Только факты и цифры в открытом доступе.
uncle_chelya — 07.10.2010 Вот, уважаемые коллеги, предлагаю вам ознакомиться с кратким "исследованием" на тему - эффективности государственного регулирования природоохранной деятельности или куда идут деньги, которые в соответствии с законом должны идти на восстановление окружающей среды (сия аннотация "в двадцати словах" добавлена по совету fritzmorgen).Давно хотел провести вот такое «исследование», но все ждал, когда же выйдет Государственный доклад о состоянии окружающей среды в 2009 г. Но это, судя по всему, случиться не раньше декабря (во всяком случае, доклад за 2008 г. был опубликован 23 декабря 2009), а ручки то чешутся. Поэтому я все-таки проведу это «исследование» основываясь на уже опубликованных цифрах и иных материалах, находящихся в свободном доступе.
Для начала, несколько законодательных определений, которые помогут нам с вами разобраться в вопросе деятельности государства Российского в области обеспечения конституционного права гражданина на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции РФ).
Статья 16, п. 1 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»:
Устанавливается два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Подробный разбор соответствия (точнее несоответствия) 632-го постановления Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» я делал более года назад в этом посте. Поэтому повторяться не буду, кому интересно – читайте сами.
Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального Закона "О введении в действие части первой налогового кодекса Российской Федерации"», п. 5:
В соответствии с нормативно-правовым комплексом, содержащимся в указанных положениях федерального законодательства в их взаимосвязи, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Не буду опять же комментировать, как это соотносится (а точнее не соотносится) с 16-м принципом Рио-де-жанейрской декларации ООН 1992 г. (т.н. принцип «Загрязнитель платит»). Мы живем в РФ, а не в ООН и у нас этот принцип понимается именно так. А теперь я предлагаю изучить Государственный доклад о состоянии окружающей среды в 2008 г., для того, чтобы понять – насколько даже эта норма выполняется на практике.
Открываем Раздел 8. «Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности» (стр. 414). На странице 415 в этом разделе находим подзаголовок «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» и читаем:
В 2008 г. фактические поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду составили 19,1 млрд. руб.
Итак, в 2008 году в бюджет поступило 19,1 млрд. руб, которые в соответствии с разъяснением норм законодательства Конституционным судом должны были быть затрачены на осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности.
Логично?
Читаем следующий подраздел Государственного доклада - последний абзац на странице 415 – и далее на стр. 416 (я исключил из текста различные словесные обороты, дабы осталось только самое важное – вы можете посмотреть в текст Доклада, что ничего серьезного я оттуда не выкинул):
Финансирование природоохранной деятельности.
[…]
в 2008 г. на реализацию водохозяй ственных мероприятий были предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 1775,12 млн руб.
[…]
на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности были выделены субсидии […] в объеме 4108,4 млн руб.
[…]
Природоохранные мероприятия Росприроднадзора в 2008 г., на финансирование которых из средств федерального бюджета было выделено 190693,1 тыс. руб., проводились по следующим направлениям: лабораторно-аналитическое обеспечение контрольно-надзорной деятельности; лесо- и землеустройство на ООПТ федерального значения; оценка экологического состояния морей и воздействия на морскую среду; предупреждение и тушение лесных пожаров на ООПТ федерального значения; эколого-просветительские и другие природоохранные мероприятия.
[…]
В рамках средств на текущее содержание территориальных органов Росприроднадзора общий объем расходов на контрольно-надзорную деятельность в 2008 г. составил 862,1 млн руб.
Итого, на природоохранную деятельность (включая обеспечение контрольно-надзорной деятельности и просветительские мероприятия, которые с трудом можно отнести к «восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности») из государственного бюджета было выделено:
1,8+4,1+0,19+0,862 = 6,952 млрд. руб.
Исключительно для сравнения, смотрим страницу 417 и читаем:
По данным Росстата (табл. 8.1, 8.2), в 2008 г. предприятиями и организациями всех форм собственности израсходовано на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов 102 387,5 млн руб.,
Таким образом, получаем интересную картинку. Предприятия и организации различных форм собственности тратят на реализацию природоохранных мероприятий 102,4 млрд. руб. Не государство тратит, а природопользователи (ага, те самые Магнитогорские металлургические комбинаты, Норильские никели и т.д. и т.п., которые являются главными врагами всего человечества с точки зрения общественных экологических оргнаизаций). Они же платят 19,1 млрд. руб платежей за негативное воздействие, которые, в соответствии с нормами нашего законодательства государство должно тратить на реализацию природоохранных мероприятий и восстановление окружающей среды. Государство же из них тратит 6,952 млрд.
Чтобы понять, на что идут эти средства, мы, как обычно воспользуемся знаменитым порталом госзакупок. Более конкретно идем сюда и указываем в поле «наименование» - «Федеральная служба по надзору в сфере природопользования», «Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации»… Ну, и всякие другие варианты . Какое-то время ждем и получаем интересный реестр, в частности, содержащий такие природоохранные мероприятия (орфография наименований в реестре сохранена):
- 0004807000006 - «Услуги по организации и проведению совещания» - 2,3 млн. руб.
- 0004809000001 - «"Обоснование создания информационно-поисковой системы "Судебная практика Росприроднадзора"» - 6,58 млн. руб. (только за ОБОСНОВАНИЕ создания системы, которая уже СУЩЕСТВУЕТ – попробуйте поиск по Судебной практике в Консультанте, Росприроднадзор выложил почти 7 млн.)
- 0004809000002 - «"Разработка предл. по совершенствованию научно-метод-ого обеспечения контрольно-надзорной деят-ти Росприроднадзора в рай-х функционирования рейдовых перевалочных компл. во внутренних морск.водах и тер» - 9 млн.
- 0004809000003 - «Разработка методического обеспечения дея-ти Росприроднадзора в сфере гос. контроля в области обращения с отходами,включая хранение, перевозку и уничтожении химического окружения» - 13,9 млн.
- 0004809000004 - "Совершенствование информационно-аналитического обеспечения контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора" – 18 млн.
- 004809000006 - "Разработка предложений по повышению результативности гос надзора и контроля в условиях возникновения рисков в природоохранной сфере" – 7,95 млн.
- 0004809000008 - "Соверш.метод.обеспечения контрол.-надзор. дея-ти Росприроднадзора при провед. дноуглубительных раб.,дампинге грунта и добычи общераспр-ых полез.иск. во внутр. морс.водах,тер.море,экон.зоне и конт.шельфе Российской Федерации" – 11,963 млн.
Ну и так далее (очень уж долго приходится ждать вывода следующей страницы реестра).
У МПР единственным видом заказа является «Услуги на создание и поставку научно-технической продукции (НТПр) для государственных нужд». Что это такое с сайта госзакупок непонятно, но стоимость этого доходит до 179,5 млн. руб. за одну единицу (номер реестровой записи - 0005007000017)
Собственно, наверное, это все, что я хотел сказать этим постом. Своих выводов, суждений и т.д. я здесь делать не буду, предоставив это право вам (возможно, потом, я посвящу этому отдельный пост, упомянув и про методики "исчисления вреда" и про грядущие изменения). Здесь я лишь привел законодательные нормы (Определение КС, фактически тоже законодательная норма) и официальные данные. Насколько эти данные соответствуют установленным нормам – решайте самостоятельно.
|
</> |