Толкуем "Человека"

топ 100 блогов ru_alexbon04.11.2015 По просьбам трудящихся (точнее, Толкуем Человека str_nova) выношу отдельным постом из комментов. Исходники тут.

Диалог касается "Человека" и того, кто что понял. Толкуем Человека str_nova предлагает продолжить разговор и поделиться тем, кто что понял и услышал в зарисовке, я присоединяюсь. :)

______________________________________________

Толкуем Человека str_nova

...Вот всё жду, когда появятся Маша и la scandinavia... Хочется их отзывы услышать...

Да la scandinavia, собственно, особо и нечего сказать. :)
Зарисовка понравилась, как всегда, аранжировка особенно (я в Бона-аранжировщика мало того, что верю, я ему доверяю), визуализация - понравилась очень (чем он это делает)?, общая концептуальность, философский масштаб, тематика - все нравится. Я очень люблю то, что он делает.
Но елки-палки, как же меня бесит, когда человек не может прямо сказать, что он хочет сказать. Эти вот чернильные облака - они зачем? Эти вот обрывки фраз, которые можно прочитать пятнадцатью разными способами и некоторые из них будут противоречить друг другу - это вот зачем? (В смысле, песня - это не газетная статья, там конкретики не надо, и много пластов создают объем (и Саша это чудесным образом может и это я в нем тоже люблю), но суть-то не должна размываться). А тут, блин, опять: кто увидел что... Нет, я могу из чего угодно свою концепцию собрать, а тут и материал богатый, но как-то уже не очень хочется. Есть своя прелесть в этой проективности, но все-таки, положа руку на сердце, когда мне приходит письмо, я предпочитаю, чтобы это было письмо, а не вырезанные из газеты слова, из которых я должна это письмо сама себе составить. Точнее, не так. Просто все эти чернильные облака видятся как авторская трусость. :) (Я имею в виду неокончательность: создается впечатление, что автор или старается не сказать чего-то определенного, что было бы опознано как неоднозначная позиция по вопросу, или сам не знает точно, что хочет сказать). Или как попытка составить примерный текст из слов, которые как-то звучат, да и ладно. Вроде красиво звучит слово ("провела - правил", аллитерация, ах-ах), а смысл - кого он интересует?

В остальном - понравилось.

(Ну, с посылом и авторской позицией бы я еще могла поспорить, но чтобы спорить, надо быть уверенной, что она там есть, эта авторская позиция и что я ее поняла и дешифровала, а не высосала из пальца на пустом месте).

Толкуем Человека str_nova:

Очень любопытная тема - кто что понял?
Действительно, я заметила, что люди поняли по-разному, по-своему, а на некоторых ресурсах встречала совершенно не имеющие отношения к этому тексту выводы...
Про "кто что понял"... По-моему, никто. :) Выводов навертеть немудрено, учитывая тот факт, что там, как всегда, полная... свобода в адресности обращений и точек обзора. "Он", "ты", "я", "мы, "они" меняются с такой легкостью и с такой скоростью, что понять, кто на ком стоял в результате нереально. Чистой воды "казнить нельзя помиловать" без единой запятой. Понимай, как хочешь.

Навскидку.
1) Для меня это некое продолжение разговора на тему "человек и судьба", "человек перед лицом экзистенциального одиночества и смерти", который мы начали в посте про "Дельтаплан" Билана. Суть, как я ее поняла, такая: все плохо (в смысле, жизнь сложна-трагична - по меньшей мере непонятна), это что-то большее, чем человек и не понятно, в каких отношениях с этим находиться. Кто-то обращается к религии, но автору это не понятно, он считает это чем-то унизительным и видит людей, ищущих спасения там, марионетками. По его мнению, это некое выпрашивание подачек и не стоит рассчитывать на спасение, нужно спасти себя самим. Рай тут - нарисованный на холсте очаг.
Там есть определенная гордыня с одной стороны и философия экзистенциализма с другой (мне нравится как об этом в преломлении через психотерапию писал Ирвин Ялом в своей книге "Экзистенциальная психотерапия".
Вряд ли, конечно, Бон имел в виду Шопенгауэра с тремя вопросами кладбищенского сторожа "(Кто ты? Откуда ты? Куда ты идешь?), но я бы не удивилась. :)

2) В довесок - отношения с конкретным человеком, который, видимо, к этому по-другому относится. Хотя хз, где там обращение к человеку, а где - к Жизни. Это еще с крокусного стихотворения не понятно.

3) Автор сам ищет спасения, но не знает, где его найти, хочет, чтобы его убедили и что-то такое видит, но еще сопротивляется. Рай тут - не нарисованный на холсте очаг, а что-то истинное.

4) Это сатира на клерикалов.

5) Это вампирская сага. Нечеловек спрашивает человека, каково это - быть человеком - и то ли сам хочет стать человеком, то ли хочет человека сожрать. И дает шанс убежать, открывая свою нечеловечью сущность. :))
Еще дату такую выбрал: 31 октября... :)

Могу еще навертеть. Часть уже без меня навертели...

Ну правда же одну фразу можно прочитать десятком способов. Например:

"Человек, расскажи – можно… В этом мире пожить сложно острожно".

Или "Человек, расскажи: можно в этом мире пожить? Сложно острожно".

Или "Человек, расскажи: можно в этом мире пожить сложно? острожно?".

Или вот:

"Кто ты для меня?
Кто ты для себя?
У кого ты все время подарочки просишь?"


"Кто ты?
Для меня кто ты?
Для себя у кого ты все время подарочки просишь?"


И т.д.

Вроде и сказал, а что сказал - неопределенно.

...Я вчера была в театре, там читали стихи поэтов серебряного века. Нас как будто бы перенесли на сто лет назад. Это было так страшно... Судьбы их, эта вот смертельная свобода говорить правду, не таясь, обреченность сгорать в огне своей невозможности не видеть и не говорить правды... Это было очень страшно. И очень было видно, что эти люди как раз таки не боялись расставлять все запятые, они расставляли их с убийственной точностью - прекрасно понимая, что точность эта убийственна именно для них - и все они равно их расставляли, эти запятые. "Мы живем, под собою не чуя страны" - где там неоднозначность, где там спрятаться? Нигде, нет там ее, там каждая запятая как на ладони, а сверху всего - сталинская резолюция: "Изолировать, но сохранить". А мог бы и не сказать это свое "сохранить". Да и, собственно, что в этом "сохранить"? Несколько лет лагерей, а потом смерть от тифа? Воистину поэт в России больше, чем поэт.

Я это не к тому, что нужно лезть под пули - я это к цене одного слова, к цене одной запятой. Это не хлам, которым можно ворочать туда-сюда и накидывать его ворохами примерно, авось каждый себе из кучки что-нибудь натащит... Это материал, которым доказывают позицию. А если нет позиции - ни к чему и словами трясти, я считаю...

Вы всегда так хорошо и правильно пишите, спасибо вам. Но в данном случае перед нами не отдельные стихи, а музыкальное произведение. Бон знаки препинания ставит интонационно и с помощью музыки, я так слышу. И понимаю.
Да там пауза через каждое слово, даже интонационно нифига не понятно, по большому счету. По крайней мере, мне не понятно, хотя я считала себя человеком, которым слышит интонации очень хорошо.

Потому что если ориентироваться на интонации, то получается, что это обращение к человеку женского пола.

Человек, расскажи - можно…
В этом мире пожить сложно острожно.

Провела инструктаж правил...
Моя жизнь не важна -
Может поправят...

Умолять и просить слезно,
На колени вставать, может, не поздно...


То есть человека просят: расскажи, можно, мол - к чему осторожность... Человек рассказывает. Тут выясняется, что человек - женского пола и что этот человек женского пол провел инструктаж правил, по итогам которого становится ясно, что жизнь героя не важна (но, может, человек еще не все сказал и выяснится другая информация и что, может быть, еще можно вымолить (у человека?) какой-то другой исход ситуации).

После чего герой начинает спрашивать у этого человека:

Кто ты? Для меня...
Кто ты? Для себя...
У кого ты все время подарочки просишь?


То есть как бы герой совсем запутался и не знает, с кем и чем дело имеет, причем с кем он разговаривает, уже непонятно - то ли по - прежнему с человеком женского пола, то ли с самим собой, то ли еще с кем... Это женщина, которая провела инструктаж, подарочки просит, о чем сообщается довольно издевательским тоном? У кого? Или инструктаж проводила жизнь, а подарочки просит человек?

Потом появляются какие-то "мы" и "вы", которые умоляют о спасении механическими голосами в символике церковной молитвы и кому-то (им? тем, к кому они обращаются?) предлагается спасти себя.

Это кто? Женщина? Много человеков? Верующие? Абортированные младенцы? С учетом того, что в первом куплете женский образ, распоряжающийся каким-то странным образом правом вершить судьбы, это вполне вероятно.

Затем кому-то (снова человеку женского пола?) предлагается убегать и проходить мимо. Убегать от кого? Он героя? От себя? От тех, кто умоляет о спасении? Мимо кого/чего проходить?
Чья цель есть не рай? Героя и такого как он - в противопоставлении человеку женского пола? Герою, человеку женского пола и таким как они? Людям вообще? Стыдно герою? Должно быть стыдно собеседнику? И т.д.

Убегай,
Проходи мимо:
Наша цель есть не рай...
Стыдно... стыдно.


Ок. Тогда только на основе интонаций у меня появляются еще две версии толкования:

1) Это песня об отношениях с женщиной, которая покинула героя и для него это беда.
2) Это песня про абортированых детей, рассказанная с точки зрения ребенка, обращающегося к матери.

Или два в одном. А до кучи - еще песня об отношениях то ли с отцом, то ли с Богом-Отцом.


И вот, что-то я сомневаюсь, что вы, например, в этом произведении поняли то же самое, что и я...

Толкуем Человека la_scandinavia:

Впрочем, чего я? Это же только кусок песни.


Аноним:

Интересно конечно...

Но на мой скромный взгляд, это обращение к каждому ЧЕЛОВЕКУ, то есть к любому, который оказался сейчас рядом. Автор спрашивает: " Скажи, Человек, легко ли прожить осторожно жизнь, которая провела инстуктаж правил и показала, что не важна. Может быть меня поправят, что я не прав? Умолять, просить слезно и на колени ставать ни когда не поздно ..." ( на мой взгляд это конечно же перед Богом, больше не пЕперед кем) " Вот нас свела с тобой судьба, кто ты для меня? Что значишь в моей жизни? Кто ты для себя? У кого ты всё время подарочки просишь? " ( здесь варианты в зависимости от Человека, может он Бога просит, а может у других людей) " Убегай, проходи мимо.." - это прямо реальная картинка притчи из Евангелия, когда одного человека побили и ограбили , а люди натыкавшиеся на него лежащего проходили мимо, так как у каждого было свое неотложное дело, то есть автор понимает, что и этот Человек сейчас побежит по своим делам мимо него и не окажет необходимой помощи, поэтому от сюда логичные слова:" наша цель есть не рай... Стыдно"

Толкуем Человека la_scandinavia:

Похоже, да, но тогда не понятно, к чему ирония (а она там есть), кто кого должен спасти и что такое произошло с героем, что он нуждается в помощи этого случайного человека...
_____________________________________


Что думаете?

Выношу для удобства из комментов и текст зарисовки:

Человек

Человек расскажи можно
В этом мире пожить сложно острожно
Провела инструктаж правил
Моя жизнь не важна
Может поправят...
Умолять и просить слезно
На колени вставать может не поздно
Кто ты для меня?
Кто ты для себя?
У кого ты все время подарочки просишь?
Спасите нас
Спасите вас
Спасите нас
Спасите вас
Убегай
Проходи мимо
Наша цель есть не рай
Стыдно... стыдно...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ингредиенты: свинина 5 кусочков (как на отбивные) лук репчатый 1 шт. морковь 1 шт. сладкий красный болгарский перец 1 шт. свежая петрушка соль перец растительное масло для жарки Чтобы было вкусно, свинины и немного овощей возьмите. Рулетов накрутите и в духовке запеките. Для начинки: ...
На Украинской улице ещё пару лет назад поставили несколько маленьких кошачьих домиков. В них и обретаются несколько хвостатых (как-то я парочку показывал). Мои друзья называют это место кошачьим консульством в Праге. Сегодня муроватый консул был на месте Всем своим видом ...
Оригинал взят у uglich_jj в Погромы во Львове в 1941 г.: фотохроника Ниже представлена подборка фото Львова в первые три дня немецкой оккупации. Немцы вошли в город 30 июня 1941 г. В тот же день фракция Бандеры в ОУН провозгласила во Львове ...
4 сентября 2020 года три стратегических бомбардировщика Boeing B-52H Stratofortress с позывными JULIA51 (военный номер 61-0034), JULIA52 (военный номер 61-0005) и JULIA53 (военный номер 60-0044) из состава 23-й бомбардировочной эскадрильи 5-го бомбардировочного крыла ВВС США, из числа ...
– Какое сегодня число? Уже четвертое, ничего себе! У жены брата день рождения через неделю, надо не забыть поздравить. И брату напомнить обязательно. А то же ведь они пару лет назад чуть не развелись после ее днюхи!.. На автобусной остановке стояли три молодые женщины лет тридцати. ...