Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы

топ 100 блогов gre4ark28.11.2017 Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы

В Уфе городские власти решили сделать пешеходную улицу, а то как-то неудобно перед соседями - в большинстве миллионниках такие улицы есть, а в Уфе - нет. Плюс всякие слухи доходят, что у них-то там делают классно для пешеходов, а мы как деревне живём.

Начало правильное, ведь быть комфортным городом без пешеходных пространств невозможно, но дальше начинаются типичные пляски с гаишниками, коллапсами и заблуждениями. Такое случается практически всегда при копировании решений без понимания предпосылок и сути изменений. Именно так может случиться и с Уфой.


Изначально пешеходной планировалось сделать улицу Октябрьской революции, где в неизменном виде сохранилось множество домов дореволюционной постройки, представляющих разные стили деревянной и каменной архитектуры. Однако с этим вариантом не согласились в ГИБДД, пояснив, что перекрытие важной и высоконагруженной магистрали может ухудшить и без того непростую транспортную ситуацию в историческом центре.


Лезть не в своё дело - типичное состояние для городских гаишников. У них нет полномочий по организации движению и уж тем более они не специалисты в области транспорта. Их власть кончается на уровне соответствия улиц стандартам, а стандарты разрешают сделать пешеходными хоть все улицы города.

Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы

Сложившийся трафик - ещё один камень в дело создания комфортных городских пространств. Автомобиль - святая корова, которую нельзя трогать. Нужно сделать выделенную полосу, светофор или остановку для удобства тысяч людей? Извините, но у нас перегружены улицы и как это мы уберём 5 парковок??

Трафиком можно и нужно управлять, для этого есть экономические меры типа платных парковок или проезда, так и физические - создание искусственных перепробегов из-за пешеходных зон и проезда только для общественного транспорта. Тупик на сквозной улице для снижения транзитного трафика и стимулировать людей ездить на велосипедах или общественном транспорте - типичное дело для европейских городов.

Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы

Иными словами, если это не единственная улица на весь район, то ничего не мешает сделать на улице пешеходную зону с возможностью проезда общественного транспорта. Как показывает практика, лишние машины со временем исчезнут - людям станет проще добираться до нужного места иными маршрутами или видами транспорта.

Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы


В качестве недостатка Октябрьской революции также указывалась ее большая протяженность и отдаленность от сложившихся пешеходных маршрутов.


Есть вероятность, что доводы притянуты за уши - длина улицы всего два километра. Тут важно другой момент - транспортная доступность на общественном транспорте и велосипеде. Слава квартальной сетке - остановки можно организовать на перекрёстках и решить проблемы доступности. Или же можно сделать проезд по улице только для общественного транспорта. Трамвай в этом плане подходит лучше всего за счёт экологичности и понятной траектории езды, но на безрыбье и автобус сгодится.

Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы
главная улица Вена и проезд только для автобусов


Второй рассматриваемый вариант – ул. Мустая Карима, где также есть исторические объекты, в том числе медресе им. Султановой и мечеть «Галия», а автомобильный трафик не столь напряженный.


Пешеходная улица должна притягивать людей, для этого она должна обладать точками притяжения: институтами, достопримечательностями, красивой архитектурой, барами, ресторанами и так далее. Поэтому исторические центры хорошо подходят для пешеходных улиц, а микрорайоны - нет.

Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы

Проблема этого и предыдущего варианта, что там нет сложившихся точек притяжения вдоль всей улицы - они пустые. Ходить взад-вперёд по такому месту надоест после второго раза. Можно заманивать людей для привлечения бизнеса с помощью уличного искусства или мероприятий, но это займёт несколько лет. Но эта задумка не реализуется из-за подхода властей.


В Уфе планируется реализовать несколько другой вариант – пешеходной улицы выходного дня. Согласно проекту, в центре магистрали будет создана пешеходная зона со скамейками, озеленением и арт-объектами, а по краям сохранятся полосы для движения автомобилей, которые будут перекрываться в праздники и выходные дни.


Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы

Пешеходная улица не должна становиться ярмаркой выходного дня. Либо улица работает как комфортное пешеходное пространство, либо просто сделайте баланс территории комфортным для людей с сохранением движения машин. Перекрытия на выходные делаются в тех случаях, когда закрыть движение совсем не получается. Например, так делают с Крещатиком в Киеве или с целыми районами в Нью-Йорке, но при этом там организуют уличные мероприятия.

Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы

Для обеспечения удобства и безопасности пешеходов в районе пересечения ул. Мустая Карима с Коммунистической планируется построить подземный переход. Интересно решен вопрос обустройства перекрестка с ул. Чернышевского. Над проезжей частью предлагается построить специальную аппарель, которая будет играть роль как надземного перехода, так и видовой площадки с озеленением и скамейками. Вход и спуск с аппарели возможен по лестнице и с помощью лифтов.


Вишенка на торте некомпетентности властей Уфы в вопросе организации пешеходных пространств. Открою страшный секрет - подземные переходы неудобные и опасные для людей. Человек ходит по максимально короткой траектории и не любит ступеньки - это выработанный механизм сохранения энергии. Заявлять, что спускаться и подниматься удобное занятие может лишь человек, который сутками сидит в машине и лишён этого удовольствия. Про бабушек, мам с колясками и инвалидов я молчу. Кстати, на это просто не хватит денег:
Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы

Тут показателен пример Екатеринбурга, где пешеходная улица тоже сделана с подземным переходом, хотя на соседних перекрёстках есть зебры. Естественно тут есть лифты и естественно они не работают - их слишком дорого обслуживать.
Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы

Делать надземный переход - отдельный вид мазохизма. Люди просто будут перебегать или не будут пользоваться улицей. Как о людях думают уфимские чиновники (хоть и бывшие) хорошо следует из этой цитаты:

- Пешеходная улица нужна Уфе, прежде всего, в имиджевых целях – отсутствие такого объекта влияет на общее впечатление и туристическую привлекательность современного города, - считает экс-мэр Уфы Павел Качкаев. - Для реализации проекта на Мустая Карима потребуется расселение и реставрация ряда исторических домов, но, думаю, это можно сделать без участия бюджета за счет инвесторов.


Чиновникам не нужны люди на пешеходной улице и тем более их не волнует комфорт жителей. Важно закупить нужное количество брусчатки, разыграть тендер и перерезать ленточку. Их волнуют красивые картинки, процесс стройки и день открытия, а не как улица будет жить потом - в этом их проблема. В городских проектах важнее всего не стройка, а жизнь объекта после стройки, для этого нужно программировать место и работать с жителями.

PS в посте рассматриваются стратегические вещи, а не уровень отдельный дизайн-решений. В деле обустройства тоже много тонкостей и важных моментов, но они вторичны, а правильное размещение - первично.

Поделиться записью:

Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы


Принципы пешеходности
Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы


Как сделать хорошую улицу?
Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы


50 причин иметь пешеходный город
Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Удивительное - рядом. Недалеко от нас растет дерево, на котором две вороны свили гнездо и активно там обитают. ссорятся, мирятся, просто каркают. )) Сегодня мы были свидетелем совершенно фееричного зрелища. =) Я сразу сбегала за фотоаппаратом, но было уже поздно - на кадре не видно той ...
После трудов праведных на благо себя, заехал глянуть плитку... Глянул... Посчитал стоимость м2. Еще раз посчитал. Решил что Людмила Ивановна, учитель мой по математике в школе, а потом Михаил Сергеевич- в бурсе, зря пророчили мне лавры математического вундеркинда и сногосшибательную ...
В мире очень много видов животных, которые умеют преданно любить своих партнеров. Да так, что многие люди могли бы им позавидовать. Или поучиться у них искусству любви, верности и грамотному построению отношений. Большинство этих пар моногамны и остаются верными одному-единственному ...
Учёные-атомщики перевели стрелки "Часов Судного дня" на 30 секунд вперёд. Часы теперь показывают 23:58 - до полуночи и "конца света" осталось две минуты. Мир сегодня так же близок к Судному дню, как в 1953 - в разгар "Холодной войны". Северная Корея, Иран, Россия и Китай - главные ...
Генезис китайских танков. ...