Только факты и цифры в открытом доступе.

топ 100 блогов uncle_chelya07.10.2010 Вот, уважаемые коллеги, предлагаю вам ознакомиться с кратким "исследованием" на тему - эффективности государственного регулирования природоохранной деятельности или куда идут деньги, которые в соответствии с законом должны идти на восстановление окружающей среды (сия аннотация "в двадцати словах" добавлена по совету Только факты и цифры в открытом доступе. [info]fritzmorgen).

Давно хотел провести вот такое «исследование», но все ждал, когда же выйдет Государственный доклад о состоянии окружающей среды в 2009 г. Но это, судя по всему, случиться не раньше декабря (во всяком случае, доклад за 2008 г. был опубликован 23 декабря 2009), а ручки то чешутся. Поэтому я все-таки проведу это «исследование» основываясь на уже опубликованных цифрах и иных материалах, находящихся в свободном доступе.

Для начала, несколько законодательных определений, которые помогут нам с вами разобраться в вопросе деятельности государства Российского в области обеспечения конституционного права гражданина на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции РФ).

Статья 16, п. 1 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
Негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»:

Устанавливается два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).


Подробный разбор соответствия (точнее несоответствия) 632-го постановления Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» я делал более года назад в этом посте. Поэтому повторяться не буду, кому интересно – читайте сами.

Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального Закона "О введении в действие части первой налогового кодекса Российской Федерации"», п. 5:

В соответствии с нормативно-правовым комплексом, содержащимся в указанных положениях федерального законодательства в их взаимосвязи, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

Не буду опять же комментировать, как это соотносится (а точнее не соотносится) с 16-м принципом Рио-де-жанейрской декларации ООН 1992 г. (т.н. принцип «Загрязнитель платит»). Мы живем в РФ, а не в ООН и у нас этот принцип понимается именно так. А теперь я предлагаю изучить Государственный доклад о состоянии окружающей среды в 2008 г., для того, чтобы понять – насколько даже эта норма выполняется на практике.

Открываем Раздел 8. «Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности» (стр. 414). На странице 415 в этом разделе находим подзаголовок «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» и читаем:

В 2008 г. фактические поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду составили 19,1 млрд. руб.

Итак, в 2008 году в бюджет поступило 19,1 млрд. руб, которые в соответствии с разъяснением норм законодательства Конституционным судом должны были быть затрачены на осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности.

Логично?
Читаем следующий подраздел Государственного доклада - последний абзац на странице 415 – и далее на стр. 416 (я исключил из текста различные словесные обороты, дабы осталось только самое важное – вы можете посмотреть в текст Доклада, что ничего серьезного я оттуда не выкинул):

Финансирование природоохранной деятельности.
[…]
в 2008 г. на реализацию водохозяй ственных мероприятий были предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 1775,12 млн руб.
[…]
на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности были выделены субсидии […] в объеме 4108,4 млн руб.
[…]
Природоохранные мероприятия Росприроднадзора в 2008 г., на финансирование которых из средств федерального бюджета было выделено 190693,1 тыс. руб., проводились по следующим направлениям: лабораторно-аналитическое обеспечение контрольно-надзорной деятельности; лесо- и землеустройство на ООПТ федерального значения; оценка экологического состояния морей и воздействия на морскую среду; предупреждение и тушение лесных пожаров на ООПТ федерального значения; эколого-просветительские и другие природоохранные мероприятия.
[…]
В рамках средств на текущее содержание территориальных органов Росприроднадзора общий объем расходов на контрольно-надзорную деятельность в 2008 г. составил 862,1 млн руб.

Итого, на природоохранную деятельность (включая обеспечение контрольно-надзорной деятельности и просветительские мероприятия, которые с трудом можно отнести к «восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности») из государственного бюджета было выделено:

1,8+4,1+0,19+0,862 = 6,952 млрд. руб.

Исключительно для сравнения, смотрим страницу 417 и читаем:

По данным Росстата (табл. 8.1, 8.2), в 2008 г. предприятиями и организациями всех форм собственности израсходовано на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов 102 387,5 млн руб.,

Таким образом, получаем интересную картинку. Предприятия и организации различных форм собственности тратят на реализацию природоохранных мероприятий 102,4 млрд. руб. Не государство тратит, а природопользователи (ага, те самые Магнитогорские металлургические комбинаты, Норильские никели и т.д. и т.п., которые являются главными врагами всего человечества с точки зрения общественных экологических оргнаизаций). Они же платят 19,1 млрд. руб платежей за негативное воздействие, которые, в соответствии с нормами нашего законодательства государство должно тратить на реализацию природоохранных мероприятий и восстановление окружающей среды. Государство же из них тратит 6,952 млрд.

Чтобы понять, на что идут эти средства, мы, как обычно воспользуемся знаменитым порталом госзакупок. Более конкретно идем сюда и указываем в поле «наименование» - «Федеральная служба по надзору в сфере природопользования», «Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации»… Ну, и всякие другие варианты . Какое-то время ждем и получаем интересный реестр, в частности, содержащий такие природоохранные мероприятия (орфография наименований в реестре сохранена):

- 0004807000006 - «Услуги по организации и проведению совещания» - 2,3 млн. руб.
- 0004809000001 - «"Обоснование создания информационно-поисковой системы "Судебная практика Росприроднадзора"» - 6,58 млн. руб. (только за ОБОСНОВАНИЕ создания системы, которая уже СУЩЕСТВУЕТ – попробуйте поиск по Судебной практике в Консультанте, Росприроднадзор выложил почти 7 млн.)
- 0004809000002 - «"Разработка предл. по совершенствованию научно-метод-ого обеспечения контрольно-надзорной деят-ти Росприроднадзора в рай-х функционирования рейдовых перевалочных компл. во внутренних морск.водах и тер» - 9 млн.
- 0004809000003 - «Разработка методического обеспечения дея-ти Росприроднадзора в сфере гос. контроля в области обращения с отходами,включая хранение, перевозку и уничтожении химического окружения» - 13,9 млн.
- 0004809000004 - "Совершенствование информационно-аналитического обеспечения контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора" – 18 млн.
- 004809000006 - "Разработка предложений по повышению результативности гос надзора и контроля в условиях возникновения рисков в природоохранной сфере" – 7,95 млн.
- 0004809000008 - "Соверш.метод.обеспечения контрол.-надзор. дея-ти Росприроднадзора при провед. дноуглубительных раб.,дампинге грунта и добычи общераспр-ых полез.иск. во внутр. морс.водах,тер.море,экон.зоне и конт.шельфе Российской Федерации" – 11,963 млн.

Ну и так далее (очень уж долго приходится ждать вывода следующей страницы реестра).

У МПР единственным видом заказа является «Услуги на создание и поставку научно-технической продукции (НТПр) для государственных нужд». Что это такое с сайта госзакупок непонятно, но стоимость этого доходит до 179,5 млн. руб. за одну единицу (номер реестровой записи - 0005007000017)

Собственно, наверное, это все, что я хотел сказать этим постом. Своих выводов, суждений и т.д. я здесь делать не буду, предоставив это право вам (возможно, потом, я посвящу этому отдельный пост, упомянув и про методики "исчисления вреда" и про грядущие изменения). Здесь я лишь привел законодательные нормы (Определение КС, фактически тоже законодательная норма) и официальные данные. Насколько эти данные соответствуют установленным нормам – решайте самостоятельно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ссылка на опрос http://gidepark.ru/user/1934601051/content/1343626#comment_14374889 Альтернатива плану Медведева     Перенос столицы из Москвы вглубь России является альтернативой плану Медведева по перетаскиванию госучреждений: министерств, парламента, ...
Ну всё, лето практически закончилось. Ещё с утра было относительно прилично, но к полудню стало заметно холодать, подул ветер и заморосил дождь. Завтра обещают ещё хуже, так что, если всё будет нормально и никаких неприятных неожиданностей, то будем эвакуироваться в Москву. Возраст уже ...
за 5 лет езды на "патриоте" меня останавливали на территории России 3 раза : первый ночью в районе аэропорта (документы проверили и пожелали счастливого пути), второй когда я под кирпич вьехал года три назад (вежливо указали на факт нарушения и мою невнимательность к знакам, попросили разв ...
Здравствуйте! Вы мне всегда помогаете, спрошу еще раз. Купили читалку маме. Надо наполнить. Ей 68 лет. Она любит детективы. Читала весь цикл Акунина про Фандорина. Всю Агату Кристи и про Пуаро тоже читала. Я, к сожалению, в детективах вообще не разбираюсь, посоветуйте чего-нибудь, ...
кажется, еще одному покупателю расейских зеленых консервных банок можно сказать дасвиданьядарагой. наши радостно втюхали юзанные движки по цене новых в экспортных истребителях. http://xn--b1aga5aadd.xn--p1ai/2017/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F19/ ...