"Тирпиц" и Мидуэй
naval_manual — 25.10.2019Реанимационная ремарка.
Как мы обсуждали сравнительно недавно,
одним из важнейших - не скажу ключевых - событий сражения при
Мидуэе стал вечерний повррот Спрюэнса на восток, от
противника. Это решение Спрюэнс принял, опасаясь ночного
столкновения с превосходящими японскими надводными силами. И это
решение во многом лишило американцев возможности развить успех (а
возможности были) - не будь счастливой коллизии "Могами" и
"Микума", развития и вовсе не было бы.
Относительная слабость сил Спрюэнса - это, в первую очередь,
отсутствие в составе его соединения линейных кораблей, каковые были
в распоряжении Нагумо. Как известно, "тихоходные" стандартные
линкоры TF1 для совместных действий с авианосцами не годились. И
вообще сидели у Западного побережья США. Однако в составе
американского флота в июне 1942 г. имелось сразу два боеготовых
линкора типа "Вашингтон", каковые с авианосцами - в дальнейшем -
взаимодействовали активно. Но они в это время были ещё дальше:
"Норт Кэролайн" только-только подходил к Панамскому каналу,
"Вашингтон" же и вовсе был в Скапа-Флоу. Оба этих корабля были
боеготовы к началу весны 1942 г. - и оба они, первым делом, были
использованы как противовес "сидящему" в Норвегии немецкому линкору
"Тирпиц".
Классический аргумент в пользу самого известного "линкора in being"
известен - немецкий линкор сковал существенные ресурсы союзников -
известен, но вот этот вот факт, отвлечение новых американских
линкоров с Тихого океана в 1942 г., как мне кажется, не заслужил
должной оценки. Отсутствие современных линкоров мешало американцам
при Мидуэе (и в Коралловом море), и - мешало в начале
Гуадалканальской кампании. Тогда на Тихом океане был только "Норт
Кэролайн" - "Вашигтон" всё ещё сидел на корточках рядом с
"Тирпицем", и к походу в Северную Атлантику готовился "Саут
Дакота". Решение послать оба новых линкора на Тихий океан принял
лично Рузвельт - после катастрофы у о. Саво.
Помимо весенне-летних "деплойментов" 1942 г., американские линкоры
использовались для нейтрализации "Тирпица" в апреле-июле 1943 г. -
пока британские дредноуты противостояли итальянцам у Сициллии, в
Северной Атлантике дежурили свежепостроенный "Алабама" и
отремонтированный после боя у Гуадалканала "Саут Дакота". Но тогда,
в период относительного затишья на Тихом океане, это не было так
важно, как в 1942 г.
Это, на мой взгляд, забавный штрих и к истории "Тирпица", и к роли
линейных кораблей. Это - ещё один повод задуматься о глобальном
характере Второй мировой. И, наконец - ещё один повод задуматься
над тем, насколько, на самом деле, существенной была помощь - пусть
и неосознанная - немцев японцам. Хотя верно, безусловно, и
обратное.
|
</> |