите внимание на
пальцы Шефа, когда мимо него идут модели. Он даёт знак герою
Папанова, которую он выбрал. Кто же такая Анна Сергеевна?
Она связана с Шефом и имеет долю в бизнесе. Бывшая манекенщица,
которую неплохо приспособили под свои нужды? Да это не так важно -
главное, что на ней белый брючный костюм и туфельки на небольшом
каблучке, который, как раз, пришёлся на эпоху мини.
- Следующим пунктом - великая и ужасная секретарша
Верочка, без которой был бы невозможен «Служебный
роман». Она знает о моде всё или почти всё. Она цитирует по
памяти целые абзацы из таллинского журнала 'Siluett'. (Я потом с
удивлением нашла всё, что она там вещала про блайзер-клубный пиджак
и прочую комбинаторность! - удивительное ощущение, сходное с
дежа-вю). А что странного? У людей был журнал, оттуда и взяли
фрагмент для сценария. Если бы Верочку сделали шикарной красавицей,
было бы скучно и предсказуемо. А тут весьма специфическая Лия
Меджидовна А., совершенно не похожая на
журнально-эстрадно-подиумный эталон 1970-х. Именно поэтому она
интересна, но и карикатурна - тоже. Верочка - сплетница и весьма
недалёкая особа. Что у нас там в журналах? Многослойность...
Батничек, потом блузончик, сверху - блайзер (в дом культуры тоже
можно). Можно, правда, водолазку, а потом - жилет, а сверху -
замшевый пиджак. Шузы какие там нынче носят? Что гармошкой? Ну не
каблуки. А парики вот нет - эта мода держалась примерно до 1973
года. Ибо лучше вот как-то так живенько. В моде естественность и
прочая этника. Товарищу Калугиной не нравятся сапоги? Значит, надо
брать! Кстати, скорее всего, колготки по сортирам продаёт она,
Верка!
- Золотые-восьмидесятые у нас представляет социолог Сусанночка из культовой комедии предперестроечной эпохи - «Самая обаятельная и привлекательная». Обладательница бесполезной, но модной по меркам 1980-х, профессии, Сусанна сбивает с пути простую и человечную Надьку Клюеву. Сусанна шляется по фарцовщикам, знает толк в Карденах и прочих западных тенденциях. Вельветовыми штанами никого уже не удивишь... Надька, бери Кардена. Сама Сусанночка носит модные польты - прямоугольно-мешковатые, домашние кимоно с узором, мощно выкрашена и тотально накрашена. Не красавица, мягко скажем. Но с многочисленными изюминками и завлекалочками. А ещё она знает, что такое аффирмации и для чего они нужны. А они не нужны, надо работать и не социологами, а инженерами. Как Надька, которая, реально работает! Пусть в НИИ-КБ, не на заводе. Но трудится. И в бригаде дружинников она тоже работает. А от Сусанночек с их аффирмациями только энтропия растёт. Зато по ней можно изучать модные тенденции - начиная от польт, заканчивая интересами. Всякие печеньица «Маэстро» и прочие Джанни Моранди. И я даже рада, что Клюева в конечно итоге не превращается в бессмысленно-модную бабёшку. Так-то.
|
</> |