ТОМАС ГЕЙНСБОРО. ПОРТРЕТ МИСТЕРА И МИССИС ЭНДРЮС. ок.1748-1750


Часть 1.
В 1748 году художник Томас Гейнсборо вернулся из Лондона в свой родной городок Садбери в графстве Суффолк. Формальным поводом для этого была смерть его отца, торговца сукном Джона Гейнсборо. Но на самом деле, скорее всего, Томас отчаянно нуждался в небольшой передышке, которая позволила бы ему спокойно поразмыслить о том, что ему делать дальше.


Томас Гейнсборо отправился покорять английскую столицу, когда ему едва исполнилось 13 лет. Естественно, он мечтал не просто выучиться на художника, к чему у него был явный талант, но стать самым известным, знаменитым и, разумеется, богатым. И вот, примерно через восемь лет пришло время делать выводы и подводить итоги.

На художника он выучился, собственной мастерской обзавелся, женился удачно (по великой любви на девушке по имени Маргарет Бер, которая (совершенно случайно) оказалась внебрачной дочерью герцога де Бофора и принесла молодому мужу приданное в 200 гиней годового дохода). Проблема была в том, что особой известности Гейнсборо к этому времени так и не приобрел. А ведь ему уже двадцать («вся жизнь прошла, пора судьбой заняться»), он ожидает рождения первенца и скоро станет почтенным отцом семейства.

Видимо, спокойное и размеренное пребывание в родном Садбери среди близких и друзей, как раз и помогло художнику собраться с мыслями, проанализировать ситуацию и прийти к элементарному выводу: он выбрал не тот жанр. Дело в том, что Гейнсборо пытался приобрести известность как пейзажист, но реалистические пейзажи в стиле голландских мастеров совершенно не интересовали столичную публику. Заказчики хорошо платили за портреты. Именно художники-портретисты, даже самые посредственные, пользовались популярностью в обществе, а в их мастерские стояли очереди из клиентов. И, осознав все это, Гейнсборо решился попробовать себя в портретном жанре. Первые заказчики нашлись быстро: это была молодая чета Эндрюс, владевшая обширным поместьем недалеко от Садбери.
Роберт Эндрюс и Фрэнсис Мэри Картер обвенчались 10 ноября 1748 года в Садбери, так что наиболее ранним временем создания портрета считается конец 1748 года, хотя скорее всего картина была написана в течении двух следующих лет, но до переезда Гейнсборо в Ипсвич в 1752 году.
В отличии от Томаса Гейнсборо, Роберт Эндрюс, который был на пару лет старше художника, сам себе жену не выбирал. Отец Роберта был крупным бизнесменом, он владел кораблями, занимался торговлей с колониями, но главное – давал ссуды представителям высшей аристократии. За сумму в 30 000 фунтов стерлингов, которую Эндрюс-старший одолжил Фредерику, принцу Уэльскому в 1743 году, он получил должность в британском казначействе.
Его сын Роберт сначала учился в школе Садбери (там же, где и Гейнсборо, только на два класса старше), а затем окончил Университетский колледж Оксфорда. В 1748 году отец купил ему поместье и женил на невесте, во всех отношениях подходящей для дальнейшей интеграции Роберта в высшие классы британского общества. К 1750 году молодой Эндрюс владел почти 3000 акрами земли под Садбери, а в 1763 году после смерти отца принял семейный бизнес.

Отец Мэри Фрэнсис Картер владел успешным текстильным бизнесом, доходы от которого позволили и ему приобрести поместье и земли в окрестностях Садбери, на другом берегу реки Стоур. Часть его земель примыкала к поместью Эндрюсов, и впоследствии они были включены в приданное Мэри Фрэнсис. Девушка была обручена с Робертом Эндрюсом, когда ей не было и 15 лет, а поженились они, едва ей исполнилось 16. Судя по всему, этот брак был совместным бизнес-проектом их отцов, а мнением Роберта и Мэри по этому поводу вообще никто не интересовался.
Продолжение следует…