Толстый кот
vikond65 — 02.09.2022Ровно 85 лет назад, 2 сентября 1937 года впервые поднялся в воздух XF4F-2 - первый прототип американского морского истребителя F4F Wildcat. Этот самолетик, выглядевший довольно забавно, впоследствии стал очень успешной боевой машиной. В течение первого года войны на Тихом океане "Уайлдкэты" составляли основу истребительной авиации американского ВМФ и Корпуса морской пехоты.
В последующие годы, несмотря на появление более совершенных истребителей "Хеллкэт" и "Корсар", боевое применение F4F продолжались вплоть до капитуляции Японии. Всего было построено 7885 "Уайлдкэтов" в нескольких модификациях, различавшихся двигателями, вооружением, и отдельными элементами конструкции.
Летные характеристики "Уайлдкэта" были далеко не выдающимися. Этот самолет проигрывал основному японскомму истребителю А6М "Зеро" почти по всем основным параметрам - скорости, маневренности и скороподъемности. А когда его оборудовали складным крылом, чтобы нарастить количество самолетов на авианосцах, одновременно усилив вооружение с четырех до шести пулеметов, отставание увеличилось еще больше. "Уайлдкэт" F4F-4 образца 1942 года выглядел на фоне легкого и верткого "Зеро" натуральным "утюгом", примерно как ЛаГГ-3 в сравнении с "Мессершмиттом"
Казалось бы, пилотам этих машин вообще ничего не светило в воздушных боях с японцами, однако, согласно американским данным, соотношение потерь и побед в этих боях составляло 6:1 в пользу американцев! Понятно, что американские летчики (впрочем, как и все остальные) вольно или невольно завышали свои успехи. Тем не менее, послевоенные проверки показали, что скуадроны, дравшиеся на "Уайлдкэтах", в среднем действительно сбивали гораздо больше вражеских самолетов, чем теряли сами. Причем это было еще в те времена, когда у японцев воевали, в основном, высококлассные пилоты с хорошей довоенной подготовкой, а не наспех подготовленные по сокращенным военным программам недоучки.
Как же так? - спросите вы. А вот так: сыграли роль факторы, которые обычно не учитываются дилетантами при сравнении боевых машин. Во-первых, "Уайлдкэт" обладал очень прочной и выносливой конструкцией, хорошо державшей боевые повреждения. Пилоты "Зеро" нередко жаловались, что они всаживали в "кота" весь боекомплект своих пулеметов, а он продолжал лететь как ни в чем не бывало. F4F зачастую возвращались из боя с десятками пробоин.
Правда, на "Зеро" были еще и две 20-миллиметровые пушки, но их боекомплект составлял всего 60 снарядов на ствол, а кроме того их баллистика сильно отличалась от пулеметной. Это означало, что на дистанциях более 100-150 метров стрелять одновременно из пулеметов и пушек было бесполезно, так как снаряды и пули летели по разным траекториям.
Шесть крупнокалиберных пулеметов "Уайлдкэта" на практике оказались куда более эффективными, чем пулеметно-пушечное вооружение "Зеро". Порой японский истребитель с его ослабленной ради облегчения конструкцией буквально разлетался в воздухе от одной меткой и короткой очереди, а несколько попаданий в любую часть машины, как правило, были для нее фатальными. А "Уайлдкэт" выдерживал даже снаряды, если они не попадали в критически важные точки, вроде двигателя, бензобака, кабины пилота и органов управления.
Кроме того, тяжелый "Уайлдкэт" гораздо быстрее чем "Зеро" разгонялся на пикировании, поэтому у американских летчиков в невыгодной ситуации всегда был способ выйти из боя, оторавашись от преследования, если только бой не происходил на малых высотах. Наконец, дополнительным фактором стала бронезащита пилота, маслорадиатора и протектированные бензобаки. На "Уайлдкэте" это было, а на ранних модификациях "Зеро" не было.
Все это вместе взятое привело к тому, что неповоротливый американский "боксер-тяжеловес" раз за разом нокаутировал японских "каратистов". Впрочем, конечно, не всухую. 251 "Уайлдкэт" не вернулся из боевых вылетов, из них, как минимум, 178 были сбиты в воздушных боях, 24 завалили японские зенитчики, а еще 49 пропали без вести. Причем эта статистика не учитывает самолеты, которые вернулись, но впоследствии были списаны как не подлежащие ремонту. Но в целом живучий кот проявил себя очень неплохо.
Первый прототип XF4F-2 в полете. Поначалу его планировали оснастить синхронными пулеметами, но потом от них отказались.
XF4F-2, оборудованный подкрыльевыми пилонами для 100-фунтовых бомб. Обратите внимание на окошки в днище фюзеляжа, позволявшие летчику смотреть прямо под себя.
Второй прототип XF4F-3 с видоизмененным оперением, "обрезанными" для повышения маневренности законцовками крыла и большим коком винта, от которого впоследствии отказались, так как он ухудшал охлаждение двигателя.
Сохранившийся серийный экземпляр шестипулеметной модификации F4F-4. Обратите внимание на высокую посадку пилота, которая обеспечивала ему отличный обзор.
Шестипулеметный "Уайлдкэт" в разрезе со сложенной правой консолью.
Четырехпулеметный "Уайлдкэт" FM-2 производства концерна "Дженерал Моторс" с подвесными топливными баками на палубе авианосца. Самолеты этой модификации отличались увеличенным килем.
Окраски "Уайлдкэтов", сверху вниз:
F4F-3 c довоенными обозначениями авианосуа "Уосп" (черный киль).
F4F-3 с опознавательными знаками образца 1942 года. Впоследствии размер звезд значительно уменьшили и убрали с них красные круги. Красно-белые полосы на руле поворота тоже исчезли.
Экспортная модификация для Великобритании "Мартлет" Mk-I, оснащенная английским оборудованием и однорядным двигателем "Райт", что хорошо заметно по короткому капоту.
|
</> |