
Тысячелетний райх - 3

Пока нарождающиеся на востоке империи ромеи жили всей этой бурной «нутряной жЫзнью», на западе оная же жЫзнь тоже била ключом, и в основном по головам. Нам абсолютно ничего не известно о том, чем занимался Аларейкс со своими визиготами с 397 года, когда Стилихо вытеснил его с Пелопоннеса в Эпир, до осени 401 года. Известно лишь, что Аркадиос пожаловал ему титул магистера милитум Иллирика — видимо, выстраивал для варваров «золотой мост» на Запад. И осенью 401 года, подкушав в Эпире всё, что смогли, визиготы покатились в Италию. Там разворачивались епические пообища, Стилихо собирал однЕх варваров супротив другЕх варваров, отмутузил Аларейкса у Полленции 6 апреля 402 года и при Вероне в 402/403 году, в итоге чего «фокус не удался», и «набеганцы» вернулись в Иллирик, который им и оставили «на прокорм», заключив мир.

Исчо один каменный Аркадиос
Тащем-та офицьяльно Иллирик входил в восточную империю, но Стилихо задумал «явочным порядком» оттяпать его с помощью «старого-нового друга» Аларейкса. Однако планы их обоих испортил очередной гот, набежавший в 405 году на Италию — на сей раз «чисто варвар-варвар» и йазычнЕГ (в отличие от «окультуренного» арианина Аларейкса) Радагайс, приведший с собой, помимо сородичей, исчо и кельтов, вандалов и всяких алеманнов. Стилихо пришлось набрать в армию освобожденных рабов, чтобы летом 406 года уничтожить орду в битве у Фезул (Фьезоле) близ Флорентии — сам Радагайс попал в плен и был казнен 23 августа 406 года. Однако ж об отторжении Иллирика от восточной империи теперь речи не было — тем паче, что на следующий год Флавиус Клавдиус Константинус [III] объявил себя императором в Британии, и началась очередная часть Западно-Мерлезонского балета...
В Константинополисе же об то время разгорался новый скандал. После победы над Гайной вернулись высланные ранее по его требованию Сатурнинос, Аврелианос и Иоаннис, и последний снова занял свое место фаворита василиссы Элии Евдоксии. Царица вообще забрала постепенно власть, оставшуюся после смерти Евтропиоса и Гайны, в свои руки, сделав в 406 году префектом претория (главой исполнительной власти) своего ставленника Флавиоса Анфемиоса (ака Флавиуса Антемиуса), «иностранного специалиста» из западной империи, пустившего при дворе в Константинополисе корни и ветви. Лично против Анфемиоса архиепископ Иоаннис Хризостомос ничего не имел, он даже написал на его назначение панегирик со льстивыми сравнениями, но на василиссу начал «наводить тени». А всё, что случилось далее, имеет две четких «точки зрения», почти ни в чем не совпадающих друг с другом...

Иоаннис I Хризостомос образца IX века (кликабелен)
Поскольку спустя 130 лет Иоаннис Хризостомос стал святым, и не просто, а одним из трех вселенских святителей (святитель — епископ, ставший святым за заслуги перед церковью), то, естественно, с точки зрения «тру-хрестьян» во всем была виновата блятоватая василисса, которой не понравились проповеди иерарха про «суетных дженсчин». Она-де потребовала собрать церковный суд, который приговорил епископа Иоанниса к смерти, замененной изгнанием. Но следующей же ночью у василиссы случился выкидыш, а в Константинополисе — землетрясение, и испуганная Евдоксия повелела вернуть изгнанника обратно...
Однако жыж исторЕГи, даже не антихрестьянские, а принадлежавшие к «иным течениям тру-хрестьянства», рисуют несколько не те картины другими маслами. Хризостомос-де нагонял на царицу из-за празднества в честь постановки ея статУи возле храма Агия София — типа, это чо, паганския игрища с жервищами типа божественной правительнице? Посему василисса воспользовалась первым попавшимся поводом — ибо «не менее святые люди» обвинили Иоанниса в ереси. Архиепископ Александрии Феофилос (385 — 412) был человек честолюбивый и хотел подчинить своему влиянию столичную кафедру, но в 397 году вместо его ставленника выбрали Иоанниса I. Феофилос затаил «небобро». Об ту пору в Египте сильно бились друг супротив друга две церковные партии — оригенисты и антропоморфисты. Первые, сторонники богослова III века Оригениоса Адамантиоса, утверждали, что Б-г не может быть «яки человек» и не имеет рукей, ухей, ногов и прочих пальцев. Вторые были «резко против».

Феофилос
Попервой Феофилос поддерживал оригенистов, но когда злобные антропоморфисты ворвалися к нему на двор и хотели прибить палками, он «резко прозрел», и более того — начал жестоко гнобить оригенистов, отлучая и изгоняя их. Пострадавшие бежали в Константинополис и просили защиты у Хризостомоса. Тот разрешил им жить и ходить в церкву, но до причастия не допускал, покамест вопрос их вины не будет окончательно выяснен — почто отписал просьбу Феофилосу прислать бумаги с разбором дел отлученных. Епископ Александрии тут же объявил коллегу из столицы «укрывателем еретиков» и начал добиваться церковного осуждения Иоанниса. Один их беглецов смог добиться аудиенции у Евдоксии и попросил «унять» Феофилоса и его наезды на Хризостома. Ах вот за что можно защучить этого попишку, сообразила василисса и «милостиво разрешила» созвать церковный собор для «разборки тёрок».
Собор съехался в июле 403 года в место возле града Халкидока, зовомое Руфинианой, ака Под Дубом — поместье временщика Руфиноса (см. предыдущие серии) возле большого дерева, конфискованное после его смерти в казну — и посему получивший название Собор Под Дубом. Приехали 36 епископов (28 из них — из Египта купно с Феофилосом). Главным специалиЗДом по борьбе с оригенистами считался епископ Саламина на Кипре Епифанеос Кипрон (Кипрский), с которым Хризостомос, когда тот прибыл в Константинополис, умудрился сразу посраться. Так что практически единодушно собравшиеся выкатили супротив архиепископа 29 обвинений, от ереси до коррупции и рукоприкладства, и в результате он был низложЕн — правда, заочно, поскольку лично не явился. Его сослали во град Пренету в Вифинии. Но при известии о сем в Константинополисе начались беспорядки, и Аркадиос вынужден был вернуть Хризостомоса, а александрийцы были горожанами избиты и выгнаны «обратно в свой Египет». Был собран «альтернативный собор» из 60 епископов, который отменил все решения Собора под Дубом...

Епифанеос Кипрон
Феофилос святым потом не стал, но всё-таки его 14 правил вошли в каноны ПЦ. Зато Епифанеос стал исчо каким — тоже святителем (хоть и не великим). Так что история, в которой один святой человек срался с другими святыми людьми, да еще народ возмутился и кое-кого из святых людей поколотимши, со всех сторон пахла «как-то не тру», и рассказы о Соборе под Дубом особой популярностью не пользовались — ромейские исторЕГи церкви ея добросовестно описали, но уже в житиях фигурантов «углы» старательно «спиливались». Всю эту «срань Г-дню» для пипла заменили на выкидыши и землетрясения, и Иоаннис Хризостомос в этих рассказках — герой и весь в белом, а Епифанеос Кипрон-де, плывя домой, «узнал о ложных обвинениях и раскаялся» (видимо, на морское судно радиограмму прислали), но тут же умер и подтвердить письменно не успел...
|
</> |
