ТОМАС ГЕЙНСБОРО. ПОРТРЕТ МИСТЕРА И МИССИС ЭНДРЮС. ок.1748-50
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Ð¢Ð¾Ð¼Ð°Ñ ÐейнÑбоÑо. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¼Ð¸ÑÑеÑа и миÑÑи ÐндÑÑÑ. ок.1748-50 Ð¢Ð¾Ð¼Ð°Ñ ÐейнÑбоÑо. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¼Ð¸ÑÑеÑа и миÑÑи ÐндÑÑÑ. ок.1748-50](/images/main/tomas-geynsboro-portret-mistera-i-missis-endryus-ok1748-50-1a084a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4364148/4364148_1000.jpg)
Часть 2.
Сейчас уже сложно сказать, как именно Гейнсборо получил заказ на портрет молодоженов Эндрюс. Примерно в это же время он написал еще и парный портрет родителей невесты, супругов Картер, так что возможно, молодого художника порекомендовали зятю именно они. А может, все было наоборот, и к Томасу, как к бывшему однокашнику, обратился сам Роберт Эндрюс, а идея написать еще и портрет его тестя с тещей возникла чуть позже.
![Ð¢Ð¾Ð¼Ð°Ñ ÐейнÑбоÑо. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¼Ð¸ÑÑеÑа и миÑÑи ÐаÑÑеÑ. ок.1748 Ð¢Ð¾Ð¼Ð°Ñ ÐейнÑбоÑо. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¼Ð¸ÑÑеÑа и миÑÑи ÐаÑÑеÑ. ок.1748](/images/main/tomas-geynsboro-portret-mistera-i-missis-endryus-ok1748-50-ee21dd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4364345/4364345_original.jpg)
Перед тем как приступить к работе Гейнсборо изучил матчасть модные тенденции в портретном жанре, и пришёл к выводу, что наибольшей популярностью во всей Европе пользуются так называемые «охотничьи» портреты, где модели представлены с оружием, охотничьими собаками и добычей. Когда художник предложил такой вариант Эндрюсу, тот пришел в полный восторг, ведь он и сам был страстным охотником и обладал роскошными охотничьими угодьями, где регулярно и сам, и в компании друзей предавался любимому развлечению. Судя по всему, мнением молодой жены Мэри Фрэнсис о том, как бы она хотела быть изображенной на семейном портрете, никто и не подумал поинтересоваться.
![РобеÑÑ Ðайн. Ðолодой оÑ
оÑник. 1766 РобеÑÑ Ðайн. Ðолодой оÑ
оÑник. 1766](/images/main/tomas-geynsboro-portret-mistera-i-missis-endryus-ok1748-50-bd8e17.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4364561/4364561_original.jpg)
Итак, Гейнсборо представил супругов Эндрюс на фоне пейзажа. Роберт Эндрюс стоит слева, опираясь на спинку скамьи. Он одет в охотничий костюм, у него под мышкой зажато ружье, а у ног крутится охотничий пес, преданно заглядывающий в глаза хозяина. Вся поза Эндрюса кажется небрежной, расслабленной и максимально непринужденной, что несколько контрастирует с довольно напряженным выражением его лица. Советские искусствоведы любили утверждать, что использовав такую позу для постановки героя, Гейнсборо подчеркнул его принадлежность к привилегированному классу состоятельных людей, не имеющих нужды в поисках средств к существованию.
![ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ð½ Ðейк. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð»Ð¾Ñда ÐжоÑджа СÑÑаÑÑа. 1633-34 ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ð½ Ðейк. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð»Ð¾Ñда ÐжоÑджа СÑÑаÑÑа. 1633-34](/images/main/tomas-geynsboro-portret-mistera-i-missis-endryus-ok1748-50-e4f3fa.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4364834/4364834_original.png)
![ФÑÐ°Ð³Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑника ÐÑÐ´Ð²Ð¸Ð³Ñ ÐндÑеаÑÑ Ñон ÐевенÑ
ÑллеÑÑ Ð² Ðене ФÑÐ°Ð³Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑника ÐÑÐ´Ð²Ð¸Ð³Ñ ÐндÑеаÑÑ Ñон ÐевенÑ
ÑллеÑÑ Ð² Ðене](/images/main/tomas-geynsboro-portret-mistera-i-missis-endryus-ok1748-50-c7f471.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4365173/4365173_original.jpg)
Поза Роберта соответствует изобразительному канону, привезённому в Англию еще более ста лет назад самим Антонисом ван Дейком: мужчина стоит, облокотившись на левую руку, в которой держит перчатку, правая, придерживая ружье, упирается в бок; ноги скрещены. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Голову венчает kevenhuller cock, шляпа-треуголка, названная так в честь австрийского фельдмаршала Людвига Андреаса фон Кевенхюллера, героя войны за австрийское наследство, скоропостижно скончавшегося в Вене в 1744 году. Такая треуголка считалась последним писком моды среди лондонских щёголей 1746 года, а спустя пару лет добралась и до английской провинции.
![ÐÑÑÑÐ°Ñ ÐÑндбеÑг. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð®Ð»Ð¸Ð°Ð½Ñ ÐоÑоÑеи Хенк, в замÑжеÑÑве ШÑÑдеÑ.ок. 1750 Ðа голове â ÑлÑпа-памела ÐÑÑÑÐ°Ñ ÐÑндбеÑг. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð®Ð»Ð¸Ð°Ð½Ñ ÐоÑоÑеи Хенк, в замÑжеÑÑве ШÑÑдеÑ.ок. 1750 Ðа голове â ÑлÑпа-памела](/images/main/tomas-geynsboro-portret-mistera-i-missis-endryus-ok1748-50-1fd528.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4365329/4365329_640.jpg)
![Ðжон ХопнеÑ. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð»ÐµÐ´Ð¸ ÐÑÐ¸Ð·Ñ ÐеннеÑÑ, гÑаÑини ÐайзеÑÑ. 1821. Также в ÑлÑпе-памеле, пож коÑоÑой замеÑен головной ÑÐ±Ð¾Ñ Ð·Ð°Ð¼Ñжней Ð´Ð°Ð¼Ñ Ðжон ХопнеÑ. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð»ÐµÐ´Ð¸ ÐÑÐ¸Ð·Ñ ÐеннеÑÑ, гÑаÑини ÐайзеÑÑ. 1821. Также в ÑлÑпе-памеле, пож коÑоÑой замеÑен головной ÑÐ±Ð¾Ñ Ð·Ð°Ð¼Ñжней дамÑ](/images/main/tomas-geynsboro-portret-mistera-i-missis-endryus-ok1748-50-a365d6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4365808/4365808_600.jpg)
Мэри Фрэнсис, одетая в утреннее шелковое голубое платье с продолговатыми фижмами по последней моде, сидит на скамье под дубом справа от супруга. Платье исключительно дорогое и элегантное и очень идет девушке с ее светло-русыми волосами и бледной кожей. На ее голове – чепец, демонстрирующий ее статус замужней женщины, а на нем – соломенная шляпка-памела с подвернутыми полями (как это делали молочницы) для прогулок. Такие шляпы были исключительно популярны среди джентри (кстати, мода на шляпки такого типа сохранилась вплоть о середины 19 века). Волосы забраны в простую прическу, из которой даже выбилось несколько прядей, как будто отдыху на скамье предшествовала долгая и энергичная прогулка по полям и перелескам. Поза модели максимально соответствует тогдашней портретной моде: у девушки подчеркнуто прямая осанка, скрещённые ноги, и при этом свободно опущенные на колени руки.
В руках у Мэри должно было что-то быть, но этот фрагмент Гейнсборо по неизвестным причинам не дописал, оставив незакрашенное место на платье модели, и, создав тем самым неразрешимую загадку для будущих исследователей. Самый простой ответ, напрашивающийся из логики сюжета, – это охотничий трофей Роберта. Например, фазан, или какая-то другая птица. На это указывает и коричневый мазок краски, как бы перо, помещенное в руку девушки.
Однако такое простое объяснение удовлетворило далеко не всех, и искусствоведы принялись генерировать новые и оригинальные идеи. В руках у Мэри Фрэнсис нашли сумочку для рукоделия, книгу, веер, болонку (по контрасту с охотничьей собакой ее мужа) и даже младенца, (хотя первый ребенок супругов Эндрюс, дочь, родилась примерно через год-полтора после окончания портрета).
![ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐÑеÑ
СвÑÑÑÑ
в СадбеÑи. ФоÑогÑаÑÐ¸Ñ 2018 г. ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐÑеÑ
СвÑÑÑÑ
в СадбеÑи. ФоÑогÑаÑÐ¸Ñ 2018 г.](/images/main/tomas-geynsboro-portret-mistera-i-missis-endryus-ok1748-50-c01190.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4365842/4365842_800.jpg)
Фоном для портрета служит вид на поместье Эндрюсов, Обери, с принадлежавшими им пшеничными полями и загонами для овец, находившееся в четырех милях от Садбери. Церковь, которую можно увидеть в центре на заднем плане в просвете между деревьями, — это церковь Всех Святых в Садбери, где Эндрюсы венчались, а небольшая башня на заднем плане слева — это башня церкви Святой Троицы в соседнем городке Лонг-Мелфорде. Слева также можно увидеть постройки фермы в Баллингтон-холле, принадлежавшей отцу Мэри Фрэнсис. Также в центре можно увидеть часть помещичьего дома усадьбы Эндрюсов, который также назывался Обери. Вообще такое точное изображение географических реалий не было типичным для портретов Гейнсборо, чаще всего художник писал достаточно условный пейзажный фон, так что считается, что воссоздание абсолютно узнаваемого пейзажа в данном случае было конкретной просьбой заказчиков.
Продолжение следует…