Тысячелетний райх - 67

Естественно, такой «образцовый василевс», каким лепили официозные историографы Василиоса Македонянина, должен был «верхом на белой лошади побиять толпища варваров». «По наследству» от прошлых правителей досталась ему война с павликианами (см. предыдущие серии), грабившими восточную границу. В 870 году царь отправился на них в поход и дошел до их главной крепости Тефрики, однако взять ея не случилось, а заключить мир предводитель еретиков Хрисохирос, пасынок и наследник Карвеаса, отказался. Пришлось ограничиться грабежом более мелких городов, после чего «воинство света» вернулось домой. В отместку Хрисохирос захватил и разграбил Анкару. В 871 году павликиане захватили и сожгли Эфесос, но их предводитель попал в засаду и был убит, а в 872 году зять василевса Христофорос смог разбить еретиков в большом сражении и захватить Тефрику. ИсторЕГи до сих пор соревнуются, кто больше напишет кОзненных сектантов — 100 тыщ, 400 тыщ… Чего их, короче, бусурманов, считать.

Монета императора Людовикуса II
В целом же Македонянину стать МакедонскОВым не случилось — походы его на восточной границе шли «с переменным успехом» и не выходили за рамки набегов и отнятия пары городков. Творилось сие потому, что халифат ал-Абассийун (Аббасидов) находился в «стадии распада», теряя целые регионы, выходившие из подчинения, и сил со средствами на организацию прежних епических походов и джихадов просто не было. На западе творилось примерно то же самое, но в 871 году воины императора Запада Людовикуса II захватили с помощью ромейского флота Бари, а когда после смерти императора началась борьба за власть между его братьями, ушли и оставили город-порт союзникам. Однако в 878 году африканские «муминины» смогли взять Сиракузы. Впрочем, в 880 году ромеи оккупировали Таранто, продав всех жителей в рабство и заселив его колонистами.
Тем временем в столице творились обычные придворные безобразия. Старший сын и соправитель царя Симватиос, переименованный в Константиноса, скоропостижно скончался 3 сентября 879 года, и наследником престола стал Леон. По которому случаю отец решил его женить — зимой 881/882 года был устроен традиционный смотр невест, на котором выбрали некую Феофано из придворной семьи Мартинаки. Наследник жену невзлюбил и завел себе любовницу — некую Зои Заудзи, дщерь Стилианоса Заудзи, одного из гвардейских командиров. Феофано, как рассказывал потом сам Леон, нажаловалась свекру: «Придя к блаженному моему отцу, она возвела на меня клевету (!!!), будто я общаюсь с Зои, дочерью Заудзи. Не внимая моим оправданиям и просьбам, он тотчас же выдрал меня за волосы и, бросив на землю, избивал и топтал ногами, пока я не стал обливаться кровью». Зои насильно выдали за придворного чиновника, а Василиос затаил на сына «недобро».

На, папа, ножик!
Посему некий обижаемый насмешками шибку культурного Леона монах Феодорос Сантаваринос, один из любимых прихлебателей василевса, решил ему «сурово отмстить». «…Мерзавец изображает дружбу к доброму Леону и говорит ему, что вот ты уже юноша, и отец тебя любит, а когда выезжаешь с ним за город, ни кинжала, ни меча с собой тайно не берешь, чтобы отдать отцу, если будет в нем нужда против зверя, да и сам не окажешься безоружным, если произойдет на отца тайное покушение, но будет у тебя, чем отразить отцовских врагов». Вопреки последующему своему нику Мудрый (ака Философ), Леон последовал совету и начал носить за сапогом нож. После чего Сантаваринос тупо настучал царю, что наследник хочет его зарезать и постоянно носит нож. «И вот как-то раз… царь сделал вид, будто ему нужен кинжал и начал усердно его разыскивать. Оказавшийся рядом сын, ничего не подозревая о замыслах отца, без всякой задней мысли и злого умысла вытащил нож, который носил при себе, и отдал отцу».
Василиос, оказавшись не менее тупым отцом, чем сын — сыном (хочут его зарезать, но дают нож по первой просьбе…) и, возопия «сукаблять!», повелел сына немедленно кОзнить, но патриарх и монахи, сделав ужасно круглые глаза, криками и маханиями рук убедили его просто отправить наследника под домашний арест. Где он провел следующие три года, да еще вместе с нелюбимой женою. Однако подумав о том, что младший его сын Стефанос с детства определен в монахи, а средний Александрос хоть и коронован в 879 году как соправитель, как-то не вызывает особого доверия своими несуществующими талантами, василевс (видимо, еще и много размышлявший о том, зачем отдавать нож, которым собрался зарезать папу) «освободил сына из-под стражи, допустил к себе, велел сменить скорбные одежды, постричь буйно разросшиеся в несчастии волосы, вернул ему прежний ранг и достоинство в государстве». И весьма вовремя, поскольку 25 августа 886 года Василиос I Македонянин помре от некоей желудочной болезни, и престол унаследовал Леон VI Софос (Мудрый, или Философос — почти то же самое).

Леон VI Софос - пресмыкается пред Исусом
Новый царь начал с радикальных изменений. Во-первых, торжественно перезахоронил останки Михаила III в столичной церкви св. Апостолов — Леон хотел, чтобы его считали сыном и наследником «настоящего царя», а не убийцы-узурпатора. Во-вторых, низлОжил патриарха Фотиоса и отправил его в ссылку, а на его место назначил родного брата Стефаноса (управлял РПЦ до самой смерти 18 мая 893 года). В третьих, назначил Стилианоса Заудзи логофетом дрома (главой МИД) и возвел в сан магистера. В четвертых, Сантаваринос, доместик схол (главнокомандующий) Андреас и магистер Стефанос Каломария были обвинены в заговоре с целью свергнуть василевса и возвести на престол некоего родственника бывшего патриарха Фотиоса — в итоге Сантовариноса сперва сослали в Афины, а затем ослепили и выслали на восток. А когда 10 ноября 895 (или 897) года скончалась василисса Феофано, Леон в 898 году женился на Зои Заудзи (она к тому времени весьма удачно овдовела), а ее отца произвел в василеопаторы («отец василевса», чин, выдаваемый ближайшим старшим родичам царя — в данном случае тестю). Продолжатель Феофаноса считает, что мужа Зои предварительно отравили по приказу Леона.
Но второй брак счастливым не стал — родив двух девочек по имени Анна (одна умерла младенцем, судьба второй неизвестна), Зои скончалась в 899 году «от ужасной болезни и головокружения». Две девочки (от Феофано у царя имелась дщерь Евдокия) — так себе обеспечение престолонаследия, так что пришлось жениться в третий раз. Вообще-то в РоманИи это считалось «ну, не полный харам, но как бы фу», однако случай был экстраординарный, и церковь дала разрешение. Летом 900 года василевс взял в жены некую Евдокию Ваяну. Но и она скончалась 12 апреля 901 года при родах, а рожденный ею мальчик Василиос долго не прожил. Все посмотрели на брата царя Александроса, но тот только пил, ел и отлынивал от любой государственной службы, так что семью и детей не завел. Фигня же была в том, что по канонам ПЦ жениться в четвертый раз было «категорически НИЗЗЯ»…
|
</> |