Только бухгалтерии разные
ejidna — 04.04.2010 Сегодня что-то френдлента будто сговорилась. Сразу несколько человек как-то нервно отписались на тему того, что, мол, их сильно раздражает, когда их - не православных - поздравляют с Пасхой.Кое-кто просто выразил на этот счет недоумение (неужели трудно вспомнить, что они атеисты или вообще какие-нибудь "утконосы"). Другие были более резки и высказались насчет "этих православнутых, которые всех, дай им волю"...
В последних случаях я, мягко говоря, хренею и радуюсь тому, что это не друзья и даже не френды. Я в упор не понимаю, чем тут возмущаться и, главное, зачем.
Я честно попыталась подсчитать, сколько человек меня с утра поздравили смс-кой "Христос Воскресе!" или подобным же образом устно, письменно, по телефону и т.д. Получилось много. Всем было отвечено "Воистину воскресе, спасибо, и вас с праздником!" Отвечено искренне и с радостью.
Может, конечно, что-то в моем монастыре не так, но это мой монастырь. На его вратах висит чисто агностический девиз "А ХЗ, я свечку не держала!" - то есть я понятия не имею, какая вера правильная, какая нет, есть бог - нет бога. А понятия не имею потому, что мне это в общем-то без разницы. Вижу вокруг себя приятных людей или не очень. Фанатиков (которых сторонюсь) и терпимых. Умных и глупых. Зануд и с чувством юмора. Более или менее свободных нравов.
У них свои правила, традиции, привычки. Иногда они не совпадают с моими. Но когда эти люди от всей души в свой праздник пытаются разделить его со мной - это прекрасно.
Я с удовольствием принимаю поздравления с Рождеством и с Пасхой. А чего бы нет. Тем более что первое - вообще теперь выходной день. Я вполне разделяю чувства тех, кто отмечает Рош-Ха-Шана или Хануку. Конечно, у меня хватит ума не "поздравлять" с Йом Кипуром и помнить, что еврейская Пасха - это вообще-то память не о воскрешении Христа, как у православных, а об изгнании целого народа. Но грех не поздравить с Наврузом знакомых казахов, с Курбан-Байрамом - чеченскую бабушку из нашего подъезда (она, кстати, с православными праздниками с удовольствием соседей поздравляет). Ну и "соплеменников" - с Пасхой. Особо близким друзьям полагаются еще и подарки. Равно как и от них - мне. Кстати, близкую подругу сегодня поздравила аж дважды: с Пасхой и с Днем Геолога. И то и другое принято с удовольствием.
Для меня такие вещи - признак близости и доверия между совершенно разными людьми. Не попытка "обратить в свою веру" (кому я на фиг сдалась в этом плане), а именно - доверие, общая радость, стремление показать, что ты - "свой" и понимаешь какие-то вещи не хуже собратьев по конфессии.
И еще мне очень приятно, что люди не циклятся на том, во что я верю и просто не знают, крещеная я, православная, вообще - кто в этом плане. Потому что мы общаемся на другие темы, и эта "межконфессиональная рознь" просто никогда не приходилась к слову. В этих случаях я обычно говорю "я некрещеная, но все равно приятно, спасибо, и вас с праздником".
Мне кажется, именно с таких вещей начинается пресловутая "толерантность", не к ночи будь помянута. Когда не на уровне государства, школы или каких-то публичных структур, а вот так, в дружеском и соседском общении люди с интересом и доброжелательно относятся к чужим традициям и обрядам. Не смешиваясь, не перенимая - но доброжелательно и с интересом. И благодарят даже за те поздравления, которые в общем-то не совсем по адресу.
Просто понимают, что это - не по конфессиональному, а по "человеческому" адресу. Говорят же, что "бог один - только бухгалтерии у него разные", ну вот и.
И да, для меня нормально сообразить, что у кого-то из пришедших ко мне в гости сейчас Пост, и они его соблюдают. А кто-то не ест свинины. А кто-то по определенным дням что-то такое не делает. И раз так, можно по-тихому "не искушать" - поставить на стол что-то, что им можно употребить без моральных мучений. Не исключая того, что можно всем остальным. Но так ведь и для язвенника всегда занычешь даже в самом праздничном застолье вареную картошку и курицу и "горшочек каши". И завязавшему бутылку не поставишь. И для ребенка-аллергика что-то припасешь, чтоб пятнами не пошел.
Я не вижу ничего страшного в таком "приспособлении". Меня никто не "гнет", а я сама стараюсь "войти в положение". Совершенно другой коленкор. И мне бывает странно, когда люди возводят это в принцип - "в моем доме я не потерплю...." Ну, не терпи. И тебя терпеть не будут. И сиди потом в гордом одиночестве.
Это, понятное дело, не к свинине относится.
Правда, важно еще и то, что среди моих друзей, как на подбор, люди спокойные и никому своими обычаями в нос не тычут. Глазом не моргнут, если что не так. Нет фанатиков, нет даже "упертых" - неважно во что, не только в религиозное рвение. Это тоже, конечно, играет свою роль.
Бывают и менее радостные поводы. Куда деваться, если похоронам предшествует отпевание в церкви или в морге, и его не миновать. Надеваешь платок. Стоишь молча. Не крестишься, но свечу - если дали - держишь. Помалкиваешь в тряпочку, даже если священник говорит такое, от чего у тебя шерсть на загривке дыбится (увы, был случай, и не у меня одной - в морге в Ясенево, распространяться не хочу и сейчас не буду).
Ну, а праздники - тут разгуляй полный. И что я, со своими атеистическими устоями, не позвоню и не поздравлю подругу с Днем Ангела, который она трепетно отмечает? Не пожелаю, чтоб Ангел стоял за правым плечом по стойке "смирно" и бдил? И - в ответ - что я, не приму поздравления в Катеринин день, 7 декабря? Еще как приму, и спасибо скажу.
Мацу и кошерное вино уж точно не выброшу и не вылью. Я вообще "породненное с ними" лицо или как? Меня обещали громить в начале 90-х или как? Я таскала в коляске гаечный ключ, надеясь, ежели что, хоть одному "патриоту" бОшку проломить за своего гаврика? Ну вот, теперь и мой час настал. И фиг ли я на курсах иврита в том же начале 90-х вместе со всеми изучала традиции и постоянно гундела израильский гимн "Атикву", потому что мелодия влипает в мозг намертво - "Надежда, мой компас земной" в чистом виде. Я уж не говорю про все прочие напевы. Это не сделало из меня еврейку и ни при каких обстоятельствах не сделает. Ну и что? Маца от этого хрустит меньше?
Я хорошо помню, как бродил по пляжу в Тель-Авиве мой полукровка Саня двух лет от роду. Необрезанный и голый. И на него укоризненно смотрели местные жители, вернее, на меня. Потом сообразили, что мы туристы, и великодушно дали Сашке гроздь винограда - ешь, мальчик, хоть и не повезло тебе с родословной... Слопал в один присест, конечно.
Нет у меня ненависти и к особо назойливым или не особо тактичным православным особям. Среди них есть разные люди, именно люди. Вряд ли я пойду к любому священнику за советом и утешением. Но к некоторым лицам духовного звания испытываю симпатию вне зависимости от их конфессии. Просто люди хорошие. А с плохими меня никто общаться и не заставлял.
Вот лицемерных людей в любом обличье не люблю. И сама лицемерить не буду - притворяться христианкой, например. Ни разу в жизни не осенила себя крестным знамением, например.
Но если кто-то из сугубо православных друзей просил поставить свечку в храме, где я побываю, - да запросто. От их имени. Куда скажут.
Случалось и сертификат на "именной кирпич" для строительства храма покупать для "рабы Божьей такой-то". Трудно что ли. Иногда не книга лучший подарок, а именно это, если человеку важно.
Ну и во всем так же.
Есть человеческое общение, и не надо к нему присобачивать ничего другого. А уж тем более - искусственные барьеры, сплетенные из гроша не стоящих, на мой взгляд, "принципов". "Принсипов", как Тургенев их называл.
Так что с Пасхой лично меня поздравлять - милое дело. Никто не нарвется на отповедь и не уйдет обиженный в лучших чувствах. Не из вежливости - а именно из признательности за внимание и доброту.
Я очень ценю это внимание, в чем бы оно ни выражалось.
А все сказанное - сугубое ИМХО. Ни с кем не спорю, никого не учу. В своем монастыре нахожусь, "я в домике".
Всех, кто что празднует, - вот с этим самым и поздравляю. Удачи, здоровья, счастья.
И пусть никто не уйдет обиженным.