Типичная европейская армия позднего средневековья с нюансами вроде мародерства
musashi8 — 06.10.2023 Отсюда:запорожские казаки — типичная европейская армия позднего средневековья с нюансами вроде мародерства, но выполняющие свою функцию — защищать свою страну и сражавшиеся с сильнейшими армиями вроде турецкой, польской, московской. Печорин — именно человек обезумевший от денег ни за что либо за мерзость вроде того, что его служба — по сути не воевать, а заниматься карательыми акциями против местного населения на захваченных территориях.
Начало дискуссии здесь.
Поскольку Ярослав меня предусмотрительно забанил, отвечаю здесь. Определенный уровень мародерства и правда был характерен для любой европейской армии, но у запорожцев он выходил далеко за общепринятые рамки (см. у Гоголя - явно не склонного клеветать на запорожцев). Причем дело тут не в позднем средневековье - традиция была продолжена гайдамаками в эпоху Екатерины II, петлюровцами в гражданскую, бандеровцами в ВОВ и героическими борцами с Путиным уже в наше время. То, что Ярослав называет мародерством, обычно называют геноцидом. Впрочем, сейчас защитники европейских ценностей уверяют, что жертвы геноцида - украинцы.
Но не будем концентрироваться на мародерстве. Рассмотрим другой аспект. Типичная европейская армия позднего средневековья была верна своей стране и своему правителю. В случае запорожцев, страна - это Польша, а правитель - польский король. Ему казаки присягали, у него получали жалование и по идее ему должны были бы служить. Как именно служили - см. у Гоголя. Причем дело даже не только в регулярных восстаниях. По замыслу, запорожцы должны были защищать юго-восточные границы Польши от набегов крымских татар. Вместо этого запорожцы предпочитали совершать рейды, причем не на Крым, а на Турцию
Опять же см. у Гоголя
— Что, кошевой? пора бы погулять запорожцам.
— Негде погулять, — отвечал кошевой, вынувши изо рту маленькую трубку и сплюнув на сторону.
— Как негде? можно пойти на турещину или на татарву.
— Не можно ни в турещину, ни на татарву, — отвечал кошевой, взявши опять хладнокровно в рот свою трубку.
— Как не можно?
— Так; мы обещали султану мир.
— Да ведь он бусурман: и Бог и Святое Писание велит бить бусурманов.
— Не имеем права. Если б не клялись еще нашею верою, то, может быть, и можно было бы; а теперь нет, не можно.
— Как не можно? Как же ты говоришь: не имеем права? Вот у меня два сына, оба молодые люди. Еще ни разу ни тот, ни другой не был на войне, а ты говоришь — не имеем права; а ты говоришь — не нужно идти запорожцам.
— Ну, уж не следует так.
— Так, стало быть, следует, чтобы пропадала даром казацкая сила
https://ilibrary.ru/text/1070/p.5/index.html
Или у Тараса Шевченко
Поплывемте не к Синопу,
Братцы-атаманы;
А в Царьград поедем — в гости
К самому султану!»-
«Ладно, батька!»- загремело.
«Ну, спасибо, братцы!»
https://rustih.ru/taras-shevchenko-ivan-podkova/
https://www.ukrlib.com.ua/books/printit.php?tid=797
Рейды вызывали ответные действия турок, причем не на Запорожье, а на Польшу (современные Румыния и Молдавия были Турцией). Запорожцы и крымские татары оказывались в выигрыше, те кого "типичная европейская армия (c)" должна была защищать - в проигрыше.
А теперь вернемся к началу дискуссии:
люди прошли от охоты с собирательством до интернета и нейронных сетей вовсе не благодаря храбрым мерзавцам, не делающим ничего полезного.
Интернет и нейронные сети появились благодаря наличию цивилизации. Той, которую офицеры вроде Печорина защищали, а "храбрые мерзавцы, не делающие ничего полезного (c)" - вроде запорожцев - пытались разрушить.
|
</> |