ТОМАС ГЕЙНСБОРО. ПОРТРЕТ МИСТЕРА И МИССИС ЭНДРЮС. ок.1748-50

топ 100 блогов nikonova-alina02.04.2024
Томас Гейнсборо. Портрет мистера и мисси Эндрюс. ок.1748-50
Томас Гейнсборо. Портрет мистера и мисси Эндрюс. ок.1748-50

Часть 2.

        Сейчас уже сложно сказать, как именно Гейнсборо получил заказ на портрет молодоженов Эндрюс. Примерно в это же время он написал еще и парный портрет родителей невесты, супругов Картер, так что возможно, молодого художника порекомендовали зятю именно они. А может, все было наоборот, и к Томасу, как к бывшему однокашнику, обратился сам Роберт Эндрюс, а идея написать еще и портрет его тестя с тещей возникла чуть позже.

Томас Гейнсборо. Портрет мистера и мисси Картер. ок.1748
Томас Гейнсборо. Портрет мистера и мисси Картер. ок.1748

        Перед тем как приступить к работе Гейнсборо изучил матчасть модные тенденции в портретном жанре, и пришёл к выводу, что наибольшей популярностью во всей Европе пользуются так называемые «охотничьи» портреты, где модели представлены с оружием, охотничьими собаками и добычей. Когда художник предложил такой вариант Эндрюсу, тот пришел в полный восторг, ведь он и сам был страстным охотником и обладал роскошными охотничьими угодьями, где регулярно и сам, и в компании друзей предавался любимому развлечению.  Судя по всему, мнением молодой жены Мэри Фрэнсис о том, как бы она хотела быть изображенной на семейном портрете, никто и не подумал поинтересоваться.

Роберт Пайн. Молодой охотник. 1766
Роберт Пайн. Молодой охотник. 1766

        Итак, Гейнсборо представил супругов Эндрюс на фоне пейзажа. Роберт Эндрюс стоит слева, опираясь на спинку скамьи. Он одет в охотничий костюм, у него под мышкой зажато ружье, а у ног крутится охотничий пес, преданно заглядывающий в глаза хозяина. Вся поза Эндрюса кажется небрежной, расслабленной и максимально непринужденной, что несколько контрастирует с довольно напряженным выражением его лица. Советские искусствоведы любили утверждать, что использовав такую позу для постановки героя, Гейнсборо подчеркнул его принадлежность к привилегированному классу состоятельных людей, не имеющих нужды в поисках средств к существованию.

Антонис ван Дейк. Портрет лорда Джорджа Стюарта. 1633-34
Антонис ван Дейк. Портрет лорда Джорджа Стюарта. 1633-34
Фрагмент памятника Людвигу Андреасу фон Кевенхюллеру в Вене
Фрагмент памятника Людвигу Андреасу фон Кевенхюллеру в Вене

        Поза Роберта соответствует изобразительному канону, привезённому в Англию еще более ста лет назад самим Антонисом ван Дейком: мужчина стоит, облокотившись на левую руку, в которой держит перчатку, правая, придерживая ружье, упирается в бок; ноги скрещены. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Голову венчает kevenhuller cock, шляпа-треуголка, названная так в честь австрийского фельдмаршала Людвига Андреаса фон Кевенхюллера, героя войны за австрийское наследство, скоропостижно скончавшегося в Вене в 1744 году. Такая треуголка считалась последним писком моды среди лондонских щёголей 1746 года, а спустя пару лет добралась и до английской провинции.

Густаф Лундберг. Портрет Юлианы Доротеи Хенк, в замужестве Шрёдер.ок. 1750 На голове — шляпа-памела
Густаф Лундберг. Портрет Юлианы Доротеи Хенк, в замужестве Шрёдер.ок. 1750 На голове — шляпа-памела
Джон Хопнер. Портрет леди Луизы Меннерс, графини Дайзерт. 1821. Также в шляпе-памеле, пож которой заметен головной убор замужней дамы
Джон Хопнер. Портрет леди Луизы Меннерс, графини Дайзерт. 1821. Также в шляпе-памеле, пож которой заметен головной убор замужней дамы

        Мэри Фрэнсис, одетая в утреннее шелковое голубое платье с продолговатыми фижмами по последней моде, сидит на скамье под дубом справа от супруга. Платье исключительно дорогое и элегантное и очень идет девушке с ее светло-русыми волосами и бледной кожей. На ее голове – чепец, демонстрирующий ее статус замужней женщины, а на нем – соломенная шляпка-памела с подвернутыми полями (как это делали молочницы) для прогулок. Такие шляпы были исключительно популярны среди джентри (кстати, мода на шляпки такого типа сохранилась вплоть о середины 19 века). Волосы забраны в простую прическу, из которой даже выбилось несколько прядей, как будто отдыху на скамье предшествовала долгая и энергичная прогулка по полям и перелескам. Поза модели максимально соответствует тогдашней портретной моде: у девушки подчеркнуто прямая осанка, скрещённые ноги, и при этом свободно опущенные на колени руки.

        В руках у Мэри должно было что-то быть, но этот фрагмент Гейнсборо по неизвестным причинам не дописал, оставив незакрашенное место на платье модели, и, создав тем самым неразрешимую загадку для будущих исследователей. Самый простой ответ, напрашивающийся из логики сюжета, – это охотничий трофей Роберта. Например, фазан, или какая-то другая  птица. На это указывает и коричневый мазок краски, как бы перо, помещенное в руку девушки.

        Однако такое простое объяснение удовлетворило далеко не всех, и искусствоведы принялись генерировать новые и оригинальные идеи. В руках у Мэри Фрэнсис нашли сумочку для рукоделия, книгу, веер, болонку (по контрасту с охотничьей собакой ее мужа) и даже младенца, (хотя первый ребенок супругов Эндрюс, дочь, родилась примерно через год-полтора после окончания портрета).

Церковь Всех Святых в Садбери. Фотография 2018 г.
Церковь Всех Святых в Садбери. Фотография 2018 г.

        Фоном для портрета служит вид на поместье Эндрюсов, Обери, с принадлежавшими им пшеничными полями и загонами для овец, находившееся в четырех милях от Садбери. Церковь, которую можно увидеть в центре на заднем плане в просвете между деревьями, — это церковь Всех Святых в Садбери, где Эндрюсы венчались, а небольшая башня на заднем плане слева — это башня церкви Святой Троицы в соседнем городке Лонг-Мелфорде. Слева также можно увидеть постройки фермы в Баллингтон-холле, принадлежавшей отцу Мэри Фрэнсис. Также в центре можно увидеть часть помещичьего дома усадьбы Эндрюсов, который также назывался Обери. Вообще такое точное изображение географических реалий не было типичным для портретов Гейнсборо, чаще всего художник писал достаточно условный пейзажный фон, так что считается, что воссоздание абсолютно узнаваемого пейзажа в данном случае было конкретной просьбой заказчиков.

Продолжение следует…


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У меня новая шиза! Я вчера случайно зашла в магазин, где продается огромнейшее разнообразие художественных товаров! Я с детства очень люблю рисовать! У меня еще в детстве было огромное количество красок, кистей, карандашей! Помню тетя из ...
...
Дорогие авторы и читатели сообщества, поздравляем вас со светлым праздником Пасхи, и желаем мира и света в ...
1917. Между двумя революциями. Журнал «Лукоморье» ...
В идеале - правильный договор должен умещаться на одном листе А4, почему раскрывается далее. Договор должен быть коротким по нескольким причинам: Ясность и понятность: Короткий текст облегчает понимание содержания договора всем его сторонам, что уменьшает возможность недоразумений и ...