Толкование на Книгу Иова свт. Григория Двоеслова - Книга XXVII, ч.1.
farisaios — 07.12.2016Оглавление.
О том, что это за перевод здесь.
Книги моралий Свт. Григория Двоеслова или Толкование на «Книгу Иова».
Том третий, часть пятая. Книга XXVII.
Последние двенадцать стихов тридцать шестой главы изложены и все стихи тридцать седьмой. Их значения рассмотрены ради создания системы христианского учения и морали.
1. Тот, кто стремится получить знания от могучего слова самонадеянно, должен тщательно обезопасить себя от взрастания его гордости в обучении; словами силы он должен побороть пороки своих привычек, иначе, достигая мастерства слова, он ранит себя через неумение жить. Ибо, когда мы слышим этих людей, говорящих мощные слова, и все же замечаем, что они гордятся своими мощными словами, мы вступаем, как это было, в сад обучения, и срываем розы вместе с колючками. Мы должны, поэтому, со старанием и тщательно отбирать то, что сладкое и душистое, и избегать того, что колет нас: чтобы неосторожная рука собирателей не была поранена шипом их привычки, если цветы их слов, случается, небрежно собраны. Елиуй, поэтому, будучи и знающим и высокомерным, производит в одном что-то, что дает сладкий аромат, а в другом что-то, что ранит. Потому мы должны собирать то, что ароматно из его учения, в то время как тщательно остерегаться ран его гордости. Он представил уже выше, действительно, много замечаний о морали, и в словах, которые следуют, он приподнялся даже к тайнам пророчества. Итак, он оставляет низину морали, и поднимается к вершинам пророчества.
2. Также не следует удивляться, что надменный человек мог быть заполнен пророческим духом, если, например, Саул был в числе пророков [1 Цар. 10:11][1]. Но почему мы говорим об этом Сауле, когда мы знаем, что даже ослица выучила разумные слова от ангела? [Чис. 22:28; 2 Петр. 2:16][2]. Но неразумное животное произнесло разумные слова, и все же не пошло так далеко, чтобы принять разум в обмен; Таким образом, бывает, что недостойный человек получает святые слова духом пророчества, но не достигает заслуженной славы святости, чтобы подняться над самим собой своими словами; он вяло снижается ниже себя в своей жизни. Откуда Елиуй, хотя и не смиренный, созерцает смиренное появление нашего Искупителя, и объявляет в пророчестве Его, на Которого он нападает своими надменными манерами, говоря:
Стих 22. Вот, Бог высок в Своем могуществе, и никто не сравнится с ним среди наставников [Иов. 36:22][3].
3. Как будто он прямо сказал, Тот, Кто появится смиренный в немощи, остается высоким в могуществе. Павел также свидетельствует, говоря: хотя Он был распят в немощи, но жив силою Бога [2 Кор. 13:4][4], о Котором справедливо приобщается: никто не похож на Него среди наставников. Моисей, например, был наставником, Иеремия был, было много наставников и пророков. Мы можем назвать всех наставников, которые, как известно, увещевали людей справедливо по закону. Но нет ни одного, как этот Посредник среди наставников. Ибо они, будучи избавлены благодатью от своих грехов, вернулись к невинности, и, от того, что они пережили сами по себе, возвращали и других своей проповедью. Но наш Искупитель Человек без греха, Сын без усыновления, и Он никогда не совершал ничего, что Он не одобрял бы. И Он так говорит с миром через Свою человеческую природу, как, говорит Господь мира прежде всех веков по Его Божеству. Поэтому некоторые полагают, что Посредник между Богом и человеками был похож на наставников. Ибо, когда он спросил: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого, ученики, отвечая, сказали: Некоторые говорят, что за Иоанна Крестителя, другие за Элиаса, иные за Иеремию, или за одного из пророков [Mф.16:13-14][5]. Но Он, несомненно, раскрывается Петру, как высок Он был в силе; взглянув на Него истинно, он отделил его от равенства с наставниками, говоря: Ты Христос, Сын Бога живаго [Мф. 16:16][6]. Потому Невеста справедливо говорит о Нем в Песни песней: ночью на моей кровати я искала Того, Кого любит душа моя, искала я Его и не нашла Его [Песн. 3:1][7] и немного после: стражи, охраняющие город нашли меня [Песн. 3:3][8]. О которых она снова говорит: ранили меня, они взяли мое покрывало [Песн. 5:7][9]. И она просит их снова, говоря: видели ли Того, Кого любит душа моя? Когда я прошла мимо них немного, я нашла того, которого любит душа моя. [Песн. 3:4][10].
4. Возлюбленного искала она в ночи на кровати, потому что жаждала Его в скорби духа, в тайных уголках сердца. Того, Кого Невеста, ища, не находит; потому что каждая душа избранных уже возгорелась от огня Его любви, но Его созерцание, Которого так жаждут они, по-прежнему нет, чтобы тяга любящего могла увеличиться; как вода, отнятая в жажде, чтобы жар жажды увеличился, и чтобы чем дольше человек жаждет, и стремится к ней, тем охотнее мог он ее получить, наконец, когда он найдет ее. Но стражи нашли ее при поиске Его; и изранили ее, и забрали ее покрывало: потому что, когда внимательные наставники встречаются с любой душой, которая уже ищет Искупителя, они ранят ее словом проповеди, пронзают небесной любовью, и если она имеет какое-либо покрытие своего бывшего поведения, они забирают его прочь; для того, чтобы чем больше она удалялась от бремени этого мира, тем быстрее она нашла Его. Но почему затем добавляется: Когда я прошла мимо них немного, я нашла того, которого любит душа моя? Потому что ум, жаждущий видеть Его, не найдет Его, Кто над людьми, если не пройдет через учения пророков, возвышенность патриархов, и эталон для всех людей. Пройти мимо наблюдателей, это отложить, в сравнении с Ним, даже тех других, кем душа по праву восхищается. И Тот, Кого искали, будет увиден, если уверовали, что Он Человек, но выше всех мерил человеческих. Потому он хорошо сказал: никто не сравнится с ним среди наставников. Но Он, в самом деле, появляясь нашему взгляду через немощную плоть, отвергая некоторых, и призывая других, проявил чудесные суждения, которые мы можем рассматривать, но не постигнуть. Ибо Он говорит: на суд я пришел в этот мир, дабы невидящие видели, а видящие стали слепы [Ин. 9:39][11]. И опять же: я благодарю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты сокрыл сие от мудрых и разумных, и ты показал это младенцам [Мф. 11:25][12], в суждении этом, несомненно, евреи отвергнуты, а язычники призваны. Это факты, по правде говоря, которым, мы, безусловно, можем удивляться, но вовсе не в состоянии постичь. Потому теперь также хорошо приобщается Елиуем:
Стих 23. Кто может постичь Его путь? Или кто осмелится говорить Ему: Ты поступаешь несправедливо? [Иов. 36:23][13].
5. Как если бы он сказал: Как Он может быть обвинен, Тот, Чьи делания не могут быть постигнуты? Потому что никто не может судить должным образом то, чего он не знает. Надо бы, таким образом, вести себя тем тише под Его суждением, чем больше мы видим, что мы не понимаем причины Его суждений. Отсюда также хорошо приобщается:
Стих 24. Помни, что ты не знаешь Его дела, Кого люди воспевают [Иов. 36:24][14].
6. В Священном Писании иногда Ангелов, а иногда и людей совершенной жизни называют «люди». То, что Ангелы иногда называются «люди», пророк Даниил свидетельствует, говоря: Вот, муж Гавриил [Дан. 9:21][15]. И опять-таки, то, что люди совершенной жизни, называются «люди», Мудрость заявляет в притчах, говоря: к вам, люди, взываю я [Притч. 8:4][16]. Потому, люди воспевают Господа, когда либо духи сверху, или совершенные учителя, являют нам Его силу. Но пока Его дела не известны, потому что, без сомнения, даже те, кто проповедуют Его, почитают Его непостижимые суждения. Они, следовательно, и познают Его, Которого они проповедуют, и тем не менее не знают Его дела: потому что они знают, по благодати, Его, Кем они были сделаны, но не могут постичь Его суждения, дела Которого выше их понимания. О том, что дела Всемогущего Бога не постижимы, псалмопевец свидетельствует: и мраком покрыл Свою тайну [Пс. 17:12][17]. И опять же: суды Твои великая бездна [Пс. 35:7][18]. И снова: глубока, как бездна Его одежда [Пс. 103:6][19]. Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не знаешь дела Божии, Который Творец всех вещей [Еккл. 11:5][20].
7. Вместо того, чтобы говорить много, скажу одно. Два малыша приходят в этот свет: но один возвращается в спасение через Крещение; другой забирается прежде, чем очищающие воды омыли его. И сын верных родителей часто забирается без веры, в то время как неверующий обновляется за счет Таинства веры. Но кто-то, может быть, скажет, что Бог знал, что он будет действовать нечестиво даже после Крещения, и что Он не стал потому приводить его к благодати Крещения. Но если это так, то грехи некоторых лиц, без сомнения, караются еще до их совершения. И кто думает так, говорит, что Всемогущий Бог, Который прощает некоторым грехи, которые они совершили, осуждает других за эти же грехи, даже когда они их не совершали? Его суды, следовательно, скрыты; и они должны быть почитаемы со смирением, как бездна, как мрак, через который они не могут быть видны. Пусть он говорит: Помни, что ты не знаешь Его дела, Кого люди воспевают. Как будто бы он сказал прямо, дела Его, Которого великие люди воспевают, скрыты от глаз разумения твоего; потому что они превосходят меру знания твоего, ибо ты органичен своей человеческой природой. Потому приобщается:
Стих 25. Все люди видят Его, каждый созерцает издалека [Иов. 36:25][21].
8. Каждый человек из-за того, что он создан разумным, может заключить, что тот, кто его создал, есть Бог. И, увидеть Его в это время, несомненно, означает, признать с помощью разума Его верховную власть. Но когда он говорит: Все люди видят Его, справедливо приобщается: каждый созерцает издалека. Ибо, созерцать его издалека, значит видеть Его в настоящее время не в лицо, но думать о нем исключительно из восхищения Его делами. Даже избранные видят Его издалека; потому что они еще не уловили Его яркость остротой сокровенного зрения. Ибо, хотя они рядом с Ним, сейчас, в любви, но они отделены от Него бременем своего земного обитания; и хотя они цепляются близко к Нему праведной жизнью, но они вздыхают, что они далеки от Его созерцания. И нечестивые видят Его, когда идут на суд, и они, несомненно, видят Его издали, потому что они видит Его не в форме Его Божества, но в Его человеческой природе только, где Он может быть осознан. Потому что, именно тогда, их дурные поступки, будучи призваны из их памяти, закрывают их взгляд, и в то время как они видят человеческую природу Того, чье Божество они не видят, они, чудесным образом, далеки от взгляда Того, Кого они видят. Но когда он сказал: Помни, что ты не знаешь Его дела, он затем приобщает: Все люди видят Его (видеть Его, означает, как мы уже говорили, вывести при помощи разума Его вездесущую суть), это является великим чудом, что мы видим Самого Бога, и все же не знаем Его дела. Ибо мы не можем сомневаться в Его сущности, и все же мы по-прежнему не уверены в Его суждении. То, что является самым высоким, открыто для нас, то, что менее важно - скрывается. Ибо Его дела, безусловно, менее важны нам, чем Он Сам; и все же мы вот видим Делателя, но Его деяния сокрыты в темноте для нас: причина, почему любая вещь делается, не ясна для нас, но Кто это, Который действует таким образом, для нас явно открыто. Потому пусть будет сказано: Помни, что ты не знаешь Его дела, Кого люди воспевают; Все люди видят Его, каждый созерцает издалека. Потому что мы видим по причине того, что Он существует, Того, решения Которого мы вовсе не можем понять. Но, тем не менее, в настоящее время, мы видим Его издали, потому что мы отделены от Его силы туманом нашей немощи. Потому:
Стих 26. Вот, Бог велик, и мы не можем познать его [Иов. 36:26][22].
9. Он сказал выше: Вот, Бог высок [Иов. 36:22][23]. И он теперь снова говорит: вот, Бог велик. Говоря о Боге, он говорит: «Вот», и снова повторяет: «Вот». Мы говорим «Вот» только о чем-то, когда указываем, что это присутствует. И поскольку Бог везде присутствует, когда о Нем говорят «Вот», этим сказано, что Он присутствует даже для тех, кто не созерцает Его. Но он также говорит, что Он превосходит наше понимание, Тот, о Ком прежде сказано, что Его могут видеть все. Потому что, хотя Он виден, но по причине Его величия, мы не можем проникнуть в Него ни одним из наших органов чувств. Ибо все, что мы знаем о яркости Его величия, это то, что под Ним; и чем больше мы подозреваем, что мы понимаем Его Силу, тем более мы отходим от знания о Нем. Ибо, хотя наш ум и поднимается на высоту, грандиозность Его величия превосходит его. Из этих состояний мы узнаем, какую-то малую часть Его, когда мы чувствуем, что мы не в состоянии познать Его достойно. Потому:
Число лет Его неисчислимо [Иов. 36:26][24].
(Продолжение следует).
|
</> |