Рыцарь на белой лошади - 17
qebedo — 29.07.2022 Двое из ларца (начало)Провал наступления в Провансе вынудил союзников наконец-то взяться за ум и попытаться сосредоточить все силы на одном фронте, дабы нанести решающий удар. Самым подходящим местом были Испанские Нидерланды - тут уже действовала армия герцога Мальборо силой в 100 батальонов и 150 эскадронов британцев, голландцев и немцев, нанятых голландцами. Но "гордый морской обычай не позволяет передавать имперскую армию иностранным полководцам" - 37 батальонов и 47 эскадронов были сосредоточены на Рейне под командой курфюрста Брауншвайг-Люнебурга (неофициально - Ганновера) Георга I Людвига (который согласно принятому в 1701 году в Англии "Акту о престолонаследии" стал наследником королевы Анны Стюарт). Помощь союзникам подали лишь в виде армии принца Ойгена, посланной, однако, не в Нидерланды, а на Мозель (ака Маас), в которой насчитывалось 45 батальонов и 60 эскадронов.
Курфюрст Георг I Ганноверский
Мальборо развернул зимой и весной 1708 года сложные интриги, чтобы увести армию Ойгена с Мааса и соединить со своей - это позволило бы ему дать генеральное сражение французам, побить их (как он искренне надеялся) и переломить ход войны в пользу альянса. Чтобы не обижать курфюрста Георга I, который сам хотел "попользоваться" австрийской армией, было заключено секретное соглашение, о котором знали лишь четыре человека (Мальборо, Ойген, глава британского МИДа Фрэнсис Годолфин и великий пансионарий Республики Соединенных Провинций Антони[ес] Хейнсиес) - согласно ему, в случае атаки французов на герцога его друг-приятель должен был немедленно мчаться на помощь.
У французов меж тем именно в командовании вновь царили разброд и беспорядок. Верный своей привычке ничему не учиться, Луи XIV продолжал уже скомпрометировавшую себя под Блиндхаймом и под Турином практику назначения двух командующих - парадного и "заднего". В армии оставался довольно успешно спасший Францию в прошлую компанию от абсолютного апожа герцог де Вандом, но на сей раз к нему из Парижа прислали "передоросля" - герцога Луи Бургундского, старшего внука короля, сына Великого Дофина. Мальчику стукнуло 26 лет, и ему пора было покрывать себя неувядающей славой.
Антони[ес] Хейнсиес
Но увы - в отличие от отца, дофина Луи, который в тени слишком деспотичного отца вырос (жил и умер в 1711 году) просто лентяем (мог просидеть весь день в кресле) и "пассивным сопротивленцем", герцог Бургундский занял место "классического наследника престола", который готовится к тому, что "вот при нем всё будет не такЪ!" Вдарившись в религиозное ханжество и "читая буков", он собрал вокруг себя опальных вельмож, которые должны были составить после его воцарения "великий совет", что будет править "по старине, аристократически", а пока занят тем, что моет кости королю, его фаворит[к]ам и всем придворным. (Одним из участников этого кружка стал знаменитый мемуарист Луи де Рувруа, герцог де Сен-Симон).
Беда, правда, была в том, что отец-лентяй оказался неплохим полководцем, а вот сын этих талантов не унаследовал. И вот это "Ваше Королевское Высочество" столкнулось с герцогом де Вандомом, о характере и привычках которого я уже писал - "дитя порока", сквернослов и надменный аристократ, считавший, что это он, правнук Анри IV, а не какой-то там прапраправнук, выше по рождению и заслугам. Так что оба французских главнокомандующих сразу начали цапаться, и если король этого не предвидел, то он был глуп, а если так и задумывал - то глуп вдвойне. Особенно резко сие контрастировало с поведением обоих командующих союзников - Ойген и Мальборо снова составили "блестящий дуэт друзей"...
Герцог Бургундский
Сойтись два герцога смогли лишь в одном - надо напасть на Мальборо, который стянул свои 90 000 солдат к 21 мая у Брюсселя, и попытаться со своими 100 000 человек выиграть у него сражение. Французы быстрым броском подошли к Брюсселю... и встали тут на месяц. Ибо командующие до хрипоты спорили о том, что делать дальше. Вандом хотел напасть на крепость Юи, чтобы либо выманить туда, на большие плоские равнины, Мальборо и раскатать своей многочисленной кавалерией, либо, если тот не выйдет, взять крепость, контролирующую Маас и отрезать англо-голландцев от имперцев. Но герцог Бургундский хотел наступать прямо на Брюссель и аппелировал к королю. И только много времени спустя пришел ответ из Версаля - на Брюссель!..
Мой ТелеЕлеграмМ - подписуйтесь, лайкайте и каментите.
|
</> |